Что такое любовь между мужчиной и женщиной. Готовы ли вы развиваться вместе? Что вас привлекает в вашем партнере

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

Любовь - что это такое? Любое ли чувство к человеку противоположного пола является любовью?

Тоска по человеку, сексуальное влечение, светлые мечты, желание человеку добра - всё ли это любовь? А может, любовь - это что-то большее чем чувство? Как узнать, что это любовь?

Попробуем разобраться в том, что такое любовь.

Любовь это забвение себя


Любовь это место, в котором тебя самого нет вообще, нет ни капельки, а есть – только тот, кого любишь. Когда любишь женщину, этой любовью начинает просвечивать весь мир вокруг. Ведь это не оттого, что женщина собой всё заполонила, хотя такое бывает, но это другое, не любовь...
Читать дальше

Зависимость – подмена любви


Если эти отношения часто причиняют нам боль, у нас появляется представление, что любовь это мучение, едва ли не болезнь. Действительно, возможно, ваши отношения больны. Только, скорее всего, правильное название их не «любовь», а «зависимость».
Читать дальше

Что такое любовь?


Среди всех заблуждений относительно любви самым действенным и распространенным оказывается представление, что влюбленность - это тоже любовь или, по меньшей мере, одно из ее проявлений. Действенным это заблуждение является потому, что влюбленность субъективно переживается так же ярко, как и любовь. Когда человек влюблен, его чувство, конечно же, выражается словами «Я ее (его) люблю». Однако сразу же возникают две проблемы.
Читать дальше

Любовь не причиняет страданий


Любовь не причиняет страданий, она делает людей счастливыми и благодарными друг другу за терпение и уважение в столь самоотверженном подвиге, который они рука об руку по жизни этой несут вместе. Любовь это когда ты живёшь для другого человека, живешь его жизнью, ты дорожишь каждой минутой с ним, тебе с ним хорошо всегда, даже когда он что-то не по-твоему делает.
Читать дальше

Любовь – это сопереживание


Что такое любовь? Для себя самый верный признак любви я нашёл у апостола Павла: «радуйтесь и радующимися и плачьте с плачущими». Когда радость человека подлинно становится моей радостью, когда всё, что его радует, радует меня, а его боль становится моей болью, здесь есть любовь. На более низком уровне я сказал бы – это сопереживание.
Читать дальше

Любовь – это когда ты любишь человека с его недостатками


Любовь это, наверное, когда ты любишь и недостатки другого человека. Если человек тебе кажется красивым, умным, талантливым – это не обязательно любовь. Другое дело, если ты знаешь и любишь те недостатки, которые у него есть.
Читать дальше

Нет человека, который не обладал бы талантом любви


Нам, людям, конечно, дан очень большой аванс. Нет человека, который бы не обладал даром любви. И жизнь каждому человеку как раз дана, чтобы он этот талант развивал и приумножал. Это действительно талант. Можно его закопать из страха быть непонятым, наказанным, а можно его культивировать, обрабатывать и приумножать.
Читать дальше

«Я не хочу печалить вас ничем» – тоже признак духовной любви


Что такое любовь? Любовь это состояние души, и присуще только человеку, как образу Божьему. Раньше говорили не «я его люблю», а «я его жалею». Слово «любовь» слышалось в храме, а не дома. Значит ли это, что не было любви? Нет. Само слово «жалею» означает, что что-то жалит человека, уязвляет, т.е. я нахожусь по отношению в состоянии боли за этого человека. Вот она какая, настоящая любовь.
Читать дальше

«Стерпится – слюбится» – это самое зерно любви


Законом является то, что если вы самое главное решили – что он твой муж, а ты его жена, – то как бы тебя что-то ни огорчало в нем, а ему в тебе, но если вы самое главное решили, то всё будет, любовь будет. Любовь обнимет вас и будет сопровождать вас всю жизнь. А когда дети пойдут, то это состояние ещё больше умножится.
Читать дальше

Настоящая любовь делает человека лучше


Мы знаем, что такое любовь. Этому чувству удалось раскрыть в нас самое прекрасное, что Бог в нас заложил. Переживая настоящую любовь, ты узнаешь в себе новое, чего раньше не знал. Во всяком случае, настоящая любовь никогда не может сделать человека хуже, чем он был.
Читать дальше

То, что не вечно, не имеет права называться любовью


Проблема любви заключается не в проблеме выбора субъекта любви, а в способности любить. Действительно, если хочешь иметь хорошую жену, то выбирать можно долго и тщательно, и всё равно идеальную не найти. А если ты хочешь стать мужем, стать-то им ты можешь при любой жене. Какая бы жена ни попалась, ты сам будь хорошим мужем – вот и всё! Настоящая любовь– это состояние двух людей («два в плоть едину»), а влюбленность – это просто чувство.
Читать дальше

«Любовь - это неизвестно что, которое приходит неизвестно откуда и кончается неизвестно когда». Такое определение дала французская писательница Мадлен де Скюдери.

