Что такое любовь между мужчиной и женщиной. Что такое любовь — кратко и ясно

Психолог Роберт Стернберг предлагает теорию, согласно которой любовь состоит из трёх обязательных компонентов: интимности, страсти и обязательств.

  • Интимность - это близость и взаимная поддержка, партнёрство. Она увеличивается по мере сближения влюблённых и в спокойной, размеренной жизни может не проявляться. Однако в кризисной ситуации, когда паре приходится вместе преодолевать трудности, отчётливо выражается.
  • Страсть - это чувство . Она достигает наивысшей точки в начале отношений, но прекращает рост в длительных. Однако это не значит, что в долгом браке страсть отсутствует - просто она перестаёт быть важным мотиватором для пары.
  • Обязательства - готовность хранить верность другому человеку. Это единственный компонент любви, который со временем возрастает в любых отношениях - как в долговременных, так и в краткосрочных - и становится всё более значимым аспектом.

Виды любви

В зависимости от того, присутствуют ли эти составляющие в отношениях, Стернберг выделяет семь разновидностей любви.

1. Симпатия. Включает только один компонент - интимность. Есть духовная близость, чувство нежности, привязанность к человеку, но отсутствуют страсть и преданность.

2. Одержимость. Есть страсть, но нет интимности и обязательств. Как правило, страсть возникает очень быстро и так же быстро проходит. Это та самая любовь с первого взгляда, которая может остаться мимолётным страстным увлечением, а может и перерасти во что-то большее.

3. Пустая любовь. Есть взаимные обязательства, но нет страсти и интимности. Это любовь по расчёту (не денежному, конечно), когда человек рассудительно, взвесив все за и против, решает оставаться преданным своему партнёру. Такой вид любви характерен для семейных пар, которые долго прожили вместе и утратили эмоциональное и физическое влечение друг к другу, но .

4. Романтическая любовь. Характерны интимность и страсть, но нет преданности. Отношения похожи на симпатию, однако в них, помимо эмоциональной близости, присутствует физическое влечение к партнёру. Этот вид любви постоянно всплывает в виде сюжета в литературе и кино (и в классической пьесе «Ромео и Джульетта», и в популярных дамских романах).

5. Товарищеская любовь. Сочетание интимности и обязательств. Страсти уже нет или никогда и не было. Эта любовь связывает родственников, друзей или супругов, когда страсть прошла.

6. Бессмысленная любовь. Необычное сочетание страсти и преданности партнёру, но отсутствует духовная близость с ним. Такие отношения часто переходят в скоропалительный брак, когда пара решает пожениться чуть ли не на втором свидании. Однако, если с течением времени не возрастает интимность, такой брак заканчивается .

7. Идеальная любовь. Включает все три компонента: страсть, интимность, преданность. Все пары стремятся к таким отношениям. И добиться их можно, а вот поддерживать очень сложно. Такая любовь никогда не бывает долгой. Это не значит, что отношения заканчиваются разрывом, просто они теряют один из компонентов, и идеальная любовь трансформируется в другую разновидность, например в товарищескую или в пустую.

Что нужно для возникновения взаимной любви

Психолог Элейн Хэтфилд в результате проведённого ею исследования пришла к выводу, что для того, чтобы возникла любовь - взаимная, приносящая радость и удовлетворение, или неразделённая, ведущая к отчаянию и - необходимо наличие трёх факторов:

1. Подходящее время. Обязательно должна быть (в идеале - у обоих) готовность влюбиться в другого человека.

2. Сходство. Не секрет, что люди симпатизируют тем, кто похож на них самих, причём не только внешне, но и внутренне - имеет схожие интересы, увлечения, привязанности.

3. Стиль ранней привязанности. Это зависит от личностных особенностей каждого. Спокойный, уравновешенный человек больше способен на долгосрочные отношения, чем импульсивный и порывистый.

