Что нужно сделать ребенок слушался. Как правильно разговаривать с ребенком, как сделать так, чтоб малыш тебя слушал и слышал? Есть три категории родителей

Всех родителей очень расстраивает, когда их ребенок, которого они научили ходить и разговаривать, отдаляются от них. Что делать в таких случаях? Как заставить ребенка слушать родителей, когда ситуация выходит из-под контроля?

Воспитание детей – непростая задача, поскольку этот процесс направлен на формирование характера и поведения детей. Но иногда у родителей попросту заканчивается терпение. Важно помнить, что идеального метода воспитания детей не существует. Все родители учатся методом проб и ошибок. Хорошие родители постоянно совершенствуются в воспитании детей и никогда не считают себя идеальными. Поэтому они не расстраиваются, осознавая свою неидеальность.

Не существует ни идеальных родителей, ни идеальных детей. Ваш милый и очаровательный малыш, которому вы еще недавно пели колыбельные песни перед сном, теперь впадает в истерики и выводит вас из себя. Однако стоит помнить о том, что дети плохо себя ведут не потому, что ненавидят вас. Это просто означает, что ваш ребенок растет и развивается.

В школе ребенок целый день подчиняется правилам, а дом остается для него единственным местом, где он может проявить свою волю. Самостоятельность – это нечто новое для него, и он исследует ее. Этот период развития ребенка может показаться родителям невыносимым. Но, следуя определенным правилам, они могут значительно облегчить себе жизнь.

Давая детям инструкции, проявите творчество

Если воспитывать ребенка без чувства юмора – это превратится в сухую математику. Юмор может сделать процесс воспитания веселым и для родителей, и для ребенка.

Инструктирование ребенка в смешном тоне, имитация мультипликационных персонажей или смешной танец создают у ребенка хорошее настроение и побуждают детей следовать инструкции родителей. Детям нравятся маленькие игры, если они включены в повседневную деятельность. Например, обыкновенная чистка зубов перед сном понравится ребенку больше, если вы вместе с ним сочините об этом песенку. Также хорошо, если во время чистки зубов вы будете корчить смешные рожицы. Проявление творчества в повседневных делах поможет избежать ежедневных детских истерик.

Находитесь на правильном уровне во время разговора

Если ребенок плохо себя ведет, родители чаще всего просто стоят над ним и ругают его. Они должны понять, что его может пугать высокий сердитый взрослый, который выше него. Ребенок фокусируется не на том, что вы ему говорите, а на вашем внешнем виде. Поэтому важно опуститься до уровня глаз ребенка и только затем начать говорить.

Будьте хорошим слушателем

Самый быстрый способ, с помощью которого родители могут привлечь внимание ребенка, – присесть и показать, что вам комфортно. Если вы хотите, чтобы дети слушали вас, сначала сами станьте хорошим слушателем. Будьте внимательны, когда ребенок рассказывает вам о том, чем он занимался в течение дня. Когда он показывает вам что-то, над чем долго работал, отвлекитесь от всех своих занятий, выслушайте его и ответьте соответствующим образом.

Проявляйте уважение к ребенку

Если вы хотите, чтобы ребенок относился к вам с уважением, сами проявите уважение к нему. Дети учатся, наблюдая за окружающими, поэтому нужно относиться к ним уважительно, чтобы они отнеслись к вам так же. Если ребенок приходит к вам с вопросом, уделите ему внимание, посмотрите в глаза и дайте ответ. Благодаря этому в следующий раз вы сможете объяснить ребенку, что, когда вы разговариваете с ним, он должен отвлечься от своих дел и послушать вас. Он также поймет, что выслушать вас обязательно, и это не обсуждается.

Недопустимое поведение и последствия за него должны быть оговорены заранее

Необходимо четко обсудить с ребенком, какое его поведение неприемлемо и какие последствия будут в этом случае. Например, если ребенку разрешили играть в компьютерные игры в течение часа, он должен через час безо всяких споров закончить игру. Если ребенок нарушает договоренность, последствием будет то, что вы не разрешите ему играть в компьютерные игры на протяжении определенного периода времени. Ребенку

7–8-ми лет трудно будет не играть целый день, но подросток может воздержаться от игр на протяжении недели-двух.

Не отрицайте эмоций ребенка

Отрицание эмоций может сбивать ребенка с толку и сильно его расстраивать. Если ребенок плачет, потому что бабушка и дедушка уезжают, не стоит говорить: «Не нужно плакать». Ребенок расстроен, и вам следует признать его чувства. Лучше утешить его такими словами: «Я знаю, что ты расстроен, но бабушка и дедушка опять приедут к нам в следующем месяце».

Не кричите на ребенка

Когда вы говорите ребенку, чтобы он выключил телевизор или шел ужинать, не повышайте голос. Если он что-то делает, подождите, пока он закончит. Например, если он смотрит телевизор, понаблюдайте за ним пару минут, а, когда ужин будет готов, скажите, чтобы во время рекламной паузы он шел есть. Напомните, чтобы он вымыл руки.

Если вы настаиваете, чтобы ребенок немедленно прекратил все дела, это может быть трудным для него. Уважайте занятия ребенка – и он будет уважать вас.

Настаивайте на том, что вы говорите

Отстаивание своей позиции – это еще один элемент воспитания. Если вы принимаете какое-либо решение, не меняйте его. Когда вы говорите: «Я не возьму тебя с собой в гости, если ты не выучишь уроки», то держите свое слово. Не допускайте ситуаций, когда ребенок, обратившись к вашему супругу, может получить разрешение пойти в гости. Так вы потеряете свой авторитет в глазах ребенка.