По-своему она была права: человеку, который сходит по кому-то с ума, легко принять собственные муки за мистическое наваждение.

И всё же с нею стоит поспорить…

Есть любовь или нет?

А я вот не знаю, что такое любовь. Почему ты вообще думаешь, будто она случается? Всё сводится сначала к постели, а потом к банальной привычке.

Но ведь с любви начинается всё! Не будь её, и мир бы не существовал…

Сколько подобных пустопорожних дискуссий мы вели, будучи студентами-первокурсниками! Шумели, обижались друг на друга. И всё потому, что говорили о разном.

Понятие «любовь» многозначно. С одной стороны, его свободно используют при раздаче субъективных оценок, не предполагающих неприятия или отвращения (я люблю Васю Пупкина/первый фортепианный концерт Чайковского/рыбный салат). С другой, оно превращено в фетиш.

Вы сами мгновенно вспомните пару фильмов и книг, в которых влечение героев к друг другу помогает спасти человечество от великих и ужасных Сил Зла. В реальность любви, уничтожающей Тёмных Властелинов, я верю с трудом. Приравнивать её к примитивному гастрономическому пристрастию тоже нелепо.

Правильнее будет говорить об особых отношениях между мужчиной и женщиной, которые представляют собой сложное сочетание физических состояний, моделей поведения и, конечно же, чувств. Каких именно?

Житейские представления

Доктор биологических наук Юрий Щербатых в 2002 г. провёл опрос. Студенты медицинской академии должны были дать определение любви. Ответы одних участников опроса явно противоречили версиям других — получалось, что в любви странным образом сплетаются «эгоизм» и «самопожертвование», «восторг» и «душевный комфорт»,»наслаждение» и «потребность в другом человеке», «безумие» и «смысл жизни».

Найти какие-то ключевые пункты в представлениях о главном пробовали и другие учёные — например, Е.В. Вараксина и Л.Д. Демина (см. статью «К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы результаты («Известия Алтайского государственного университета, 2007).

Они работали с двумя возрастными группами — со старшеклассниками и со студентами нескольких факультетов. Ребятам предлагалось порассуждать на тему «Зачем мужчина и женщина любят друг друга?». Контент-анализ ответов позволил выделить пять основныъ функций любви с точки зрения молодых:

  1. «обрести близкого человека и не быть одиноким»;
  2. дарить и получать «заботу, понимание, нежность, поддержку, доверие»;
  3. испытать «ощущение счастья»;
  4. «создать семью и родить детей».

Ах, да — был ещё пятый вариант, очень в духе упомянутой выше Мадлен де Скюдери — «мы любим, чтобы любить».

  • «счастливая» (ориентированная на взаимную поддержку и уважение, служащая фундаментом для дружной семьи);
  • «как у всех» (отношения, в которые люди вступают только из страха остаться одинокими);
  • «ради секса» (связь, позволяющая иметь власть над партнёром; часто даёт шанс повысить социальный статус и получить материальные выгоды).

Статьи, в которой шла бы речь о понимании особых чувств людьми в возрасте за тридцать, я не нашла. Думаю, дело в том, что к началу четвёртого десятка вопрос «Что такое любовь?» часто перестаёт вызывать горячий интерес.

Если, конечно, его задают не психологу, для которого тема межличностных отношений — главный конёк.

Психология влюблённости и привязанности

Методология классической науки не позволяла исследовать явления такого рода. Учёные говорили:

  • о позитивных реакциях, первоначально возникающих в виде реакции ребёнка на прикосновения заботливой матери (Д.Б. Уотсон);
  • о половом влечении (либидо) как первоисточнике всех привязанностей (З.Фрейд);
  • об избирательном поиске подходящего брачного партнёра для продолжения рода (С. Самыгин).

Однако примерно с середины 20 века «в тренде» оказался гуманистический подход. Свобода, ответственность, творчество стали приемлемыми темами для диссертаций и монографий.

Отец-основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу объявил, что любовь носит витальный характер — то есть, она жизненно важна.

