Что такое духовное здоровье человека определение. Методическая разработка на тему: разработка занятия на тему "Духовное здоровье"

Духовное здоровье человека это его позитивные мысли, умение жить в гармонии как с самим собой, так и с окружающими его людьми, и, конечно, умение жить в гармонии с природой. Духовное здоровье подразумевает отказ как от вредных привычек, так и от негативных мыслей.
Духовное здоровье современников
К сожалению, в наше время не так часто можно встретить человека, обладающего духовным здоровьем в полном смысле этого слова. И, причин, которые назовет любой человек, для отсутствия духовного здоровья, очень много. Это могут быть и проблемы в личной жизни, и неуверенность в стабильности работы, и непростая экономическая ситуация в стране - все эти проблемы вызывают мрачные мысли, от которых не так легко избавиться. А если человек имеет слабость «заедать» все проблемы вкусными, но не совсем полезными продуктами (некоторые предпочитают «запивать» алкоголем), то, становится очевидно, что ни о каком здоровом образе жизни и речи быть не может. И, вряд ли такой человек захочет провести пару часов в спортзале или в выходные отправиться на природу: лучше поесть перед телевизором или выпить пару бутылок пива. И, такие «решения» той или иной проблемы могут привести к серьезным заболеваниям, не только органов пищеварения, но и нервной системы.
И, если проанолизировать образ жизни такого человека, то можно легко убедиться, что причины болезней и несчастий исходят от самого человека, вернее, от его негативных мыслей.

Немного истории
Если обратиться к истории, то вряд ли можно найти такой период, когда простые люди были полностью довольны своей жизнью. Однако, наши предки были намного здоровее нас не только в духовном плане, но и в физическом, хотя никто из них не посещал спортзал, не считал калории, и не ходил на прием к психологу.(Эти блага цивилизации появились сравнительно недавно).Тогда невольно возникает вопрос: как в большинстве своём неграмотные люди, говоря современным языком, умели сдерживать свои эмоции и вели более здоровый образ жизни, в отличае от нас, жувущих в 21 веке?
Конечно, я не могу утверждать, что моё мнение единственное и правильное, но мне кажется, что духовное здоровье наших предков было воспитано верой в Бога.
После Крещения Руси православие постепенно распространилось на территории страны, и люди верили в Иисуса Христа, соблюдая заповеди Божьи. Первые 4 из них содержат в себе обязанности любви к Богу, а остальные 6 призывают к любви ко всем людям (иными словами, к позитивным мыслям и добрым делам).

Если вдуматься, то простые слова этих заповедей не утратят свою актуальность никогда. (Не подумайте, что я призываю всех читателей немедленно уверовать в Бога.Религия - это лично дело каждого), но все - таки, считаю, что прочитать их стоит. Кратко напомню своими словами:
Любить и уважать родителей
Не убивать
Не изменять (имеется ввиду супружеская измена)
Не воровать
Не доносить
Не завидовать
Нарушение любой из этих заповедей ведет к негативным мыслям, и, как следствие, к стрессу.
И, раз зашел разговор о Православной вере, то нельзя обойти молчанием такую тему, как соблюдение постов. В течение года, церковь приписывает несколько раз отказываться от мясной и молочной пищи, а кушать только растительную. С первого взгляда это кажется очень сложно и, наверное, в чем - то глупо, но, ведь, во всем мире имеется большое число вегатарианцев, которые полностью отказались от мяса и чувствуют себя прекрасно.

Для примера могу сказать следующее: в начале весны у православных начинается самый длинный пост, который заканчивается праздником Пасхи. Но, если посмотреть на это с другой стороны, то, ослабленному за зиму организму весной просто необходимо как можно больше витаминов, которые в содержатся во фруктах и овощах. А отказ от мясо - молочной продукции подразумевает употребление в пищу большего количества растительной пищи.

Подведем итог
Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: если человек соблюдает элементарные жизненные правила (так можно сказать «светским» языком о перечисленных заповедях), то, у него будет намного меньше негативных мыслей, которые ведут к нервным стрессам и неправильному образу жизни. И, вообще, человек не должен совершать такие поступки, за которые ему будет стыдно даже перед самим собой - это и есть одно из составляющих духовного здоровья.
Здоровый духовно человек даже в мелочах стремится находиться в полной гармонии с окружающим миром. Он не будет хамить, не будет ругаться с окружающими, даже находясь в лесу, здоровый духовно человек не будет оставлять после себя мусор или непотушенный костер, так как знает, что такие поступки противоестественны.