Психологи стремятся понять природу любви, но в настоящее время вряд ли хоть один из них сможет ответить на вопрос, почему и как появляется это чувство. Но феномен любви, безусловно, нуждается в изучении. Ведь если понять закономерности этого чувства, то станут понятны и причины , которых в дальнейшем можно будет избежать.

Знает каждый человек. Однако, если задать этот вопрос разным людям, ответы будут совершенно различными. Почему так? И есть ли единственно верное и правильно определение любви - об этом и хочется поговорить.

Наука

Итак, что же такое любовь? Определение любви попытались дать многие умы человечества на протяжении всей истории земной цивилизации. Именно поэтому стоит данное понятие рассматривать с различных точек зрения. И начать свой анализ хочется именно с научной сферы. Интересным для многих окажется тот факт, что существует особая химия любви. Ученые доказали: когда человек влюбляется, его организм вырабатывает такое количество гормонов, которое сродни с наркотическим или алкогольным опьянением. При этом мозг получает сигналы, которые свидетельствуют о том, что человек находится в состоянии влюбленности. Однако это только одна сторона такого вот состояния, и рассматривать любовь только как химию - это просто преступление.

  1. Любовь - это наркотик. Доказательство тому - томография головы влюбленного человека. У него активизируются те же участки мозга, что и у человека, который употребил кокаин и находится в состоянии эйфории.
  2. Любовь - это способ выживания. Ученые доказали, что человеческая любовь - это несколько видоизмененная форма увлечения у животных. Т. е. человеку проще найти для жизни одного партнера, а не постоянно добиваться новых для удовлетворения собственных сексуальных потребностей.
  3. Любовь слепа. Это утверждение имеет и научное доказательство. Немецкий исследователь выяснил, что зоны мозга, отвечающие за рациональные решения и негативные эмоции у влюбленного человека просто отключаются.
  4. Любовь - это зависимость. Ученые говорят, что лечить от любви нужно также, как и от наркотической зависимости: убрать из поля зрения «больного» все раздражающие его факторы: фотографии, подарки, любые напоминания об объекте вожделения.
  5. Излечение от любви. Так как во время влюбленности у человека довольно-таки серьезно падает уровень такого гормона, как серотонин, медики предлагают компенсировать его медикаментозно, дабы иметь возможность избежать преступлений на почве данного чувства (как показывает статистика, их количество за последнее всремя существенно возросло). Однако, если «переборщить» с данным гормоном, человек не будет влюбляться, а влечение останется, что чревато беспорядочными половыми связями.
  6. Мужчины любят глазами. Это утверждение известно многим людям, однако далеко не все знают, что оно имеет также и научное доказательство. Во время влюбленности у парней активизируется зона которая отвечает за зрительный фактор. Интересным окажется тот факт, что у женщин активной становится зона, отвечающая за память: дама запоминает поведение партнера, чтобы потом его анализировать и сделать выводы: стоит ли быть с таким человеком дальше.

Словари

Итак, как небольшой вывод, хочется привести несколько разъяснений, что такое любовь. Научное объяснение, формулировки:

  1. Это сильное сердечное чувство, эмоциональное влечение.
  2. Сексуальное притяжение, влечение.
  3. Сильные положительные эмоции.
  4. Душевная близость, нежное отношение.

А в общем можно сказать о том, что любовь с научной точки зрения - это чистейшая химия.

Искусство

Интересным окажется и тот факт, что можно посмотреть любовь. Фото, картины - они отлично иллюстрируют данное чувство. Однако для искусства этого не достаточно. О том, что же такое любовь, размышляли также и многие писатели. Она воспета в стихах, песнях, обязательно фигурирует на страницах прозаических рассказов и романов. Различные стали уже настолько известными, что люди порой даже не знают, кто это сказал и из какого произведения они взяты.