Даже неофрейдисты перестали ставить во главу угла пресловутое либидо: в частности, от признания сексуальной этиологии потребности в любви отказалась Карен Хорни.

Вот пример определения любви из современного источника («Психология межличностного общения», Белорусско-российский университет, Могилёв, 2014):

Любовь – тип межличностных отношений, выражающихся в высокой степени эмоционально-положительного отношения к партнеру, выделяющего его среди других и помещающего в центр жизненных интересов.

Сухо, неизящно с точки зрения ромео и джульетт, но в целом правдиво.

Из чего состоит любовь и какой она бывает?

Психологи вслед за Р. Стенбергом обычно называют три её компонента :

  • эмоциональный — интимность;
  • мотивационный — страсть;
  • мыслительный — преданность.

Интимность предполагает ощущение тепла и участия, общность интересов, готовность доверять. Под страстью понимают пылкое стремление к единению (физическому и не только), а под преданностью — осознанное решение сохранять чувства к человеку.

Формула любви, которую в одноимённом фильме искал граф Калиостро, не существует. У кого-то на первых план выступает родство душ, у кого-то отношения держатся на совместной отработке поз из «Камасутры».

Учёные могут лишь описать самые распространённые комбинации «ингредиентов».

Дж. А. Ли. выделяет следующие стили любви (спорим, сейчас вы начнёте искать свой?):

  • сторгэ — крепкая любовь-дружба, основанная на доверии и взаимопонимании;
  • агапэ — самоотверженное терпеливое обожание, сильная духовная страсть;
  • эрос — устойчивое чувство с ярко выраженным сексуальным началом; влюблённого привлекает телесная красота избранника или избранницы;
  • маниа — нестабильная, противоречивая и бурная любовь-ревность;
  • прагма — спокойная и во многом рациональная привязанность, диктуемая отчасти симпатией, отчасти трезвым расчётом;
  • людус — поверхностная гедонистическая игра, почти лишённая интимности; человек просто хочет сделать приятно самому себе.

Добавлю для порядка, что любовь часто подразделяют на платоническую и чувственную: мол, есть высокие души, которые служат прекрасной даме, а есть простые смертные, которыми правит животный инстинкт.

Не знаю, не знаю… Поэты, которые явили миру образцы платонического служения, на самом деле тоже были людьми из плоти и крови. Скажем, Франческо Петрарка всю жизнь бескорыстно обожал замужнюю возлюбленную Лауру, но не отказывал себе и в земных удовольствиях — сожительствовал с простолюдинками, затевал романы со свободными знатными дамами.

Биохимия нежных чувств

Любовь не зря сравнивают с болезнью. Ловишь Его или Её взгляд — и хоть скорую вызывай: голова кружится, ладони потеют, щёки красные, сердце колотится… Влюблённый забывает покушать и терзается бессонницей.

Кто о чём, а я всё о науке.

Был такой Артур Арон, студент Университета Калифорнии. Однажды молодой человек по уши влюбился в однокурсницу Элен и испытал все симптомы страсти на себе. Как будущий психолог, Арон решил выяснить, чем обусловлены эти своеобразные ощущения. Материала для работы хватило на годы. Впоследствии молодой учёный вовлёк в исследование других специалистов — медиков, биологов.

Вместе они наблюдали, какие изменения происходят в мозге человека при взгляде на фото любимого или любимой и «прокручивании » в памяти романтических моментов. Реакция была типичной: активизировались вентральная область и хвостатое ядро. Обе зоны — звенья «системы вознаграждения». Они же «включаются» при ожидании какого-либо удовольствия — любимого блюда, приятного подарка.

Гормональная буря

Любовь поначалу близка к эйфории благодаря дофамину . Его излишки обеспечивают потерю аппетита и ухудшение сна.

Дофамин даёт ощушение кайфа — которое, впрочем, время от времени сменяется глубокой хандрой. Влюблённый способен внезапно разрыдаться из-за сущей ерунды. Почему? Другой важный гормон удовольствия, серотонин, оказывается в дефиците.

Свои пять копеек вносит и эпинефрин .

Эпинефрин обычно вырабатывается в ответ на стресс. Его функция — подготовка организма к экстремальной ситуации. Он помогает мышцам получить больше кислорода и учащает сердцебиение. Именно ему стоит сказать «спасибо» за потеющие в самый деликатный момент ладони.