Не давайте ребенку обещаний, если не уверены, что сможете их выполнить. Но, если вы обещаете что-либо, держите свое слово. Обещания могут быть простыми, например: «Если ты будешь хорошо себя вести в гостях, я разрешу тебе смотреть мультфильмы в субботу». Невыполнение обещаний подрывает доверие ребенка к вам.

Не обвиняйте ребенка

Если ребенок получил в школе плохую оценку за то, что не выполнил домашнее задание, не говорите ему: «Ты никогда не учишь уроки». Не критикуйте характер ребенка, а постарайтесь исправить его плохое поведение. Скажите ему: «Жаль, что ты вчера не выучил уроки». Не используйте фраз типа: «Ты всегда так делаешь», «Ты никогда не слушаешь» и т.д. Если вы не будете обвинять ребенка, с ним будут происходить позитивные изменения.

Извиняйтесь перед ребенком и благодарите его, когда это необходимо

Мы ожидаем, что наш ребенок будет просить прощения, когда он делает что-то неправильно. Но важно и самим просить прощения, когда мы ошибаемся. Если вы обвинили ребенка в том, что он разлил воду, а потом обнаружили, что это сделал не он, извинитесь. Так вы не потеряете свой авторитет в его глазах. Ребенок усвоит, что необходимо извиняться каждый раз, когда вы ошибаетесь. И это правило действует для всех членов семьи. Также важно благодарить других, когда это необходимо.

Относитесь к ребенку серьезно

Недостаточно просто слушать ребенка – необходимо также уважать его мнение. Замечайте, что вам нравится и что не нравится в ребенке. Если ребенку не нравится какое-либо занятие, не заставляйте его им заниматься только потому, что вы этого хотите. Если ребенок говорит, что ему не нравится няня, не игнорируйте его слова. Дети наивны и иногда живут в своем идеальном мире, но важно проверить факты, а не отнестись к их словам легкомысленно.

Предоставьте ребенку альтернативы

Если вы запрещаете что-то ребенку, найдите этому альтернативу. Если ребенок хотел пойти с друзьями в кино, а вы не разрешили, предложите ему что-либо взамен. Например, вместе испечь торт, который он просил у вас несколько дней назад. Интересная альтернатива поможет ребенку легче справиться с отказом.

Поощряйте ребенка

Для ребенка одинаково важны как дисциплина, так и поощрения. Однако есть тонкая грань между поощрениями и подкупом. Разница в том, что подкуп дается под давлением, а поощрения – добровольно. Если вы покупаете ребенку мороженое, чтобы он хорошо вел себя в супермаркете, это принесет больше вреда, чем пользы.

Поощрение – это нечто иное. Поощрение не подразумевает покупок или привилегий, которые могут испортить ребенка, а призвано его мотивировать. Например, вы можете сказать ребенку: «Если ты быстро уберешь в комнате, вечером мы посмотрим твой любимый фильм».

из 5 на основе 2 оценок.

Вконтакт

Напрашивается ответ — никак. Но это не так.

Основная задача тренинга «Гениальный ребенок» как раз делегировать процесс обучения детям. Делегировать им выполнение домашних заданий и освободить себя.

Сегодня статья посвящена именно этому. Я расскажу вам, что и как нужно делать. Даже если пока вы не в тренинге, вы узнаете, как мы это делаем со своими детьми.

Но вначале, позвольте рассказать вам одну очень важную вещь.

На сто процентов передать ребенку выполнение домашних заданий не получится.

По следующим причинам:

1. Ребенок не заинтересован. До 14 лет даже не понимает, зачем учиться. До 14 лет люди не имеют осознанности, до включения лобных долей головного мозга. Ценность получения образования и самого факта знаний для ребенка минимальна.

2. Дети платят за обучение слишком большую для них цену: трудно читать, трудно писать, сложно учить английский, долго делать уроки, учить неинтересные стихотворения, слышать недовольство учителя или родителей, лишаться удовольствий (компьютер, сладости), получать «нагоняй», быть постоянно в напряжении (не туда пошел, не там бегал).

А часто в школе детей «гнобят», указывают все недочеты и не дают никакого творчества.

И все это ради чего? Ради сомнительной для них ценности — обучение?

Чтобы было лучше понятно, что такое школа для ребенка, сделаем небольшую аллегорию

Представьте, что Вы работаете на работе.

С 9:00 до 18:00, с перерывом на обед и возможностью сделать перерыв через каждые 45 минут

Говорить с коллегами нельзя, только на перерыве.

Вставать нельзя, только на перерыве

Даже пописать можно сходить только оповестив весь коллектив о своем намерении

Теперь представьте, что Вас заставляют на эту работу ходить, хотя она Вам не нравится

А теперь убираем зарплату

И добавляем постоянные упреки начальства, публичные выговоры, отсутствие возможности проявить себя и постоянную монотонную работу с утра до вечера…

Представили? Нравится?

А давайте добавим сюда то, что заниматься Вам этим еще 10 лет и, может быть, эта работа принесет Вам пользу в будущем, может быть и нет…

Так выглядит современная школа и такую цену платят наши дети за обязательное образование…

Очевидно, что цена для детей Выше, чем ценность.