  1. Борис Пастернак: "Любовь - это высокая болезнь".
  2. Стендаль, «О любви»: "Любовь похожа на лихорадку, она может появиться и угаснуть без малейшего чувства воли человека".
  3. Харуки Мураками, «Кафка на пляже»: "Каждый человек, который влюбляется, находится в поиске чего-то, чего ему не достает".
  4. «Физиология брака» Оноре де Бальзака: "Настоящая привязанность слепа. Не стоит судить тех людей, которых любишь".
  5. Шекспир, «Сон в летнюю ночь»: "Купидонов поэтому и изображают слепыми, потому что влюбленный смотрит не глазами, а сердцем".
  6. Федор Достоевский, «Братья Карамазовы»: "Что есть ад? Сожаление о том, что нельзя еще больше любить".

И таких высказываний можно привести еще огромное количество. Что касается нюансов, все они будут различны, однако единая линия у них все же будет присутствовать.

Философы: Эрих Фромм

Свои труды на данную тематику также имеют и философы. О любви они говорили много, подавая информацию с самых различных точек зрения. Сейчас хочется уделить внимание Эриху Фромму и его труду «Искусство любить». Какие же интересные выводы данный философ сделал в своей работе. Так, по его мнению, любовь - это не просто сентиментальное чувство, которое может возникнуть в человеке. Этого мало, недостаточно. Для того чтобы любовь развивалась, развиваться и нравственно расти должен сам человек. Первый шаг, который каждый должен сделать - надо осознать, что любовь - это искусство, сродни искусству жить. И чтобы понять любовь во всей полноте, каждый человек должен воспринимать ее как нечто большее, нежели данность. Также философ говорит о том, что помимо любви существует и некая иная форма отношений, симбиотическое единство. Оно есть двух видов:

  1. Пассивное - это в некоей степени мазохизм, когда человек подчиняет себя воле другого, становится его неотъемлемой частью. В таком случае он теряет свою индивидуальность.
  2. Активное - это садизм, когда один человек подчиняет себе волю другого человека, делая его своей неотъемлемой частью.

Однако зрелая любовь - это противоположность данным формам отношений. Это объединение двух людей при сохранении своей личности, индивидуальности, целостности. По мнению Эриха Фромма, любовь - это некая сила, которая рушит стены, помогая человеку воссоединиться с другим человеком. Настоящая зрелая любовь - это парадокс: два человека становятся одним целым, при этом оставаясь двумя личностями. Важные нюансы любви, по мнению автора:

  1. Если человек любит, он будет отдавать (самого себя, свою жизнь).
  2. Человек полностью заинтересован в жизни своего партнера.
  3. Партнеры обязательно должны уважать друг друга.

Фромм об объектах любви

  1. Братская любовь - фундаментальна, основа остальных типов. Это уважение, забота, ответственность.
  2. Материнская любовь - первая любовь в жизни каждого человека. Сущность ее, по мнению автора, должна предполагать желание женщины, чтобы ребенок в дальнейшем от нее отделился.
  3. Эротическая любовь - полное плотское единство с одним человеком.
  4. Любовь к себе. Автор пишет, что не нужно это путать с эгоизмом, это разные понятия. Только полюбив себя, человек сможет стать любимым и кем-то иным.
  5. религиозная форма любви.

Философ Карл Юнг

Какие еще философы о любви говорили? Так, почему бы не обратиться к трудам Карла Гюстава Юнга, который в то же время являлся великим психиатром и при этом еще и учеником Зигмунда Фрейда? Главная и любимая его фраза: «Ничто не возможно без любви», - из которой уже можно сделать много выводов. Согласно мнению автора, любовь является мощнейшим всепобеждающим фактором в жизни человека. Так, рассматривать данную тему невозможно без двух архетипов, которые присущи каждому человеку: Анима и так называемая персонификация несознательного начала представителя противоположного пола в психике каждого отдельно взятого человека. Эти половинки и притягиваются в людях. Что же по Юнгу любовь? Определение любви, которое дает автор: скрытые в человеке черты находятся в другом человеке и они же и притягивают его, возбуждая чувство любви.