Очень хочется, чтоб как можно больше людей осознали, что духовное здоровье не менее важно, чем здоровье физическое, так как духовно здоровый человек замечает вокруг себя намного больше позитивных моментов, и бывает намного счастливее, чем тот, который не может жить в согласии с самим собой и окружающим миром.








Духовное здоровье человека в зависимости от степени получения удовлетворения от проводимой деятельности в обществе, формирует эмоциональное здоровье человека , путем накладывания отпечатков через призму переживаний, определенного уровня тревоги, и как следствия уровня самооценки личности и степени социализации этой личности в данном обществе. Получаемые личностью эмоции как положительные, так и негативные оказывают влияние на психологическое состояние человека. При преобладании негативных моментов они непосредственно сказываются на здоровье человека. На основе этого следует четко выделить зависимость здоровья физического и духовного в комплексе. Таким образом, эмоции и здоровье человека представляют собой неразрывную связь эмоции + здоровье.





В системе духовного здоровья как основы для общего здоровья человека центральное место православие отводит душевному миру – спокойному, благодатному состоянию души. Спокойствие и согласие в душе, душевный мир , душевная тишина и покой, гармония души ведет и к гармонии тела, в то время как душевное беспокойство приводит к множеству заболеваний. Душевные бури и страсти, постоянное зло, ненависть, зависть, тревога, разрушают душевный мир, ведут к нервному перенапряжению внутренний мир человека – грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения.


Все несчастья человека начинаются тогда, когда он теряет свою жизненную силу. Удачливость, здоровье и состояние счастья зависят от объема духовной силы в человеке. Чем более глобальный и великий смысл имеет его жизнь, тем больше духовной силы получает человек. Самое низшее есть бесцельное растительное существование. На втором месте стоит служение мирским эгоистическим интересам. На третьем - жизнь ради чего-то или кого-то. На четвертом - жизнь ради совершенства. На высшей ступени - совершенствование для помощи и спасения людей, для проведения в мир Высшей Божественной Силы. Сам человек, суживая себя до плотского существования, суживает свои возможности восприятия Божественной Силы. Пассивная жизнь, движение по течению, действия по линии наименьшего сопротивления, потакание лени ослабляет жизненную силу, в результате чего возникают болезни. Каждое действие, в которое вложены усилие и сверх усилие, направленное на Духовную цель, развивает в человеке настолько большую силу, что он может жить в невыносимых условиях и оставаться живым и здоровым. Пассивность и отступление от трудностей на духовном пути - ведет человека к отступлению от здоровья и жизненной силы. Внешними факторами понижения энергии, приводящей к болезни, могут быть стрессы, сопровождающиеся большим выбросом эмоциональной силы, переохлаждение, чрезмерное напряжение (в погоне за результатом), засорение себя тяжелой пищей, алкоголем.



Но, признавая наличие духовного здоровья , наука пока не готова дать точные ответы на многие вопросы и, в частности, предложить критерии оценки именно этой, возможно самой главной, составляющей здоровья человека.





Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Духовное здоровье человека

Введение

психический духовный здоровье

Одной из серьезных проблем современного общества является проблема духовного здоровья человека. Внимание, уделяемое этой проблеме, тем не менее, отнюдь не гарантирует ее успешного решения, поскольку мало признавать, что общество в целом и индивиды, его составляющие, нуждаются в духовном оздоровлении. Необходимо, по меньшей мере, разработать комплекс мер, способствующих этому процессу. Но прежде, чем это произойдет, следует сформулировать суть проблемы и выявить факторы, влияющие на ее решение. Только после этого можно будет наметить пути, ведущие к успеху. Однако трудности начинаются уже на этапе формулирования.

Интересно отметить, что необходимость заботы о духовном здоровье человека и общества не вызывает сомнений даже у идейных антиподов. Возможно, корень проблемы именно здесь: все «доктора» ставят собственные, иногда взаимоисключающие «диагнозы».