Отсюда вытекает отсутствие внутренней мотивации, трудности с тем чтобы усадить ребенка за уроки, включение ребенком «беспомощности» и «бестолковости».

Ребенок не хочет думать, родители мучаются. Бесит, но надо.

Но есть и хорошая новость.

Детям можно делегировать процесс обучения на 80%.

Для этого нужно сделать три глобальных шага, благодаря котором дети начнут делать уроки сами легко и с удовольствием. На 80%:

Шаг № 1 Снизить «цену» обучения

Для этого нужно сократить время на скучные и трудные дела для ребенка. Техники эффективного обучения, которые помогут это сделать, перечислены в скобках


  1. Увеличить скорость чтения (чудесный домик, сито, секундомер, скорочтение)
  2. Научить быстро писать (скоропись, резиночка)
    Использовать образное запоминание стихотворения и определений (репка, слон, художник, массаж)
  3. Учить иностранные слова в контексте (контекст)
  4. Использовать приемы мнемотехники для счета (чбк)
  5. Использовать майнд-карты для написания сочинений, изложений, рефератов, эссе (карта)
  6. Научить ребенка искать нужную информацию (шпион)
  7. Правильно повторять, чтобы снова не учить (Вундеркинд)

В тренинге Гениальный ребенок все нужные для простого обучения навыки мы изучаем всего за одну неделю

У родителей в данном месте всегда происходит подъем, и кажется, что теперь можно свернуть горы. Можно.

Но важно не забывать, что это не предел мечтаний.

Потому что после того, как цена для ребенка стала ниже и многое в обучении ему дается легко, нужно повысить ценность обучения.

Шаг 2. Повышаем “Ценность” обучения

Для этого необходимо мотивировать ребенка учиться.

Техники эффективной мотивации, которые помогут это сделать, перечислены в скобках

  1. Создать рабочую атмосферу (Ритуал)
  2. Заякорить рабочее состояние (Якорь)
  3. Сделать рабочее место, в котором ребенок не отвлекается (Синус)
  4. Учесть типы восприятия (ЛАВКа)
  5. Опираться на психотип ребенка (Синтаксис Любви)
  6. Использовать Достигатор


Но и это не финальная точка.

Потому что на постоянной мотивации далеко не уедешь, а наоборот, можно очень быстро «перегореть» и выйти из строя.

Я помню, как мой ребенок с каждым днем ждал от меня новых «бонусов» и «плюшек» и «что я там еще придумаю», а если сил на мотивацию не было, он устраивал мне настоящие концерты.

Поэтому, чтобы участники тренинга не попали в точку «Мотивировала-мотивировала и устала», в тренинге Гениальный ребенок третья неделя проходит под флагом «Техники эффективной дисциплины»

Шаг 3. Делаем обучение регулярным

Для этого дисциплинируем процесс обучения ребенка

Техники эффективной дисциплины, которые помогут это сделать, перечислены в скобках

  1. Используем 4 ступени мотивации (Просьба, Мотивация +, Мотивация -, Приказ) ЦЦ
  2. Вводим Тайм-менеджмент для ребенка (блоки, прерывания, лягушки, слоны)
  3. Строим правила и договора (Противный комментатор)
  4. Используем одноминутные цели
  5. Используем одноминутные выговоры
  6. Используем одноминутные похвалы

В итоге выполнение домашнего задания выходит ребенком на автопилот.

Все просто.

  1. Снижаем цену, упрощая процесс обучения с помощью техник эффективного обучения
  2. Повышаем ценность через техники эффективной мотивации
  3. Делаем обучение регулярным с помощью техник эффективной дисциплины

И уже через 3 недели, ребенок приходя из школы после отдыха

  • Сам сядет за уроки
  • Учится быстро
  • Выполнение домашних заданий делегировано на 80%
  • Остается только контролировать и направлять в трудных моментах
  • Ребенок после курса понимает, что учиться просто и зачем ему учиться и сам это делает
  • Ребенок без напоминаний садится за домашние задания
  • Вы в это время можете уделять время другим детям, вязать, читать, разговаривать по телефону, готовить обед, общаться с друзьями или просто отдыхать
  • Но не забудьте проконтролировать результат
  • Вам больше не придется ловить ребенка по квартире

Именно поэтому нужно пройти курс до конца, а не останавливаться только на первой неделе.

Следующий поток — в октября.

Присоединяйтесь прямо сейчас. Не ждите, когда домашние задания ребенка станут невыносимыми и утомительными, как для детей, так и для родителей.

В запущенных случаях исправить ситуацию всегда в разы сложнее и дороже

14 поток Гениального ребенка очень отличается от предыдущих потоков. Мы перестроили тренинг с учетом запросов участников программы.

Планировалось отработать техники эффективного обучения, развить память и навык обучения, навык работы с информацией.

В этом потоке, техники эффективного обучения мы изучим за неделю. И дополним их эффективной мотивацией и эффективной дисциплиной.

А кураторы будут параллельно каждый день 2-3 раза в неделю с вами работать, закрепляя материал.

Куратор будет работать в формате группового коучинга. Они с каждым участником персонально работают, разбирают ситуации.