Антропология о любви

Определение слова «любовь» попробовала также дать такая наука, как антропология. Особого внимание заслуживает труд американской ученой Хелен Фишер «Почему мы любим: природа и химия романтической любви». Тут она выделила три основополагающих кита данного чувства: привязанность (ощущение безопасности и спокойствия), романтика (наиболее мощный стимулятор возникновения любви) и вожделение (удовлетворение естественных потребностей).

Религия

Обязательно стоит упомянуть и о том, что существует также религиозное определение любви. В библии о данном чувстве сказано довольно много.

  1. Прит. 10:12: «… любовь человека покрывает все его грехи…»
  2. Песнь Песней, 8:6-7: «… крепка, как смерть любовь; люта она, как преисподняя; ее стрелы - огненные; пламень ее весьма сильный. Реки и большие воды не зальют ее».
  3. 1 Пет., 4:8 «… Имейте любовь друг к другу, потому что именно она покрывает все грехи».
  4. 1 Иоан. 4:7-8,18: «… любовь от Бога, всяк, кто любит, рожден от Бога и знает Бога».
  5. 2 Иоан. 6 «… любовь состоит в том, чтобы все поступали по заповедям Божьим».

Это далеко не все цитаты о любви, которые можно найти в главной книге человечества, однако они в полной мере отражают настрой и определение данного чувства согласно религиозным канонам.

Психология

  1. Страсть. Влечение, возбуждение. Это физическая сторона любви.
  2. Близость. Дружба, единение. Эмоциональная сторона.
  3. Обязательства. Готовность решать проблемы пары, забота. Это моральный аспект данного чувства.

Любовь по-гречески

Тема любви затрагивалась всеми народами и культурами. На данном этапе хочется рассказать о том, какие же виды любви выделяли древние греки.

  1. Агапэ. Это не просто любовь, а больше сострадание. Высший тип, когда человек может отдать всего себя, не ожидая ничего взамен.
  2. Эрос - страсть. Однако это далеко не всегда телесная страсть она может быть также и духовной. Эрос по своей природе - восторжение, влюбленность.
  3. Филиа, или же сыновья, - братская любовь. Более спокойное чувство, главное тут - духовность.
  4. Сторгэ - это больше как привязанность. Чаще всего это супружеская любовь.

Эти четыре типа любви являются и сегодня основными, однако в современном мире возникают и иные их подтипы. Интересным может оказаться такой тип, как маниа - это безумие, любовь-одержимость.

Бытовой уровень

Как уж и было сказано выше, для каждого человека любовь - это что-то свое, особенное. Каждый понимает ее по-своему, в этом нет ничего плохого. Как же можно охарактеризовать любовь по-простому, не обращаясь к мнениям научных деятелей, писателей или философов?

  1. Любовь - это желание делать для любимого человека что-то хорошее, постоянно радовать его.
  2. «Какая тут любовь, если я надышаться без него не могу» (х/ф «Любовь и голуби»). Любовь - это желание всегда быть вместе с любимым человеком, если не физически, то хотя бы душевно.
  3. Любовь - это постоянно думать о том, хорошо ли любимому человеку: тепло ли ему, покушал ли он, все ли у него в порядке.
  4. Любовь - это больше отдавать, нежели получать, совершенно не задумываясь об этом.

Любить - значить прощать, стараться быть лучше, не обращать внимания на недостатки. Любовь - это постоянная работа не только над отношениями, но и над собой. Это труд, который может быть вознагражден только через года.

Есть такой французский писатель – Андре Моруа. Он – великий знаток тонкостей любви!

О том, что такое любовь кратко и ясно – говорят его цитаты. Они, словно тонкие нити, ведут по запутанным лабиринтам любви и открывают ее истинную суть, обнажают то, что спрятано под словом «любовь».