В рамках данной работы попытаемся выявить факторы, влияющие на состояние духовного здоровья человека, а также оптимальные, на наш взгляд, пути решения проблемы оздоровления человека, а следовательно, и общества.

Для этого нам придется затронуть историю вопроса, и ознакомиться с наиболее распространенными точками зрения на него.

Психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье) -- согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Существует несколько видов оздоровительной практики, и каждый человек, ознакомившись с ними, сможет понять, какой практики ему придерживаться. К ним относят:

1. П. К. Иванов определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики -- это закаливание, вегетарианство, энергия природы;

2. Шри Матаджи определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики -- это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи;

3. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит из нравственной жизни. Тело для такого человека-- храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело -- тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую -- соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот.

Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья. Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: в зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.

Исторические аспекты понятия «духовного здоровья»

Известно, что система моральных ценностей любого общества во многом обусловлена уровнем его развития, особенностями менталитета его индивидов, религиозными воззрениями и пр. Тем не менее, существуют и некие объективные ценности, которые имеют значение в любом обществе, на любом этапе его развития. По крайней мере, понятия, называющие эти ценности звучат одинаково или сходно. Проблемы начинаются, когда требуется раскрыть их содержание и объем. Провозглашение какого-либо понятия моральным критерием, а следовательно, критерием духовного здоровья отнюдь не гарантирует действительное его наличие. Трудно найти в жизни человечества эпоху, когда признаком духовного здоровья личности не считалось бы уважение к старшим, верность долгу, патриотизм, милосердие к ближнему. Однако все эти понятия наполнялись достаточно различным содержанием, иногда даже казуистически.

Например, инквизиция приговаривала еретиков к сожжению на костре исключительно «из милосердия»: ведь святые отцы не имели морального права проливать кровь ближнего, следовательно, плаха и топор исключались.

«При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!» - восклицал А.И. Солженицын. Бесспорно, это так. Но были публичные казни, весьма мучительные, и служащие при этом развлечению толпы.

Каждая эпоха предоставляла немало возможностей для проявления того, что следует называть признаками духовного нездоровья человека. Но философы и богословы, поэты и художники мечтали об обратном.

К сожалению, эти мечты практически не привели к реальным результатам: к оздоровлению общества в целом.

Духовное здоровье человека не относятся к нулевым понятиям, обозначаемые ими предметы существуют в реальной действительности, даже если содержание этих понятий корректируется эпохой, определенным историческим периодом, в котором исследуется проблема духовного здоровья.

Глава 2. Духовное здоровье и его составляющие

Критерии духовного здоровья

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

· осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

· критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

· соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

· способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

От чего зависит духовное здоровье

Оно зависит от:

· умения строить свои взаимоотношения с другими людьми;

· способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.

Факторы, способствующие духовному оздоровлению

Как и в случае с болезнями тела, духовное здоровье все-таки легче сберечь, чем вернуть. Профилактика имеет здесь такое же колоссальное значение, может быть, тем большее, чем труднее лечить пороки нравственные, нежели обычные заболевания.

Сбережение здоровья предполагает определенное самоограничение. То же можно сказать и о духовном здоровье: чтобы говорить о его наличии, следует обозначить границы, за пределами которых начинается патология.

Следовательно, о вседозволенности не может быть и речи. Индивид свободен только до тех пор, пока он не ограничивает свободу других и не мешает их самовыражению, которое в свою очередь ограничено теми же рамками.

Итак, духовная свобода - такое же необходимое условие для духовного здоровья, как и гигиена для физического - начинается с умения себя ограничить. Подобные ограничения можно отчасти регулировать правовым путем, как это и происходит на практике, однако человеческие взаимоотношения слишком сложны для прямолинейности правового регулирования. Нормы морали призваны справляться с этим лучше, нежели нормы юридические.

Но требования соблюдения этих норм по-разному обеспечены. Исполнения моральных норм не обеспечено силой государственного принуждения.

Тогда главенствующим фактором становится общественное мнение. Обосновать действие этого фактора можно таким образом: общественное мнение есть абстракция, поскольку общество в целом не дает оценку определенных проступков. Но эту оценку дают близкие люди. «А друг или любимая - это не абстракция. Как лгать или кривить душой перед ними?»