«У родителей не должно быть такой цели, потому что сама эта цель приводит к ровно противоположному результату. Все совершают ошибки, и нет человека, который бы их не совершал. У всех ошибок есть последствия, и мы имеем дело с этими последствиями. Это общечеловеческое состояние — заблуждаться, ошибаться, потом расхлебывать. Если ты всего будешь бояться вместо того, чтобы увлекаться жизнью, то, скорее всего, не ошибешься, но при этом не очень будешь жить. Родители могут научить ребенка, во-первых, не бояться совершить ошибку, а во-вторых, брать на себя ответственность за последствия этой ошибки. Это очень важный момент. Если ты не сделаешь домашнее задание и тебе поставят два, тебе придется переписывать контрольную. Тебе, а не маме или кому-то еще: так мир устроен. Надо научить детей не бояться встречаться с последствиями ошибок, потому что это часть жизни».

«Это практически недостижимо. Если родитель считает своей ошибкой лень и разгильдяйство и хочет, чтобы ребенок вырос трудолюбивым, а ребенок при этом наблюдает, как родитель собирается на работу с плохим настроением, а отдыхает и бездельничает с наслаждением, то трудолюбивым этот ребенок, скорее всего, не станет. Дети наблюдают за тем, как мы себя ведем, как эмоционально реагируем на какие-то вещи. Это для ребенка гораздо важнее, чем какие-то дидактические указания».

«Если это судьба, то он их все равно совершит. Или часто говорят, что у ребенка гены, какая-то наследственность. В слове «судьба» есть и положительный смысл. Не приговор, а именно суждение, мы все сознательно или бессознательно исполняем какой-то замысел. Слово «судьба» — не синоним рока или фатума. Но иногда родители сами пытаются привить ребенку какие-то вещи, чтобы они повторили за ними их судьбу. И тогда это слово обретает печальный смысл. Рассматривать ребенка как свою копию и раздвоение даже своих достоинств — весьма печально. Это посягательство на личность, которая еще не сформирована. А с ошибками — нужно учить собственным примером, как эти ошибки можно исправить. Ребенок не должен в этом участвовать, не нужно на нем отыгрываться».

«Ребенок будет повторять те ошибки, которые ему родственны, а другие повторять не будет. Будет делать свои. Пытаться уберечь человека от ошибок — пустая забота. Пусть делает ошибки — надо помочь ему их обработать, тактично извлекая что-то из каждой серьезной ошибки. А несерьезные надо пропускать мимо ушей и глаз.

Учиться на своих ошибках — проблема не только детей, но и взрослых. Я очень много лет занимаюсь проблемными семьями. Когда мужчина расходится с женой, он очень четко говорит, почему это случилось: «Она была авторитарная, она ничего не готовила, она перестала мне нравиться». И можно быть уверенным: следующая жена будет в точности как эта.

Даже мы, взрослые, не умеем переживать и обрабатывать свои ошибки как надо, и дети, конечно, свои ошибки сделают — невозможно на чужих научиться. И книги помогают ребенку выстроить какие-то ценностные системы даже больше, чем родители».

«Никак — тут уж ничего не поделаешь. Надо очень здорово за собой смотреть. Единственный способ себя изменить — это покаяние, молитва, наше желание, чтоб ничего гадкого и ошибочного в нашей жизни не произошло. И тогда когда это с нами происходит, у нас есть надежда (но не гарантия), что за наше покаяние и за то, что мы пытаемся признать свою вину и какими-то своими добрыми делами ее искупить, Господь покроет наших детей от наших ошибок».

Приучайте ребенка вас слушать и слушаться

У умных родителей - веселые, умные и послушные дети. Более того, умные и любящие родители об этом заботятся: заботятся о том, чтобы дети были не только умными, но и послушными. Это кажется очевидным: если вы хотите приучать ребенка к хорошему, вначале его нужно приучить к тому, чтобы он вас элементарно слушался.

Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что пора оторваться от компьютера и сесть за уроки, он недовольно морщится: «Отстань!» - Конечно, это непорядок.

К сожалению, обычные дети давно привыкли, что родителей можно не слушать: мало ли что они говорят! И дело здесь не в детях, а в нас, в родителях, когда мы важные для нас вещи говорим детям как-то не всерьез, не обращая внимания, слушают нас дети или нет, когда мы свои требования выставляем неубедительно. Ваши просьбы должны быть спокойными, но четкими распоряжениями, звучать весомо и сопровождаться контролем. Ребенок должен знать, что ваши слова не пустышки, и если вы предупредили, что не убранные игрушки выбрасываются, они действительно исчезают. Если родитель обращается к ребенку с просьбой уверенно, зная, что у него есть рычаги влияния, .

Но дело не только в правильных формулировках и рычагах влияния, в деле налаживания отношений с ребенком есть еще одна важная хитрость, а именно - есть ли у вашего ребенка ПРИВЫЧКА вас слушаться. "Слушаться или не слушаться родителей" - это определяется не только тем, что и как говорят родители, это определяется еще и просто привычками ребенка. Есть дети, у которых привычка бездумно слушаться всех, а есть дети, у которых привычка так же бездумно не слушаться никого. Слушаться "всех" или "никого" - одинаково плохие привычки, а вот привычка слушаться избирательно, а именно СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ - отличная привычка! У ваших детей должна быть привычка быть внимательным к тому, что вы говорите, привычка делать то, о чем вы их просите. Приучите вашего ребенка вас слушать и слушаться, и у вас появится ваш , у вас появится возможность воспитать из вашего ребенка развитого и думающего человека.

Сложно ли добиться, чтобы у ваших детей появилась такая привычка? Многое зависит от возраста: подростка приучить слушаться родителей - сложно, для многих мам почти нереально , а выработать такую привычку у маленького ребенка - задача решаемая. В принципе, чем раньше вы начнете вырабатывать у вашего ребенка привычку вас слушать и слушаться, тем вам будет проще.