Эти гормоны бушуют ограниченное время — до 2-3 лет. Потом страсти утихают. Стоп, как же так? Если парень и девушка встречаются больше двух лет, у их любви истекает срок годности?

Штиль после шторма

Отношения просто переходят на другой уровень. Поддерживать их помогают окситоцин и вазопрессин .

Окситоцин выравнивает давление, успокаивает дыхание, замедляет сердечный ритм. Его выброс происходит при рукопожатиях, при объятиях — причём даже дружеских. Гормон сигналит: «Расслабься! Этот человек — свой!»

Вазопрессин во многом сродни окситоцину. Очень вероятно, что он несколько по-разному работает у женщин и у мужчин.

Опыты показывают, что этот гормон обеспечивает склонность к моногамии. В 2004 г. американские учёные Янг и Лим поставили двухэтапный эксперимент с полёвками. Мыши женского пола старались сформировать устойчивые связи с самцами на первом этапе — после введения окситоцина. Самцы при этом не стремились поддерживать связь с одной самкой. Однако после введения вазопрессина они сразу начинали вести себя так, будто дали клятву в любви до гроба.

Как и за что любить человека?

Вопрос «За что любить?» звучит цинично — нельзя же испытать большое чувство по предварительному расчёту! Нельзя. Но и в слепой любви хорошего мало.

Женщины считают главными следующие черты мужчин:

  • ум (35%);
  • преданность семье (17%);
  • способность зарабатывать (14%);
  • верность (11%);
  • хороший характер (6%);
  • способность не растерять нежные чувства (6%);
  • умение делать всё по хозяйству (3%).

Внешняя привлекательность почти ничего не значит — лишь 0,2% опрошенных женщин полагали, что она существенна. Комплексовать из-за отсутствия рельефной мускулатуры мужчинам незачем. С другими выводами я бы повременила.

Заметили — женщины отвечали куда менее единодушно? Да, мы такие. Попробуй нам угоди.

Идеальные отношения

В советское время была в моде песенка со словами: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». Худшей установки на любовь, пожалуй, не придумать.
Попытки переделать партнёра непременно приведут к ссорам. Что будет дальше — зависит от его воспитания и характера. Ваш близкий человек или уйдёт, или перестанет быть с вами искренним.
Надо уважать решения друг друга даже если они кажутся глупыми (замечу: без фанатизма; иначе есть риск попасть в партнёра).

Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет и любви.

Цитата выше — из книги Эриха Фромма «Искусство любви» . Фромм понимает высокие чувства не столько как источник райских наслаждений, сколько как нелёгкий труд. Чтобы композитор смог написать шедевральную оперу, ему придётся изучить язык музыки, а потом ещё не один месяц корпеть над нотной бумагой. Так и в отношениях.

Отношения получаются гармоничными, когда партнёры сознательно учатся восполнять потребности друг друга.

О языках любви — правда, в чуть более узком смысле — любопытно рассуждает Г. Чепмен.

Чепмен — специалист-практик, который больше двадцати лет занимался психологическим консультированием по вопросам брака и семьи.
Он замечает, что парам полезно почаще говорить на следующих «языках»:

  • физические прикосновения — даже после десяти лет брака очень уместно обниматься, целоваться, гулять за ручку;
  • акты служения — намеренное выполнение действий, приятных для любимого человека (посмотреть с ним футбол, помочь ей с готовкой и др.);
  • качественное время — способность любящих в какие-то моменты полностью фокусироваться на общении с партнёром, не просто машинально отвечать на реплики, а вдумываться в них;
  • одобрение действий и поступков друг друга — умение поддержать, похвалить;
  • получение подарков — имеются в виду символические подарки, знаки внимания (гладиолус с бабушкиного огорода в этом смысле мало чем уступает бриллиантовому колье из ювелирного бутика).

Теория Чепмена не очень стройная, но на практике работает.
Итак, вы прочитали почти две тысячи слов, узнали (или — вспомнили) научные факты. Может, эти данные помогли вам лучше понять себя.

Но — не спешите изложить их, когда надо будет кратко и ясно объяснить девушке или парню, что такое любовь. Несите нежным голосом любую романтическую ерунду, которая придёт в голову. За «тип межличностных отношений, выражающихся в высокой степени эмоционально-положительного отношения к партнеру», от жертвы Купидона и по ушам схлопотать можно. 🙂

Твитнуть

Плюсануть

Отправить

38 517 0 Здравствуйте! В этой статье мы обратимся к вопросу о том, что такое любовь. В чем её суть? Какая бывает любовь? Обо всем об этом кратко и ясно мы поговорим в этой статье.