В его точных высказываниях – вся правда. Над ними прозреваешь! – и понимаешь, что любовь – это не только страсть и восхищение друг другом, в ней много внутреннего психологизма… и способности понять своего любимого человека – и принять. Порой для этого мало целой жизни…

Вы говорили когда-нибудь своему партнеру, или партнерше — «с тобой не о чем разговаривать!», «ты для меня открытая книга», «что нового ты мне можешь рассказать?!», «я знаю тебя как свои пять пальцев!» А вы уверены? На все 100%? А ведь эти слова отражают в первую очередь вас — ваше истинное отношение к любимому человеку! С какой целью вы говорите их? Чтобы что?.. Оставляю вас наедине с первым ответом, который пришел в голову…

Итак, что такое любовь кратко и ясно – в цитатах Андре Моруа:

  • – Источник любви скорее в нас, нежели в любимом существе…
  • – Счастливый - это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким.
  • – На свете всегда будет существовать для того, кто её достоин.
  • – Наблюдая за парой, сидящей за столиком ресторана, по длине пауз в их разговоре можно судить о том, как давно они живут вместе.
  • – Ночь с женщиной - это, конечно, вся ночь, но далеко не вся женщина.
  • – Ни один человек не способен жить недели, а уж тем более годы, в атмосфере нежной страсти. Все утомляет, даже то, что тебя любят.
  • – Мужчины обнажают свою душу, как женщины - тело, постепенно и лишь после упорной борьбы.
  • – Время, проведенное с женщиной, нельзя считать потерянным.
  • – Ничто так не раздражает юношу, как притязания девушки, к которой он равнодушен. , которая сама себя навязывает и делает первый шаг, добьется мужчины, но не любви.
  • – Удачный брак - это строение, которое нужно каждый раз реконструировать.
  • – Ничто так не привязывает, как .
  • – Любовь начинается с радостного ощущения собственной силы, сочетающегося со счастьем другого человека.
  • – Вы всю жизнь будете встречать людей, о которых с удивлением скажете: «За что он меня невзлюбил? Я же ему ничего не сделала».
    Ошибаетесь! Вы нанесли ему самое тяжкое оскорбление: вы - живое отрицание его натуры…
  • – Счастье не в том, чтобы завоевать тело женщины, а в том, чтобы стать ее избранником.
  • – Ничто так не выводит мужчину из себя, как агрессивность женщины. Амазонок обожествляют, но не обожают.
  • – Слишком многие люди устроены так, что они легко привыкают быть объектом любви и не ценят достаточно чувство, в котором слишком уверены.
  • – Любить женщину - значит думать не о том, что от неё получаешь, а о том, что ты ей отдаешь.
  • – Слишком откровенно выраженная редко вызывает взаимность.
  • – Счастье именно в том и состоит, чтобы не желать перемен в тех, кого любишь.

Что скажете? Не правда ли, эти фразы бьют прицельно! Если какая-то из них зацепила вас за живое, вернитесь к ней, перечитайте, подумайте, и поймите, почему она задела?..

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

«Любовь - это неизвестно что, которое приходит неизвестно откуда и кончается неизвестно когда». Такое определение дала французская писательница Мадлен де Скюдери.

По-своему она была права: человеку, который сходит по кому-то с ума, легко принять собственные муки за мистическое наваждение.

И всё же с нею стоит поспорить…

Есть любовь или нет?

А я вот не знаю, что такое любовь. Почему ты вообще думаешь, будто она случается? Всё сводится сначала к постели, а потом к банальной привычке.

Но ведь с любви начинается всё! Не будь её, и мир бы не существовал…

Сколько подобных пустопорожних дискуссий мы вели, будучи студентами-первокурсниками! Шумели, обижались друг на друга. И всё потому, что говорили о разном.

Понятие «любовь» многозначно. С одной стороны, его свободно используют при раздаче субъективных оценок, не предполагающих неприятия или отвращения (я люблю Васю Пупкина/первый фортепианный концерт Чайковского/рыбный салат). С другой, оно превращено в фетиш.