Если в обществе существует определенная «аксиологическая система, принятая если не всеми его членами, то большинством. Иначе неизбежна оценка поступков своих людей по одной шкале, а посторонних - по другой», что, собственно, мы и наблюдаем зачастую на практике.

Выработка этой единой шкалы зависит от функционирования СМИ, от работы образовательных и культурных учреждений, от рекомендаций ученых, психологов и социологов. Немалую роль в этом должна играть религия, как проверенный веками институт морального воздействия.

Проблема духовного здоровья человека - это проблема будущего все страны.

Инструменты духовного здоровья

Среди множества инструментов, которые обеспечивают духовное развитие личности, можно выделить основные и второстепенные. Мы будем говорить о них в порядке их важности от самых главных к необязательным. Самым главным из них является, конечно, любовь. Она является основной движущей силой человека всегда и везде. Немаловажным инструментом стало и чтение духовной литературы и различных источников мудрости в области познания человека. С помощью медитаций можно достичь единения и гармонии трех составляющих тел человека: ментального, эмоционального и физического. Синтезировать чувства человека помогает пение: чакровое или мантр. Успокоение приносит чтение молитв, а духовные практики различного характера помогают повысить культуру мышления, контролировать эмоции и достичь гармонии микро- и макрокосма. Использование целительных практик помогает использовать и аккумулировать в себе жизненную энергию из внешних источников. Действенным инструментом является тантра. Это умение передавать чувства и любовь во всем единстве всех противоположностей. Духовному развитию помогает, естественно, и разного рода творческие занятия: музыкой, живописью, писательством и т.д. Не стоит сбрасывать со счетов и гармоничную музыку, которая настраивает человека на нужный лад, помогая раскрыться и выразить все эмоции. Таким образом, она оказывает лечебное действие. Оно заметно усиливается, если во время прослушивания музыки предаться танцам. Также очень важно следовать зову души во всех сферах жизни человека. Тогда это позволяет почувствовать себя творцом собственной судьбы. Это, конечно же, не все инструменты, которые приводят духовное развитие личности в действие, но во многом оказывают на этот процесс положительное влияние.

Глава 3. Всемирный день психического (духовного) здоровья

Всемирный день психического здоровья -- памятная дата, 10 октября. Отмечается ежегодно с 1992 года. Установлен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой.

День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

В 2007 году 10--11 октября в ООН прошёл также «День психологии» -- несколько мероприятий, приуроченных к Всемирному дню психического здоровья. В мероприятиях участвовали Американская психологическая ассоциация (APA), Международная ассоциация аналитической психологии (IAAP) и другие. Целью Дня психологии был обмен мнениями между психологами, дипломатами, студентами.

C 2008 года в России проходит ежегодный конкурс «За подвижничество в области душевного здоровья». Конкурс призван привлечь внимание общественных непрофессиональных и профессиональных организаций к повышению психиатрического образования населения, к актуальным проблемам отечественной психиатрии, к укреплению психического здоровья населения, к привлечению внимания общественности, СМИ и властных структур к проблемам душевнобольных.

Заключение

В заключение следует напомнить об историческом факте, иллюстрирующем всю важность понятия «духовное здоровье человека» для общественного прогресса. За все время нахождения у власти Гитлера, несмотря на заметные достижения в технической области, в Германии не было создано ни одного произведения искусства, чья жизнь оказалась бы дольше, нежели это правление. Да и технические новшества касались в основном вооружения, что не помешало гитлеровцам потерпеть сокрушительное поражение.

Почему же так произошло и «чудо-оружие» не реализовало свои потенциальные возможности? Только ли техническая оснащенность антигитлеровской коалиции стала решающим фактором победы?

Надо полагать, что никакие технические достижения не смогут заменить человеку то, ради чего он эти достижения использует и совершенствует - человечность. Человечность как синоним духовного здоровья.

Список литературы

1.Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. М., Проспект, 2001 г.

2.Гуревич П.С., Философия культуры, М., Аспект Пресс, 1994 г.

3.Канке В.А., Основы философии, Логос, 2003 г.

4.Лихачев Д.С., Я живу с ощущением расставания, интервью, Комсомольская правда, 05.03.96 г.