Самый простой метод, который вам в этом поможет, это метод "Восемь шагов". Идея его в том, чтобы приучать ребенка вас слушаться, начиная с самых простых, элементарных вещей, и очень постепенно, методично переходить шаг за шагом к вещам более трудным. От простого - к сложному. Вначале делаем то, что получится у любого родителя с любым ребенком, затем добавляем немного, потом еще немножечко - и так проходим большой путь от ребенка естественного до ребенка воспитанного, который уже понимает, что людей любящих и более опытных, чем он - слушаться правильно.

Возраст, в котором алгоритм «Восемь шагов» работает наилучшим образом - от 2 до 12 лет. После 12 лет воспитанный ребёнок должен уже стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его , помогаете ему лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.

А теперь к делу. Что это за шаги?

Шаг 1: Пристройка.

Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери "Маленький принц", управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит. Скажите в нужный момент: "Солнце, поднимайся!", и вы станете властелином восходящего солнца... Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляя его активность в нужную вам сторону.

Ребенок бегает, вы ему кричите: "Молодец, быстрее, быстрее!" - он радостно добавляет скорости.

Сели за стол, вы знаете, что ребенок любит, к чему он все равно будет тянуться. Опередите его: "Бери свои любимые хлебцы!" Вы сказали - он взял.

Маленький Никита любит хлопать в ладошки. "Как Никита хлопает в ладоши? - Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи как гудит машина! ... Замечательно!" - вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Ему полтора года, и он уже приучается вас слушать и слушаться.

Не можешь справиться - возглавь. Не можете (пока) управлять поведением ребенка - пристраивайтесь к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому.

Шаг 2: Приручение: приучить приходить, когда зовут.

Вы знаете, что такое "привадить"? Рыбак кидает в речку подкорм - приваживает рыбу. Когда древний человек решил приручать диких собак, он также начинал с приваживания, потом начинал их подкармливать, после - поглаживать, а постепенно приучил их подбегать к нему, когда он их зовет. А вы своих детей уже приручили? Они прибегают к вам, когда вы их зовете? Если ваши дети - еще дикие, начинайте, как древний человек, с их приручения.

Ваш ребенок любит хрумкать яблочки или грызть печеньки: ваша задача сделать так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через вас. В вазочке этого нет, а вы ребенку это дать можете. Теперь вы не дожидаетесь, пока он начнет у вас клянчить, а сами, выбрав хорошее время, объявляете: "Кто хочет вкусное яблоко, быстро бежит ко мне!", "Печеньки, печеньки, вкусные печеньки для послушных детишек". Дети бегут, вы их угощаете и гладите по головке: "Молодцы, как вы быстро прибегаете к маме!". Вот охота и состоялась - вы уже приучаете детей приходить к вам, когда вы их зовете.

Приваживайте к себе вашего ребенка - и хвалите его, когда он к вам приходит! Привадой может быть не только еда, а все, что нравится ребенку: и выдавить крем на торт, и порезать хлеб, и время, когда вы можете поиграть с ребенком в игры, которые он любит. "У мамы есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в жмурки!". Важно: если ребенок прибегает, вы это подкрепляете: даете приваду и хвалите. Если ребенок не торопится прибегать, приходит потом и требует, вы приваду не даете: "Всё! Всё уже кончилось!", но подсказываете: "Когда мама зовет, надо прибегать быстро!". Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.

Шаг 3. Учимся договариваться.

Ваш ребенок будет разумным, а не капризным существом, если вы будете его приучать разумом пользоваться. А для этого не пожалейте время, объясняйте ребенку, что хорошо и что плохо - и учите его договариваться. Можете пробовать разумно разговаривать с ребенком даже в два года, а если вашему ребенку уже три годика - это уже обязательно. Учите ребенка договариваться и выполнять договоренности!

Вы с ребенком на детской площадке, вам пора уже уходить, а ребенок уходить не хочет, ему хочется играть еще. Просто скомандовать? - Ребенок может начать протестовать ревом. Что делать? Договариваться. Первая договоренность - перед тем, как придти на детскую площадку. "Ты хочешь пойти на детскую площадку, но долго мы играть там не можем, мне нужно будет возвращаться домой, готовить обед. Ты обещаешь мне, что когда я скажу что нам пора, ты не будешь плакать, а попрощаешься со всеми детьми и пойдешь со мной домой? Ты меня не задержишь?" Второй разговор - когда вам пора уходить. Скорее всего, ребенок начнет ныть: "Мам, я еще немного!". Тут ваша задача спокойно отрезать его от играющих и обсудить, как в такой ситуации вести себя правильно. "Если обещал, что не будешь ныть и плакать, когда нужно идти домой - ныть и плакать нельзя. Иначе как же тебе будут верить в следующий раз?"

Тут важно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые, позиция одна: "Договорились - нужно выполнять. А кто не выполняет договоренности - тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя". Мы договариваемся и не капризничаем.

Шаг 4: Нет капризам.

Послушный ребенок не только ДЕЛАЕТ то, о чем вы его просите, он еще ПЕРЕСТАЕТ ДЕЛАТЬ то, что вам не нравится. Ребенок пробует бороться с волей родителей через свои капризы и истерики, и ваша задача на этом шаге - перестать на них как-либо реагировать. Приучайтесь делать свои дела, не реагируя на капризы ребенка - в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.

Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка "Ну поиграй со мной!" будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела важные. Приучите ребенка к слову: "Это важно". Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: "Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!" - то скоро ребенок начнет вас понимать. Это - важно!

Шаг 5: Требования.

Ваш ребенок уже быстро прибегает к вам, когда вы его зовете с чем-то вкусненьким, перестал капризничать и уже не устраивает истерик. Как правило, он сделает то, о чем вы его попросили, но он еще не привык к тому, что вы можете от него что-то всерьез требовать. Просьбы - мягкие, а требования - жесткие и обязательные. Вот прямо так и слушаться? На этом шаге снова действуйте последовательно, но аккуратно, вначале требуйте минимум и только тогда, когда вас поддержат все.

Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... - Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали.

Если ваших требований на ребенка многовато, если он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих - не давите. Как и политика, воспитание - искусство возможного. Сам Наполеон учил своих полководцев: "Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены".

Тем не менее, постепенно убирайте приваду как нечто обязательное, начинайте звать ребенка уже без того, чтобы наградить его чем-то вкусным. Ребенка уже пора приучать к тому, что если мама (тем более папа) его зовут, нужно приходить просто потому, что его позвали. Если он сразу не идет - повторили, но добились. А теперь обратили его внимание на то, что вам пришлось его ждать, и попросили приходить, когда мама зовет. Не надо ругаться, просто скажите: "Когда мама зовет, надо приходить сразу!", - и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.

Шаг 6: Обязанности.

Требования - разовые, а обязанности - это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой. Объяснив это ребенку, начинайте уверенно давать ему задания, но и здесь действуйте постепенно: пусть вначале выберет себе обязанности по силам, пусть он делает то, что ему несложно или тем более даже немного хочется.

Это шаг, более трудный для мам, чем для ребенка. Мамам очень хочется сделать все самим и не напрягать ребенка. Так вот, уважаемые мамы и в принципе родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин - скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы - воспитатели, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самим и каждый раз поручать это ребенку.

Вначале ребенку приходится напоминать о его обязанностях, через какое-то время обязанность помнить должна уже лечь на самого ребенка. Помнить о своих обязанностях - тоже обязанность ребенка!

Шаг 7: Самостоятельность.

Когда ребенок уже знает, что такое обязанности, приходит пора приучать его к самостоятельности. . Самостоятельность послушного ребенка в том, что вы можете уже давать ему трудные задания в уверенности, что он их выполнит вполне самостоятельно, без вашей помощи и подсказок. Это уже не просто "Сходи в магазин" или "Выносить ведро - твоя обязанность", а "Собери все вещи, которые будут тебе нужны в походе", "Бабушке нужно помочь на даче вскопать огород", "Заболел зуб? Звони в поликлинику, узнай когда врач, сходи и вылечи зубы". Как обычно, не все будет складываться сразу, вначале ребенок будет нуждаться в ваших подсказках, помощи и поддержки, но чем чаще он начнет успешно справляться с трудными поручениями, тем быстрее у него проснется вкус к самостоятельности. Итак, двигайтесь от простого к сложному, от подсказок плотных, частых и конкретных к подсказкам редким и общего плана, и таким образом постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, .

В идеале, если вы куда-то уедете на относительно длительный срок, ваш ребенок должен уметь жить без вас без больших проблем. Он уже - самостоятельный!

Шаг 8: Ответственность.

Ну вот, остался последний шаг: ответственность. Женщины не очень любят слово "ответственность", им ближе "заботливость", однако между этими словами есть разница: заботливый человек платит только стараниями и душой, а ответственный за свои ошибки платит реально. Если вы поручаете ребенку ответственное дело, за это, в случае прокола, придется расплачиваться или ребенку, или вам. Но дети растут, приходит пора знакомить их с ответственностью, и вы теперь поручаете ребенку не просто дела, а ответственные дела: те, за которые нужно отвечать перед другими людьми или, просто, за ошибки расплачиваться.

Вы поручили ребенку расставить на столе дорогой сервиз. Или - положить деньги в банк. Или - привести маленькую сестренку из садика... Не разобьет? Не потеряет? Не забудет?

Берясь за ответственное дело, ребенок уже знает цену ошибки, и относится к поручению ответственно: все продумает, запомнит, проследит и проверит, а по итогам вам обязательно доложит.

Когда ребенок научится и этому, вы можете гордиться - перед вами уже взрослый человек. Вы - воспитали взрослого, ответственного человека! Помните, а начиналось все с тихих, аккуратных пристроек к совершенно непослушному ребенку?

Конечно, и после этого никто не пообещает вам, что ваши дети станут ангелами и никогда вас не ослушаются. Возможно все, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда - намеренно. Как на это реагировать? Спокойно. Если вы действуете грамотно, .

Кстати, а есть ли что-то после восьмого шага, после формирования у ребенка ответственности? Ваш ребенок не просто готов выполнить ваши просьбы, он знает свои обязанности, он вполне самостоятельный и ответственный человек. И это - все? Больше мы ничего не хотим подарить своему ребенку? Скажите, а когда и как мы поставим задачу, чтобы наши дети выросли еще и - любящими людьми?

Должны ли дети беспрекословно слушать своих родителей?