Вы сами мгновенно вспомните пару фильмов и книг, в которых влечение героев к друг другу помогает спасти человечество от великих и ужасных Сил Зла. В реальность любви, уничтожающей Тёмных Властелинов, я верю с трудом. Приравнивать её к примитивному гастрономическому пристрастию тоже нелепо.

Правильнее будет говорить об особых отношениях между мужчиной и женщиной, которые представляют собой сложное сочетание физических состояний, моделей поведения и, конечно же, чувств. Каких именно?

Житейские представления

Доктор биологических наук Юрий Щербатых в 2002 г. провёл опрос. Студенты медицинской академии должны были дать определение любви. Ответы одних участников опроса явно противоречили версиям других — получалось, что в любви странным образом сплетаются «эгоизм» и «самопожертвование», «восторг» и «душевный комфорт»,»наслаждение» и «потребность в другом человеке», «безумие» и «смысл жизни».

Найти какие-то ключевые пункты в представлениях о главном пробовали и другие учёные — например, Е.В. Вараксина и Л.Д. Демина (см. статью «К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы результаты («Известия Алтайского государственного университета, 2007).

Они работали с двумя возрастными группами — со старшеклассниками и со студентами нескольких факультетов. Ребятам предлагалось порассуждать на тему «Зачем мужчина и женщина любят друг друга?». Контент-анализ ответов позволил выделить пять основныъ функций любви с точки зрения молодых:

  1. «обрести близкого человека и не быть одиноким»;
  2. дарить и получать «заботу, понимание, нежность, поддержку, доверие»;
  3. испытать «ощущение счастья»;
  4. «создать семью и родить детей».

Ах, да — был ещё пятый вариант, очень в духе упомянутой выше Мадлен де Скюдери — «мы любим, чтобы любить».

  • «счастливая» (ориентированная на взаимную поддержку и уважение, служащая фундаментом для дружной семьи);
  • «как у всех» (отношения, в которые люди вступают только из страха остаться одинокими);
  • «ради секса» (связь, позволяющая иметь власть над партнёром; часто даёт шанс повысить социальный статус и получить материальные выгоды).

Статьи, в которой шла бы речь о понимании особых чувств людьми в возрасте за тридцать, я не нашла. Думаю, дело в том, что к началу четвёртого десятка вопрос «Что такое любовь?» часто перестаёт вызывать горячий интерес.

Если, конечно, его задают не психологу, для которого тема межличностных отношений — главный конёк.

Психология влюблённости и привязанности

Методология классической науки не позволяла исследовать явления такого рода. Учёные говорили:

  • о позитивных реакциях, первоначально возникающих в виде реакции ребёнка на прикосновения заботливой матери (Д.Б. Уотсон);
  • о половом влечении (либидо) как первоисточнике всех привязанностей (З.Фрейд);
  • об избирательном поиске подходящего брачного партнёра для продолжения рода (С. Самыгин).

Однако примерно с середины 20 века «в тренде» оказался гуманистический подход. Свобода, ответственность, творчество стали приемлемыми темами для диссертаций и монографий.

Отец-основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу объявил, что любовь носит витальный характер — то есть, она жизненно важна.

Даже неофрейдисты перестали ставить во главу угла пресловутое либидо: в частности, от признания сексуальной этиологии потребности в любви отказалась Карен Хорни.

Вот пример определения любви из современного источника («Психология межличностного общения», Белорусско-российский университет, Могилёв, 2014):

Любовь – тип межличностных отношений, выражающихся в высокой степени эмоционально-положительного отношения к партнеру, выделяющего его среди других и помещающего в центр жизненных интересов.

Сухо, неизящно с точки зрения ромео и джульетт, но в целом правдиво.

Из чего состоит любовь и какой она бывает?

Психологи вслед за Р. Стенбергом обычно называют три её компонента :

  • эмоциональный — интимность;
  • мотивационный — страсть;
  • мыслительный — преданность.

Интимность предполагает ощущение тепла и участия, общность интересов, готовность доверять. Под страстью понимают пылкое стремление к единению (физическому и не только), а под преданностью — осознанное решение сохранять чувства к человеку.