5.Лосев А.Ф., Дерзание духа, М., Политиздат, 1988 г.

6.Мень А., Быть христианином, М., Проспект, 1994 г.

7.Проблема человека в западной философии, М., Прогресс, 1988 г.

8.Спиркин А.Г., Философия, М., Гардарика, 2003 г.

9.Столович Л.Н., Красота. Добро. Истина, М., Республика, 1994 г.

10.Хрестоматия по культуре речи, сост. Граудина Л.К., М., ИНФРА-М, 2002 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и основные функции духовного производства, которое включает духовное общение, формирование духовных начал, проявление духовных потребностей. Институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви). Роль идеологии.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Сущность понятия "человек" в философии, его осмысление в ходе эволюции цивилизации. Образы человека как воплощение духовного опыта человечества. Развитие понятия о соотношении биологического и социального в человеке в различные исторические эпохи.

    реферат , добавлен 13.06.2012

    Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Исследование духовного мира человека. Изучение сознания как одной из форм проявления души и компонента духовного мира социума. Память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Связь самосознания с феноменом рефлексии.

    реферат , добавлен 29.10.2014

    Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Исследование человека в единстве многообразных сторон его сущности.

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Сущность человека, проявляющая себя посредством способности творить, созидать, создавать. Настоящее существование человека, возможное лишь при творческом воссоздании им реальности. Факторы и понятия, лежащие в основе философского способа мышления.

    статья , добавлен 17.05.2015

    Развитие техники и изменение отношения человека к природе. Ответственность человека перед обществом, другими людьми, самим собой. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями. Ответствен ли человек за свое здоровье.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2017

    Изучение понятия и характера воли в философии Артура Шопенгауэра. Исследование глубинных мотивов человеческого поведения. Воля и интеллект как составные части духовного мира человека. Анализ особенностей взаимодействия интеллекта с волей через интуицию.

    реферат , добавлен 28.12.2016

    Роль философии в жизни человека. Мировоззрение как способ духовного восприятия окружающей среды. Диалектика и метафизика - основные методы философии. Понятия мироощущения и миропонимания. Философские взгляды на сущность и закономерности развития культуры.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2009

    Человек как биосоциальное существо (единство природного, социального и духовного. Понятия духа, души и тела с философской точки зрения, их взаимозависимость. Проблема смысла человеческого существования, анализ подходов к решению данного вопроса.

Ни у кого не вызывает сомнения, что каким бы видом деятельности человек не занимался, прежде всего, он должен быть здоровым. Мы все желаем друг другу здоровья. Но что такое здоровье? Часто под этим понимается только здоровье физическое, в лучшем случае психическое. Духовное здоровье игнорируется. Игнорируется тот факт, что духовность - основа душевного и физического здоровья. Вопрос: что важнее духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки - теоретически не вызывает сомнения - и то и другое важно для человека, и они не противоречат друг другу. На современном этапе, на практике предпочтение отдается именно второму. Именно обширность и разнообразность знаний становятся главной задачей образования, именно процесс приобщения к культуре и называется духовным образованием. Но так ли это? Само слово "образование " происходит от слова "образ", - восстановление в человеке образа Божия, воссоздание духовной красоты человека, смыслом жизни которого являются непреходимые духовные ценности. Личность, напичканная противоречивыми разнообразными знаниями, становится разрозненной, развивающей наименее уникальные свои качества; она склонна к "душевной депрессии", к потере смысла жизни - к экзистенциальному неврозу. Такая личность может видеть себя лишь исполнителем социальных ролей и носителем биологических потребностей, склонна к уходу от проживания своей жизни, своей индивидуальности, своей отдельности.

В России различные социальные, мировоззренческие учения неизменно соотносили себя с традиционным для нашей страны православным умозрением, в центре внимания постоянно оказывался неисчерпаемый духовный опыт личности. В качестве главнейших составляющих древнерусской образовательной традиции можно выделить следующие:

Образование подчинено потребностям внутреннего духовного развития человека;

Основным направлением воспитания признавалось религиозно-нравственное воспитание, по отношению к которому развитие физических и интеллектуальных способностей играет вспомогательную роль;

Процесс обучения и воспитания - это не только передача формального знания, но и трансляция живого опыта целостной личности, вследствие чего, главное руководящее место в этом процессе принадлежало учителю, духовному отцу, старцу, тому человеку, авторитет которого был обусловлен его подлинной причастностью к Богу. Предполагалось, что духовные постижения призваны направить человеческое бытие, помочь человеку в его становлении как духовного существа. Глубинная особенность русского умозрения восходила к аскетической традиции восточного православия. Понятие аскезы означает духовное подвижничество, конечная цель христианской аскезы - святость, соединение человека с Господом, обожение человека, уподобление человека Иисусу Христу. Это путь бесконечного совершенствования.