На этот вопрос не может быть однозначного ответа ровно потому, что родители бывают разными. Есть родители - алкоголики, есть - умные и любящие. Если мы будем говорить об умных и любящих родителях, то наш ответ будет положительным: да, таких родителей дети должны слушаться беспрекословно. Почему? Зачем? Потому что умные и любящие родители своих детей любят и никогда не потребуют от детей того, что будет детям во вред. Такие родители любят с детьми просто разговаривать, проводить с ними время вместе - и слушать то, чем дети с ними делятся. Требования к своим детям от них услышишь не часто, да и требуют они только то, что действительно обязательно.

5 лет: выходя на проезжую дорогу, нужно взять маму за руку и тут не баловаться. 10 лет: вначале уроки, потом компьютерные игры. 15 лет: в 22.00 - спать!

Обычно они это даже не требуют, а мягко просят, скорее подсказывают и напоминают, и этого бывает достаточно. Почему? Потому что дети уже привыкли, что своих замечательных родителей нужно слушаться, и понимают, что если мама или тем более папа что-то сказали, тем более сказали всерьез, это нужно сделать. И не просто сделать, а сделать сразу, именно так, как сказано и без недовольных мордочек, чтобы позже сам ребенок не столкнулся с феноменом своего же .

Далее - по принципу "Сказано - сделано": чтобы позже, когда они будут сами командовать себе, они выполняли уже свои собственные задания. Приучить к формату: телесной собранности и не делать из себя дурика (бессмысленный взгляд, когда отключаются мозги - это как раз про дурика). Сюда же - слышать, что тебе говорят, чтобы позже взрослый человек в разговоре отвечал собеседнику, а не тому, что ему вдруг пришло в голову, Ну, и приучить к внимательности, воспитать привычку делать и не отвлекаться, поскольку человек, который не может свою собственную мысль додумать до конца (отвлекается, да?) - в своих мыслях болтается, но не думает.