Формула любви, которую в одноимённом фильме искал граф Калиостро, не существует. У кого-то на первых план выступает родство душ, у кого-то отношения держатся на совместной отработке поз из «Камасутры».

Учёные могут лишь описать самые распространённые комбинации «ингредиентов».

Дж. А. Ли. выделяет следующие стили любви (спорим, сейчас вы начнёте искать свой?):

  • сторгэ — крепкая любовь-дружба, основанная на доверии и взаимопонимании;
  • агапэ — самоотверженное терпеливое обожание, сильная духовная страсть;
  • эрос — устойчивое чувство с ярко выраженным сексуальным началом; влюблённого привлекает телесная красота избранника или избранницы;
  • маниа — нестабильная, противоречивая и бурная любовь-ревность;
  • прагма — спокойная и во многом рациональная привязанность, диктуемая отчасти симпатией, отчасти трезвым расчётом;
  • людус — поверхностная гедонистическая игра, почти лишённая интимности; человек просто хочет сделать приятно самому себе.

Добавлю для порядка, что любовь часто подразделяют на платоническую и чувственную: мол, есть высокие души, которые служат прекрасной даме, а есть простые смертные, которыми правит животный инстинкт.

Не знаю, не знаю… Поэты, которые явили миру образцы платонического служения, на самом деле тоже были людьми из плоти и крови. Скажем, Франческо Петрарка всю жизнь бескорыстно обожал замужнюю возлюбленную Лауру, но не отказывал себе и в земных удовольствиях — сожительствовал с простолюдинками, затевал романы со свободными знатными дамами.

Биохимия нежных чувств

Любовь не зря сравнивают с болезнью. Ловишь Его или Её взгляд — и хоть скорую вызывай: голова кружится, ладони потеют, щёки красные, сердце колотится… Влюблённый забывает покушать и терзается бессонницей.

Кто о чём, а я всё о науке.

Был такой Артур Арон, студент Университета Калифорнии. Однажды молодой человек по уши влюбился в однокурсницу Элен и испытал все симптомы страсти на себе. Как будущий психолог, Арон решил выяснить, чем обусловлены эти своеобразные ощущения. Материала для работы хватило на годы. Впоследствии молодой учёный вовлёк в исследование других специалистов — медиков, биологов.

Вместе они наблюдали, какие изменения происходят в мозге человека при взгляде на фото любимого или любимой и «прокручивании » в памяти романтических моментов. Реакция была типичной: активизировались вентральная область и хвостатое ядро. Обе зоны — звенья «системы вознаграждения». Они же «включаются» при ожидании какого-либо удовольствия — любимого блюда, приятного подарка.

Гормональная буря

Любовь поначалу близка к эйфории благодаря дофамину . Его излишки обеспечивают потерю аппетита и ухудшение сна.

Дофамин даёт ощушение кайфа — которое, впрочем, время от времени сменяется глубокой хандрой. Влюблённый способен внезапно разрыдаться из-за сущей ерунды. Почему? Другой важный гормон удовольствия, серотонин, оказывается в дефиците.

Свои пять копеек вносит и эпинефрин .

Эпинефрин обычно вырабатывается в ответ на стресс. Его функция — подготовка организма к экстремальной ситуации. Он помогает мышцам получить больше кислорода и учащает сердцебиение. Именно ему стоит сказать «спасибо» за потеющие в самый деликатный момент ладони.

Эти гормоны бушуют ограниченное время — до 2-3 лет. Потом страсти утихают. Стоп, как же так? Если парень и девушка встречаются больше двух лет, у их любви истекает срок годности?

Штиль после шторма

Отношения просто переходят на другой уровень. Поддерживать их помогают окситоцин и вазопрессин .

Окситоцин выравнивает давление, успокаивает дыхание, замедляет сердечный ритм. Его выброс происходит при рукопожатиях, при объятиях — причём даже дружеских. Гормон сигналит: «Расслабься! Этот человек — свой!»