Святоотеческая аскетическая традиция на протяжении всего XIX в. сохраняла очаги святости и высокого духовного подвижничества. В этом столетии жили почитаемые на Руси святые праведники Серафим Саровский и Иоанн Кронштадский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, старцы Оптиной Пустыни Леонид, Макарий, Амвросий, к которым за поддержкой и духовным советом в разное время ездили известные философы и писатели.

Они своей жизнью учили, что истинная цель духовной жизни - в стяжании Духа Святого. Все остальное - молитва, пост, милостыня - только средства к достижению благой цели. Дух претворяет душу человеческую в Храм Божий, "в пресветлый чертог вечного радования". Характер и степень духовности человека определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Основной закон человеческой жизни ясно сформулирован Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все приложится вам" (Мф. 6: 33).

Известный русский философ И.В. Киреевский считал, что направленность мышления верующего "заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство и таким образом восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости". (3, 400). Рациональное знание представлялось русским философам главной опасностью для развития личности. Если абстрактный разум развивается односторонне, человек теряет способность непосредственного познания истины, утрачивается "тот внутренний корень разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума". Под воздействием рационализма личность распадается на ряд духовных функций, которые плохо связаны между собой. В одной душе возникают многие центры - доминанты, которые выходят из-под власти "Я" как целого, наступает деперсонализация личности. Внутреннее рассогласование сохраняется и в том случае, когда разуму удается возобладать над другими разъединенными способностями духа. Деспотизм разума лишь углубляет разъединение личности, внутренние силы духа ослабевают, человек утрачивает живую веру, так как вера "не вмещается в одной какой-либо познавательной способности, не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести; но обнимает всю цельность человека и является только в минуты этой цельности и соразмерно ее полноте".(4, 249).

Согласно Киреевскому, лишь мышление, одухотворенное верой, способно соединить в одно целое разные части души, найти то внутреннее средоточие, в котором разум и воля, чувство и совесть, прекрасное и истинное слились бы в одно живое единство, воссоздав тем самым истинную сущность человека в ее первозданной нераздельности. Дух, по мнению известного русского философа И.А. Ильина, самое главное в человеке. Это - сила личного самоутверждения, основанная на верном восприятии своей личностной "самосути" в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Дух есть живое чувство ответственности, воля к совершенству; умение распознавать и принимать совершенное; способность к бескорыстной любви и самоотверженному смирению. Дух - это сила личного самоопределения человека, источник самоосвобождения, приводящий к полноте личной свободы. Это - "потребность священного", радость осознания себя нашедшим свое призвание, дар молитвы, "сила поющего сердца", "жилище совести", место рождения искусства и источник правосознания, основа патриотизма, здоровой государственности и великой (1, 51-52). Дух и духовность позволяют нам почувствовать себя не работниками у хозяина, а сыновьями отца, наследниками, сотрудниками и создателями.

Апостол Павел христианскую духовность описал так: "Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Галл.5: 22-26). Апостол говорит о том, что человек духовно очистившийся пребывает в постоянной глубокой радости, у которой есть один несомненный признак - она не может обернуться своей противоположностью.