Любовь - это предмет споров учёных из области философии, психологии, физиологии и других наук. Это вопрос, с годами не теряющий актуальности и для умудрённых опытом семейных пар.

Если провести опрос населения относительно данного явления, то, вероятнее всего, большинство ответов будет из разряда: «Любовь – это когда…» То есть говоря о ней, мы всегда обращаемся к сердцу, описывая разные ощущения, которые испытываем, когда любим. А как же иначе? Ведь что бы ни утверждали, но любовь – это чувство, и с этим уж точно никто не поспорит.

Любовь в разных науках

Если говорить кратко, то любовь – это чувство глубокой симпатии к другому человеку или объекту. В ней всегда присутствует заинтересованность в том, кого (что) любишь, желание проявлять заботу о нём, что-то ему отдавать и посвящать своё время.

Биологическая трактовка

В каждой науке свой подход к изучению любви. Химики и биологи утверждают, что в её основе лежат обычные процессы, происходящие в организме человека. В частности, антропологи выяснили, что в период страстной любви вырабатывается дофамин, позволяющий испытывать удовольствие и дающий ощущение удовлетворённости. Кроме того, пребывание в данном состоянии снижает чувство страха, подавляет негативные эмоции вследствие воздействия на соответствующие зоны мозга.

Существует также теория, что мы притягиваемся друг к другу по запаху, который сознательно не ощутим.

Эволюционная концепция указывает на то, что любовь выступает инструментом выживания, поскольку помогает поддерживать долгосрочные отношения, объединяться и поддерживать друг друга, противостоять угрозам.

Психология

В психологии есть несколько определений любви и концепций относительно её природы.

Любовь, с точки зрения этой науки, — это высшая степень эмоционально положительного отношения к объекту, ставящего его в центр собственных интересов и потребностей. А также это сильное устойчивое чувство, обусловленное сексуальными потребностями. Любящий человек стремится занять ключевую роль в жизни объекта привязанности, чтобы вызвать у него интерес и ответную симпатию.

По мнению психолога Р. Стернберга , любовь включает в себя три компонента:

  • страсть (сексуальное влечение);
  • интимность (близость, эмоциональная поддержка, помощь, доверие);
  • обязательства (верность друг другу).

В классическом психоанализе З. Фрейда любовь отражает исключительно сексуальное влечение, выступающее мощным стимулом развития человека.

Э. Фромм выделяет два вида любви: плодотворную и неплодотворную .

  • Первая выражается в проявлении интереса, заботы, предполагает воодушевление, наслаждение, познание друг друга и саморазвитие. Это зрелая любовь, основанная на взаимном уважении.
  • Вторая – неплодотворная любовь – связана с наличием жёсткого контроля над другим человеком, желанием полностью им обладать. Это незрелая эгоистическая любовь. Она не приводит к взаимному развитию, а, наоборот, разрушает его. Такие отношения обычно наполнены различными негативными чувствами.

По мнению А.В. Петровского , любовь основана на интимном влечении и характеризуется внешними проявлениями этого чувства по отношению к другому человеку, желании вызвать ответную любовь к себе. В ней обязательно должны присутствовать открытость и доверие. Лжи в ней не место.

Э. Хатфильд выделяет страстную любовь (сексуальное влечение и эмоциональные вспышки) и сострадательную (основанную на общности интересов и ценностей, дружбе, приятном совместном общении и взаимной поддержке). Идеальное развитие отношений – это переход страстной любви в сострадательную.

Любовь, влюблённость, страсть, привязанность: в чём отличия?

Безусловно, все эти понятия переплетаются и не всегда удаётся поставить чёткие границы между ними. Но всё же существуют весомые различия.

Любовь и страсть

Страсть предполагает резкое возникновение сексуального влечения к представителю противоположного пола. Протекает она бурно, насыщена сильными эмоциями и требует немедленной разрядки. Страсть часто является начальным этапом любовных отношений, но может и сопровождать их длительное время, вспыхивая в определённых ситуациях.

Страсть возможна и без любви, она возникает только между половыми партнёрами с целью удовлетворения сексуального желания.

Любовь – явление более широкое и многогранное. Её можно испытывать и к мужу (жене), и к ребёнку, и к родителям, и к другу, и к питомцу, и к стране, и к человечеству в целом. Поэтому любовь без страсти тоже встречается довольно часто.