Вазопрессин во многом сродни окситоцину. Очень вероятно, что он несколько по-разному работает у женщин и у мужчин.

Опыты показывают, что этот гормон обеспечивает склонность к моногамии. В 2004 г. американские учёные Янг и Лим поставили двухэтапный эксперимент с полёвками. Мыши женского пола старались сформировать устойчивые связи с самцами на первом этапе — после введения окситоцина. Самцы при этом не стремились поддерживать связь с одной самкой. Однако после введения вазопрессина они сразу начинали вести себя так, будто дали клятву в любви до гроба.

Как и за что любить человека?

Вопрос «За что любить?» звучит цинично — нельзя же испытать большое чувство по предварительному расчёту! Нельзя. Но и в слепой любви хорошего мало.

Женщины считают главными следующие черты мужчин:

  • ум (35%);
  • преданность семье (17%);
  • способность зарабатывать (14%);
  • верность (11%);
  • хороший характер (6%);
  • способность не растерять нежные чувства (6%);
  • умение делать всё по хозяйству (3%).

Внешняя привлекательность почти ничего не значит — лишь 0,2% опрошенных женщин полагали, что она существенна. Комплексовать из-за отсутствия рельефной мускулатуры мужчинам незачем. С другими выводами я бы повременила.

Заметили — женщины отвечали куда менее единодушно? Да, мы такие. Попробуй нам угоди.

Идеальные отношения

В советское время была в моде песенка со словами: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». Худшей установки на любовь, пожалуй, не придумать.
Попытки переделать партнёра непременно приведут к ссорам. Что будет дальше — зависит от его воспитания и характера. Ваш близкий человек или уйдёт, или перестанет быть с вами искренним.
Надо уважать решения друг друга даже если они кажутся глупыми (замечу: без фанатизма; иначе есть риск попасть в партнёра).

Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет и любви.

Цитата выше — из книги Эриха Фромма «Искусство любви» . Фромм понимает высокие чувства не столько как источник райских наслаждений, сколько как нелёгкий труд. Чтобы композитор смог написать шедевральную оперу, ему придётся изучить язык музыки, а потом ещё не один месяц корпеть над нотной бумагой. Так и в отношениях.

Отношения получаются гармоничными, когда партнёры сознательно учатся восполнять потребности друг друга.

О языках любви — правда, в чуть более узком смысле — любопытно рассуждает Г. Чепмен.

Чепмен — специалист-практик, который больше двадцати лет занимался психологическим консультированием по вопросам брака и семьи.
Он замечает, что парам полезно почаще говорить на следующих «языках»:

  • физические прикосновения — даже после десяти лет брака очень уместно обниматься, целоваться, гулять за ручку;
  • акты служения — намеренное выполнение действий, приятных для любимого человека (посмотреть с ним футбол, помочь ей с готовкой и др.);
  • качественное время — способность любящих в какие-то моменты полностью фокусироваться на общении с партнёром, не просто машинально отвечать на реплики, а вдумываться в них;
  • одобрение действий и поступков друг друга — умение поддержать, похвалить;
  • получение подарков — имеются в виду символические подарки, знаки внимания (гладиолус с бабушкиного огорода в этом смысле мало чем уступает бриллиантовому колье из ювелирного бутика).

Теория Чепмена не очень стройная, но на практике работает.
Итак, вы прочитали почти две тысячи слов, узнали (или — вспомнили) научные факты. Может, эти данные помогли вам лучше понять себя.

Но — не спешите изложить их, когда надо будет кратко и ясно объяснить девушке или парню, что такое любовь. Несите нежным голосом любую романтическую ерунду, которая придёт в голову. За «тип межличностных отношений, выражающихся в высокой степени эмоционально-положительного отношения к партнеру», от жертвы Купидона и по ушам схлопотать можно. 🙂

Твитнуть

Плюсануть

Отправить