Постоянный назидательный тон, запреты, поправки, замечания родителей часто становятся для ребенка речевым фоном, что-то вроде включенного радио. С детьми надо говорить так, чтобы они вас услышали.
Мамы трехлетних малышей часто жалуются на своих деток, сетуя на то, что чтобы они не говорили своему малышу, он ничего не воспринимает. Мам понять можно, такое поведение их деток вызывает злость и действует на нервы. А в действительности дети часто не реагируют на просьбы и указания в силу особенностей своего возраста, а вовсе не потому, что они такие вредные и непослушные. Мамы трехлетнего ребенка должны знать, как работает его нервная система. В этом возрасте в нервной системе детей преобладает процесс возбуждения. Проще говоря, когда ребенок сильно чем-либо увлечен, его внимание переключить будет не просто. Процесс торможения у детей этого возраста еще не произвольный, поэтому свои эмоции малыш не контролирует, например, он не сможет успокоиться самостоятельно, когда ему весело или страшно. Это явление еще связано с темпераментом, потому у разных детей оно проявляется в меньшей или большей степени. Поэтому бесполезно требовать от ребенка самоконтроля на гневное мамино «Ты успокоишься или нет!», если в это время малыш разыгрался и перевозбудился. Умением успокаиваться ребенок овладеет лишь к шести-семи годам, когда приходит пора идти в школу. Итак, зная особенности физиологического развития трехлетнего ребенка (возбуждение преобладает над торможением), следует общаться с ним по–особенному, только в этом случае малыш вас услышит и поймет. В первую очередь родителям придется учиться сдерживать свои эмоции. Если вы взволнованы, злы или слишком веселы, не требуйте спокойствия от ребенка. Психика малыша связана с эмоциональным состоянием мамы и папы. Если мама хочет, чтобы малыш ее услышал, она, первым делом должна успокоиться сама. Попытайтесь привлечь внимание ребенка, сильно увлеченный каким-то занятием малыш не станет вас слушать, пока вам не удастся переключить его интерес на себя, а уже потом на ваши слова. Можно присесть, тогда ваши глаза будут на одном уровне с глазами ребенка, поймайте его взгляд, этот прием помогает вызвать заинтересованность вашими словами. Говорите с малышом короткими и ясными фразами, доступными для него. Если при общении с ним вы употребляете слишком сложные слова, ребенку будет трудно понять ваше пожелание. По причине того, что мозг ребенка устроен таким образом, что он в этот период развития не воспринимает информацию с первого раза, повторите свою просьбу несколько раз. Бывает и так, что ребенку надо помочь сделать то, что вы от него требуете, особенно если малыш совсем недавно освоил какие-то навыки и умения. Скажем, если ребенок только несколько дней назад попытался научиться застегивать пуговицы или самостоятельно убирать игрушки, мама, обращаясь к нему с просьбой «Убери за собой игрушки», должна начинать это делать вместе с ним, после чего обязательно похвалить малыша. Не забывайте, обращаться к ребенку и просить его о чем-то можно только тогда, когда он спокоен, вследствие этого, прежде чем вы начнете разговаривать с малышом, надо убедиться, что он спокоен, в противном случае обязательно успокойте его.
Ребенок как самостоятельная личность, имеет свой характер и жизненные ценности, только правильное общение со стороны родителя станет залогом доверия и взаимопонимания с ребенком. При разговоре с малышом, говорите конкретно, избегайте формулировки с частицей "не". Вспомните, как часто мама говорит малышу "Я не хочу, чтобы по вечерам ты так много смотрел телевизор ", вы сами понимаете, что значит ваше выражение "так много" и когда начинается "вечер"? Замените эту фразу такими словами: "Я хочу, чтобы ты перед сном посмотрел только один мультик ". Дети просто не воспринимают частицу «не», потому, когда малыш слышит слова «не беги», «не кричи», «не лезь», он начинает еще громче кричать, лезть и бегать в запретном направлении. Если вы хотите, чтобы ребенок воспринял вашу просьбу, уберите эту частицу и перефразируйте фразу иначе: вместо «не лезь в лужи», скажите «обходи лужи», вместо «не кричи» - «говори спокойным тоном», вместо «опять меня не слышишь» - «хочу, чтобы ты меня услышал» и тому подобное. Обратите внимание и на то, что в воображении ребенка ваши частые мольбы представляются бессильными и слабыми сообщениями, а раз вы такая неуверенная, он не обязан вам подчиняться. Вот вам пример неправильного обращения – "ну, пожалуйста, доченька, ты можешь ради мамы хоть на этот раз сложить игрушки». Пользуйтесь приемами активного слушания, например, кивните, улыбнитесь, удивитесь, вставьте слова: «Да?», «Ухты!», «Здорово!», «Интересно!». Разговаривайте с малышом только спокойным тоном, делая акцент на важные слова и фразы. Когда ребенок обращается к вам, учитесь слышать своего ребенка не вполуха, когда вы сидите за компьютером или перед телевизором, а внимательно и проявляя заинтересованность. Любое воспитательное мероприятие требует подготовки, такое важное дело не терпит случайности, эмоций, стихийности или спонтанности. Проще говоря, для важного разговора следует выбрать подходящий момент, когда и у вас и у ребенка хорошее расположение духа. Определив для себя свои требования, сформулируйте вашу позицию, скажем, ваша задача приучить ребенка к порядку, не стоит говорить ему « не разбрасывай свои вещи», просто объясните, что все вещи должны аккуратно висеть на вешалке или что у каждой игрушки есть свое место. Не секрет, что детям свойственно витать в облаках и погружаться в собственный мир иллюзий, потому в этот момент он может просто пропустить вашу просьбу мимо ушей, это нормально и не может служить поводом для того, чтобы его ругали. Начать нужно с установления зрительного контакта и прикосновений. Возьмите малыша за руку, а еще лучше положите свою руку на его плечо, такой покровительственный жест (касание) помогает установить правильную субординацию. В каком случае это делать, ориентируйтесь по обстоятельствам, ваша задача - установить контакт и убедить своего собеседника выслушать вашу просьбу. Во время разговора сохраняйте спокойное выражение лица, можете улыбнуться. После этого произнесите: «зайка, я хочу тебя попросить…», сделайте паузу, она нужна, чтобы придать моменту особую важность и далее спокойно описывайте ситуацию. Лучше это делать без дополнительных оценок, просто констатируйте факт и четко, глядя в глаза, просто и понятно для ребенка объясните, почему он виноват. По завершении разговора сделайте что-то приятное, похлопайте сына по плечу или поцелуйте дочку в щечку.
Дети не должны забывать, что вы их не только воспитываете, но еще и любите. Таким образом наказание будет выглядеть воспитательной, а не карательной мерой. Еще один способ - установить с ребенком визуальный контакт, а уже потом попросить в шутливой форме повторить, что вы ему сказали или спросить, как он понял вашу просьбу. Вывод - убедитесь, что ребенок вас слушает, и только потом обращайтесь к нему с просьбами. Когда пытаетесь объяснить ребенку, что необходимо сделать то-то и то- то, мотивируйте свои слова тем, для чего это необходимо сделать. Используйте заманчивые предложения. Скажем, когда сын долго одевается, скажите ему, что если он сейчас не оденется быстро, вы не успеете в зоопарк, его закроют, и вы не увидите интересных животных. А если родители что-то запрещают, в таком случает это надо делать без крика, объяснить, почему нельзя поступать так в данный момент. Скажите, например, что нельзя уходить далеко от мамы в магазине, иначе можно заблудиться. Всегда будьте честны с ребенком, предлагайте то, что реально сможете обеспечить, давайте ему иллюзию выбора. Например, перед обедом предложите ему следующее: "с чем ты хочешь котлету - с рисом или гречневой кашей?". И та и другая каша полезна, но при этом у ребенка появляется возможность выбора, он чувствует, что его решение зависит от него самого. Ребенка надо учить тому, чтобы он ценил и уважал ваше время. Когда у вас появилось срочное неотложное дело, просто попросите дочь о том, чтобы она поиграла самостоятельно, и не шумела. Объясните, что когда вы доделаете неотложное дело, вы сможете поиграть вместе. Дочка послушает вас, тихонько посидит и останется довольна тем, что выполнила вашу просьбу, а если вы ее еще и похвалите, она будет просто счастлива. Если впереди у вас серьезный и долгий разговор с дочерью или сыном, сначала устраните все, что может вас отвлечь, закончите свои домашние дела, выключите телевизор или компьютер. Вам обоим необходимо сконцентрироваться на предмете беседы, только в этом случае ваш диалог будет продуктивным. О серьезных вещах не говорят как бы «между прочим». В общении с ребенком всегда предпочтительнее не приказывать, а просить. Приказ подчеркивает неравенство двух собеседников, а с детьми надо общаться на равных. Не забывайте также, что приказ подразумевает беспрекословное подчинение, а задача воспитания не в том, чтобы подчинить ребенка вашей воле, а в том, чтобы он сам во всем разобрался и принял на себя ответственность за свои поступки. Выражайте свои требования так, чтобы у ребенка появилось чувство ответственности.