Любовь и влюблённость

Влюблённость практически всегда является началом создания романтических отношений. Она предполагает бурное возникновение чувств и сексуального желания. Очень часто влюблённость основана на внешней привлекательности. В отличие от страсти, она может не быть настолько интенсивной и всепоглощающей и обычно более продолжительна по времени и более возвышенна. Именно такой обычно является первая любовь, которая часто и заканчивается на стадии влюблённости.

Влюблённость более поверхностна и менее осознана, чем любовь. В ней ещё может не быть общности интересов, взаимной поддержки и уважения. В идеале с развитием отношений влюблённость должна плавно перейти в любовь.

Существенная разница между этими явлениями в том, что, влюбляясь, мы идеализируем образ объекта симпатии, неосознанно усиливаем его желаемые для нас стороны личности, не замечаем недостатки. Мы любим в нём то, что нас «зацепило» и то, что сами додумали. Со временем этот образ меняется, и если мы разочаровываемся и не находим других ценностей в человеке, то отношения заканчиваются. Если же мы находим новые интересные стороны друг в друге, сближаемся духовно, то наступает новый этап в их развитии – любовь.

В отличие от влюблённости, любовь не предполагает идеализацию друг друга и самообман. Любя, мы принимаем другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и слабостями.

Любовь и привязанность

Любовь и привязанность довольно часто находятся в тесном союзе, и чем дольше длятся отношения, тем крепче этот союз. Но путать их не следует, поскольку нередко бывает так, что любви между мужчиной и женщиной вроде как и нет, а вот привязанность сильная.

Любящий человек всегда чувствует свободнее того, кто просто привязан к кому-либо. Привязанность отличают такие черты, как: зависимость от другого человека, страх его потерять, привычка быть рядом с ним, которая выражается примерно так: «Совершенно не представляю жизни без него».

Привязанность более пассивное явление, чем любовь. Люди могут никак не проявлять свои чувства, они просто готовы быть рядом и терпеть друг друга. Любовь предполагает активные отношения: духовную и физическую близость, заботу и взаимную поддержку, совместный досуг, личностное развитие друг друга.

В привязанности довольно часто стираются личные границы, человек как бы растворяется в своём партнёре. А тот, кто любит, никогда не теряет своего «Я» и внутреннюю свободу. Любящие люди уважают личное пространство и интересы друг друга.

Как отличить любовь от привязанности? Что такое любовь и зависимость.

Именно союз любви и привязанности всегда положительно сказывается на отношениях, даёт и тому и другому чувство защищённости, надёжности и спокойствия. Главное – чтобы каждый испытывал истинное счастье, находясь рядом друг с другом.

Виды любви

С древности любовь разделяли на несколько видов в зависимости от того, как и по отношению к кому она проявляется.

«Эрос» страстная любовь, предполагающая следование сексуальным инстинктам, интенсивные чувства, самоотдачу и полное растворение в объекте любви. Длится она обычно непродолжительный период, после которого либо уходит, либо перетекает в другой вид любви.
«Филиа» любовь, основанная на дружбе, в ней на первое место ставится духовная составляющая отношений, общие интересы и ценности, уважение друг друга. Она может возникать между членами семьи и друзьями.
«Сторге» любовь, предполагающая доброе, нежное отношение к другому человеку, взаимопонимание и поддержку. Развивается она длительное время и связывает родственников (мужа и жену, сестёр и братьев, родителей и детей).
«Агапэ» бескорыстная любовь, выражающаяся в самопожертвовании ради любимого человека. В христианской религии таковой является любовь Бога к человеку.
«Людус» половое влечение, предполагающее флирт и получение удовольствия.
«Прагма» любовь, которую контролирует разум. Обычно она связана с некими корыстными интересами и выгодами.
«Мания» любовь, связанная с одержимостью, ревностью, желанием полностью обладать объектом привязанности и во всём его контролировать.
«Филаутиа» любовь к себе, основанная на принципе: чтобы любить других, нужно нравиться себе и уметь о себе заботиться.

Кого мы любим?

  • Любовь к романтическому партнёру (парню/девушке, мужу/жене) предполагает влюблённость и страсть как составляющие сексуального удовлетворения. Со временем они перестают доминировать и уступают место (но и сами полностью не уходят) другим качествам любви: уважению, взаимной поддержке, преданности, сопереживанию. Романтическая любовь имеет важное биологическое значение, создавая и поддерживая благоприятные условия для продолжения рода.