Суть духовной жизни в христианстве - начинается со способности увидеть себя, свое истинное лицо, свои болезни, свои грехи. Известный психотерапевт Алексейчик А. пишет: "с точки зрения психологии грех - это нежелание выйти из состояния самотождества. Если брать философски и теологически, то грех - это отпадение от Бога, отпадение от духовного в материальное. Это утверждение себя как себя без своего отношения к другому человеку, к Господу Богу. Грех - это то состояние, которое объясняет "я" через "я-же", через себя, делает из себя единственную точку реальности. Грех есть то, что закрывает от "я" реальность. Ибо видеть реальность - это значит именно выйти из себя и пережить свое "я" в "не-я", то есть - в другом, в зримом. По большому пониманию, это значит - полюбить по-настоящему; мы выходим из себя, если уходим к любимому, а не выходим - к своему врагу. В образах - грех есть непрозрачное, мрак, мгла, тьма. Свет есть являемость, реальность. Тьма же, напротив, отъединенность, разрозненность реальности, невозможность явления друг другу, невидимость друг для друга. И это касается не только наших взаимоотношений, но и внутренних наших процессов, которые становятся невидимыми друг для друга. Наши ощущения становятся невидимыми для наших чувств, для наших потребностей". В памяти начинается конфабуляция, в мышлении - сверхценные идеи, в эмоциональной сфере - сверхценные чувства, страстные желания, фантазии, человек начинает "выходит из себя", "сходить с ума".

Чем более греховен человек, тем менее он видит реальность, тем менее видит свою греховность, свою болезнь. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (МФ.9: 12). Видящий себя разумным и добродетельным не способен встать на путь исцеления, так же как больной, который не осознает своего недуга, не идет к врачу лечиться. Петр Дамаскин называет способность видеть свои грехи "началом просвещения души", а признаком ее здравия - когда ум начинает зреть свои согрешения, множеством своим подобные морскому песку". Это видение - начало и критерий правильности духовной жизни.

К духовному оживлению человека часто приводит не здоровье, а болезнь. Если болезнь отрезвляет, пробуждает от духовного сна, позволяет увидеть свою греховность, побуждает искать спасение в Боге, то она становится благом для человека. Благодаря болезни человек переходит с эгоцентрического уровня на духовный уровень - " в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним, человек приходит к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому и другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую, сакральную, божественную ценность".(1, 7). Человек начинает духовно выздоравливать.

Литература.

*1. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1986.

2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Собр соч. в 2 т. !993. Т. 1.

3. Кириевский И.В. Полн. Собр. Соч. Т.1.

Кириевский И.В. Отрывки// Человек. Ч.2.

Http://www.ioannp.ru/publications/53328

ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Если для человека идеалом является все, что написал и заповедовал П. К. Иванов, это значит, что он четко определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики - это закаливание, вегетарианство, энергия природы и энергия П. К. Иванова. Если для человека важнее всего то, что проповедует Шри Матаджи, значит, он определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики - это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит не из умения войти в воду или медитировать, а из нравственной жизни. Тело для такого человека - храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело - тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую - соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот. Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья.

Подойдем к проблеме с несколько другой стороны. Если человек считает, что видимый материальный мир - единственный мир в мироздании, что он - начало и конец его жизни, он смотрит на мир через «окошечко» материализма. Для него естественно (вольное или невольное) желание - здоровье любой ценой. Такой человек готов пойти на все, чтоб быть здоровым. Он приемлет любую оздоровительную практику, называя, например, выход в неведомые духовные области - «прорывом в дебри подсознания». Если человек считает, что видимый мир - лишь часть жизни, а основная жизнь проходит в мире духовном, он смотрит на мир через «окошечко» религии. Тогда для него годится не каждая оздоровительная практика. Например, он не приемлет методики, где происходит частичное отключение сознания (ребефинг, медитация, НЛП). Для него важно пребывать в том состоянии, которое может принять его сознание.

Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: философия духа бывает двух видов - личностная и безличностная. В зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.