А что такое любовь для мужчины? В первую очередь, это гарант стабильных отношений, возможность заботиться о хрупкой и милой избраннице, быть рыцарем рядом с ней, восхищаться ею и страх её потерять. Также любовь для мужчин выражается в комфортной и уютной атмосфере в семье, регулярном и интересном сексе и уважении личного пространства.

  • Любовь к себе выражается в понимании себя, самопринятии, адекватной самооценке и удовлетворённости собственной личностью. Любовь к себе выступает основой для других видов любви, поскольку если мы постоянно недовольны собой и испытываем внутренний дискомфорт, то не можем полноценно дарить искреннюю любовь окружающим и притягивать к себе людей. Поэтому один из самых универсальных советов по созданию и улучшению разного рода отношений – наладить, прежде всего, контакт с собой и начать себя уважать.
  • Любовь к детям основана на взаимной привязанности, проявлении заботы, нежности по отношению к ребёнку, умении жертвовать своими интересами ради его здоровья и развития. Чем сильнее вклад в воспитание, чем доверительнее и теплее детско-родительские отношения, тем более гармонично развивается личность малыша.

Материнская и отцовская любовь различаются. Мать и дитя связаны биологически и социально (так как были единым целым до рождения). Отец и ребёнок имеют только социальную связь. В этом смысле матери открыт больший опыт в познании и понимании малыша. Отцу обычно сложнее даётся улавливание его потребностей, он склонен подключать разум (но такая тенденция характерна отнюдь не для всех).

  • Любовь к родителям основывается на привязанности, которая сформировалась ещё в младенчестве, и на благодарности за заботу и воспитание.
  • Любовь к людям , которая в действии называется альтруизмом. Это бескорыстная помощь всем вокруг, самопожертвование ради других. Человек, испытывающий такую любовь, всегда готов заниматься благотворительностью.

Этапы любви

Это чувство всегда находится в развитии и с момента возникновения проходит ряд этапов.

Этапы любви Название этапа Описание
1 Влюблённость
Чаще всего это самое романтичное время в жизни пары. Объятия, поцелуи, подарки, комплименты, учащённое дыхание и биение сердца – признаки, которые наиболее ярко выражены именно в этот период. Преобладает сильная увлечённость друг другом. Эта стадия может длиться от нескольких месяцев до двух лет.
2 Пресыщение, привычка Отношения становятся более спокойными, страсть уже не так сильна. Влюблённые привыкают друг к другу, идеальные образы постепенно рассеиваются, происходит реальное осознание черт друг друга.
3 Отчуждение, конфликты Этот этап – настоящее испытание для пары! Недостатки друг друга могут начать раздражать. Происходит выяснение отношений, ссоры. Растут взаимные требования, снижается терпимость друг к другу. Либо влюблённые расстаются (печальнее всего то, что эта стадия обычно застаёт пару в браке), либо находят друг в друге новые ценности и общие интересы, и отношения начинают развиваться в другом ключе.
4 Терпение, примирение Пара учится принимать друг друга со всеми достоинствами и недостатками, прощать и уважать личное пространство каждого. Важный вывод и навык этой стадии – не пытаться переделывать друг друга, а создавать условия для взаимного развития и совершенствования отношений.
5 Самоотдача, бескорыстие Мы чувствуем в себе желание больше отдавать, чем получать, не требуем ответной реакции на свои действия так, как это было раньше. Хочется безвозмездно дарить удовольствие друг другу.
6 Дружба Супруги уже научились многому: жертвовать собственными интересами ради семьи, уважать и поддерживать друг друга, преодолевать конфликты, совместно создавать уютный быт. Дети уже подросли, и пара снова может посвятить больше времени друг другу.
7 Истинная любовь Наступает стадия, когда супруги достигают духовной близости. Отношения стабильны и гармоничны. Взаимопонимание, принятие и спокойствие превыше всего, требовательности и недовольствам здесь нет места. Даже спустя годы такая пара на вопросы: «Любите ли вы друг друга?» и «Счастливы ли вы вместе?» — утвердительно ответит «Да!»

Признаки того, что человек влюблён

Как понять, что нахлынуло это сильное чувство? Обычно человек меняется и физически, и психологически.

  1. Начинает тщательнее следить за своей внешность, ведь хочется выглядеть привлекательнее, чтобы вызвать у объекта любви ответную реакцию.
  2. Улыбается и старается поддерживать контакт глаз с тем, в кого влюблён.
  3. При встречах с любимым человеком может испытывать волнение, которое иногда бывает трудно скрыть (покраснение кожи, дрожь в конечностях и т. д.)
  4. При общении старается сократить дистанцию, хочет прикоснуться.
  5. Желание постоянно находиться рядом с возлюбленным (возлюбленной): ищет встречи, пишет, звонит. Любым способом старается напомнить о себе.
  6. Поведение может кардинально измениться. Человек может резко поменять привычки, увлечься новыми видами деятельности и пр.
  7. Он стремится проявлять заботу о том, кого любит: жертвует собственными интересами и временем, хочет сделать приятное.
  8. Готов постоянно говорить о том, кого любит в кругу друзей и подруг.
  9. Интересуется всем, чем живёт его объект любви (факты из биографии, хобби, предпочтения и т. д.)
  10. Искренне делится своими мыслями, эмоциями, рассказывает о себе.

Любовь всегда интересна во всех её аспектах и проявлениях. Но сколько бы мы о ней ни говорили, понять, что это такое, мы сможем лишь тогда, когда сами испытаем это чувство. Любите и берегите ваши отношения, если внутренний голос подсказывает, что «вот она – пришла настоящая любовь!»

Любить двоих возможно?! Полигамия. Моногамия.

Полезные статьи:

Есть такой французский писатель – Андре Моруа. Он – великий знаток тонкостей любви!

О том, что такое любовь кратко и ясно – говорят его цитаты. Они, словно тонкие нити, ведут по запутанным лабиринтам любви и открывают ее истинную суть, обнажают то, что спрятано под словом «любовь».

В его точных высказываниях – вся правда. Над ними прозреваешь! – и понимаешь, что любовь – это не только страсть и восхищение друг другом, в ней много внутреннего психологизма… и способности понять своего любимого человека – и принять. Порой для этого мало целой жизни…

Вы говорили когда-нибудь своему партнеру, или партнерше — «с тобой не о чем разговаривать!», «ты для меня открытая книга», «что нового ты мне можешь рассказать?!», «я знаю тебя как свои пять пальцев!» А вы уверены? На все 100%? А ведь эти слова отражают в первую очередь вас — ваше истинное отношение к любимому человеку! С какой целью вы говорите их? Чтобы что?.. Оставляю вас наедине с первым ответом, который пришел в голову…

Итак, что такое любовь кратко и ясно – в цитатах Андре Моруа:

  • – Источник любви скорее в нас, нежели в любимом существе…
  • – Счастливый - это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким.
  • – На свете всегда будет существовать для того, кто её достоин.
  • – Наблюдая за парой, сидящей за столиком ресторана, по длине пауз в их разговоре можно судить о том, как давно они живут вместе.
  • – Ночь с женщиной - это, конечно, вся ночь, но далеко не вся женщина.
  • – Ни один человек не способен жить недели, а уж тем более годы, в атмосфере нежной страсти. Все утомляет, даже то, что тебя любят.
  • – Мужчины обнажают свою душу, как женщины - тело, постепенно и лишь после упорной борьбы.
  • – Время, проведенное с женщиной, нельзя считать потерянным.
  • – Ничто так не раздражает юношу, как притязания девушки, к которой он равнодушен. , которая сама себя навязывает и делает первый шаг, добьется мужчины, но не любви.
  • – Удачный брак - это строение, которое нужно каждый раз реконструировать.
  • – Ничто так не привязывает, как .
  • – Любовь начинается с радостного ощущения собственной силы, сочетающегося со счастьем другого человека.
  • – Вы всю жизнь будете встречать людей, о которых с удивлением скажете: «За что он меня невзлюбил? Я же ему ничего не сделала».
    Ошибаетесь! Вы нанесли ему самое тяжкое оскорбление: вы - живое отрицание его натуры…
  • – Счастье не в том, чтобы завоевать тело женщины, а в том, чтобы стать ее избранником.
  • – Ничто так не выводит мужчину из себя, как агрессивность женщины. Амазонок обожествляют, но не обожают.
  • – Слишком многие люди устроены так, что они легко привыкают быть объектом любви и не ценят достаточно чувство, в котором слишком уверены.
  • – Любить женщину - значит думать не о том, что от неё получаешь, а о том, что ты ей отдаешь.
  • – Слишком откровенно выраженная редко вызывает взаимность.
  • – Счастье именно в том и состоит, чтобы не желать перемен в тех, кого любишь.

Что скажете? Не правда ли, эти фразы бьют прицельно! Если какая-то из них зацепила вас за живое, вернитесь к ней, перечитайте, подумайте, и поймите, почему она задела?..