Безличностная философия. Основой мироздания является Единая Энергия, а весь мир - различные проявления этой энергии (в том числе и сам человек). Естественно, что человек не может быть свободен от той энергии, проявлением которой он является. Тогда и его практики оздоровления должны быть конкретными. А именно, он должен делать все, чтобы «звучать» с этой энергией в резонанс. Еще точнее - он должен убрать в себе все, что мешает этому резонансу. А что мешает? Личность! Такой человек должен презирать свою личность и боготворить энергию. Для этого он использует определенные оздоровительные практики. Типичный пример - медитация, хатха-йога и прочие йоги. Один исследователь, сравнив человека с ограненным алмазом, выразился так, что медитация стирает с ограненного алмаза все грани, делая его матовым шариком. Алмаз (человек) перестает излучать лучи света. А что это за лучи? Это эмоции любви, радости, нежности, доброты, признательности, благоговения, жалости… Матовый шарик излучает лишь одно - невозмутимость и спокойствие. Личностная философия. Основой мироздания является Божественная личность. Она слышит человека, понимает просьбы, помогает ему. Ей (как личности) свойственны все самые благородные побуждения. Естественно, что оздоровительные практики человека в этом случае должны усиливать качества личности. Равнодушие, отрешенность, невозмутимость должны быть строго дозированы и ни в коем случае не быть основными проявлениями человека. В основе занятий должна лежать любовь к телу и психике. Тогда человек берет понемногу из многих оздоровительных систем только то, что годится для развития личности, и отметает то, что направлено на прием энергии («из космоса»).

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Ранджит Сен Гупта

Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

Из книги Наука о дыхании индийских йогов автора Вильям Волкер Аткинсон

Глава XVI ДУХОВНОЕ ДЫХАНИЕ ЙОГОВ Пользуясь силой воли в соединении с ритмическим дыханием, йоги не только достигают развития желаемых ими ментальных, и психических свойств, но достигают также развития духовной способности, или говоря правильные, получают помощь в своем

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

5.1. Духовное развитие детей Занятия, связанные с психологическим и духовным развитием детей, проводятся в форме бесед. Точное время беседы устанавливать довольно трудно, поэтому необходимо ориентироваться по состоянию группы и выбирать темы, доступные для детей. Такие

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Дэн Миллмэн

Из книги Оккультное врачевание автора Вильям Волкер Аткинсон

Из книги Чудо исцеления или Волшебная сила Рэйки автора Игорь Спичак

Из книги Система оздоровления в пожилом возрасте автора Геннадий Петрович Малахов

Духовное совершенство и Рэйки Бог обращает свои слова к каждому, но не каждый Его слышит. Но кто ищет – тот найдет рано или поздно, и каждому воздастся по заслугам. Практикуя Рэйки, я осознал, что все великие религии стремятся к одной цели. Такой вывод напрашивается сам по

Из книги Йога автора Вильям Волкер Аткинсон

Праведная жизнь (духовное здоровье) Праведная жизнь позволит человеку быть духовно здоровым, найти свое место в жизни и спокойно, осмысленно жить. Если человек это не осознает, то в пожилом возрасте он испытывает разного рода неудовлетворения за прожитую жизнь, жалеет об

Из книги Почти научное исследование по питанию праной в России автора Зинаида Григорьевна Баранова

Из книги Многие лета. Благие лета. Заповеди Андрея Ворона для долгой и радостной жизни автора Мирослав Дочинец

4.3. Духовное самосовершенствование Приступив с октября 1993 года к активной работе над собой, много занималась духовным самообразованием, черпала знания из различных мировых учений и религий, осваивала «Основы миропонимания новой эпохи» А. Клизовского, Агни Йогу, книги

Из книги Тайны нашего мозга автора Сандра Амодт

Открой сердце Духовное Не проси мало. Проси велико. И получишь более малого. Не хитри со всего извлекать выгоду, а старайся, чтобы самому быть полезным. Лоза, которая не родит, скоро усыхает. Не будь зубоскалом и пересмешником, но будь веселым. Бог любит радостных верующих.

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Наталья Андреевна Панина

ГЛАВА 28. Паломничество: духовное начало То, насколько глубоко религия уходит корнями в наше биологическое естество, активно обсуждалось в нескольких недавно вышедших книгах, особенно - среди атеистов, убежденных в нерациональности религиозных убеждений. Лучшие примеры

Из книги Алхимия здоровья: 6 «золотых» правил автора Ниши Кацудзо

Духовное дыхание йогов Пользуясь силой воли в соединении с ритмическим дыханием, йоги не только достигают развития желаемых ими ментальных и психических свойств, но и достигают также развития духовной способности или, правильнее говоря, получают помощь в своем

Из книги автора

Человек - существо энергетическое и духовное С древних времен восточные врачеватели исповедуют, что все в мире есть энергия и без ее правильного движения нет жизни и здоровья. Восточная медицина всегда рассматривала энергию как основной строительный материал для