Что необходимо знать, когда ребенок идет в сад? Ребенок идет в детский сад.

Идем в садик или нет?
Малышу уже исполняется полтора-два годика, и родители начинают задумываться о вопросе поступления в детский садик для своего крохи. На первый план, конечно, выходит сам детский садик, наличие в нем мест, но кроме этого, чтобы малыша взяли в детский сад, он должен быть здоров, и иметь на руках специальную заполненную по всем правилам карту.
Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений была утверждена в 2000г. приказом Минздрава России. Карта должна быть правильно заполнена медицинскими специалистами, если она не заполнена или ее нет, то руководство садика может отказать вам в приеме ребенка. Кроме того вам временно могут отказать в приеме малыша по так называемым эпидемиологическим показаниям, когда в группе или в саду имеется вспышка заболевания, от которого малыш не привит, но отказ этот временный, когда ситуация нормализуется – вас обязаны взять.

Обращаю ваше внимание. Что для жителей Российской Федерации (по другим странам правила другие) - отсутствие всех или какой-то части прививок не является ограничением к приему деток. Если вам отказывают в приеме в детский сад только потому, что ваш ребенок не привит или не подписывают карту, заставляя делать прививки – это незаконно. Делать или не делать прививки – это ваше личное дело, никто не должен вам указывать или шантажировать вас садиком.

В каких случаях не возьмут малыша в садик?
Подготавливать малыша к поступлению в детский садик необходимо задолго до этого, в идеале с самого рождения. Если родители четко знают, в каком возрасте и когда малыши отправятся в сад, нужно знать в каких случаях могут отказать в приеме (кроме тех, что были перечислены выше).

Отказом для приема в садик могут стать, в первую очередь, острые заболевания инфекционной и неинфекционной природы. Если у малыша имеются заразные болезни глаз, кожи, педикулез, ограничение это так же временное. И не снимется до того момента, пока малыш полностью не поправится и не восстановит силы после заболевания. В том случае, если у малыша имеются хронические заболевания, и в недавнем времени были обострения, или недавно были перенесены корь, коклюш, ветрянка, малыша не возьмут в садик, пока не закончатся сроки карантина и изоляции. Сроки эти регламентированы и у каждого заболевания свои.

Кроме того, могут отказать в приеме в садик, если при лабораторном исследовании кала, смывов с горла, носа выявят носительство опасных микроорганизмов, которые являются возбудителями кишечных или респираторных инфекций. Отказ могут дать и в случае онкологических заболеваний, нарушениях кровообращения, туберкулезе, эпилепсии с частыми приступами, эндокринных нарушений и тяжелой аллергии, которые требует специальной диеты. Все остальные дефекты здоровья препятствием для похода в сад не являются.

Оформляем карту.
Чтобы поход в садик доставлял меньше проблем – необходимо пройти тщательное обследование не только педиатра, но и узких врачей-специалистов. Проходить их необходимо не раньше, чем за два месяца от предполагаемой даты поступления. В том случае, если вы проходили комиссию в прошлом году, и не попали в садик, карта считается не действительной и все необходимо пройти снова. Первым специалистом, к которому необходимо зайти, является, конечно, педиатр, после его посещения будет необходима консультация других специалистов, направления к которым даст участковый или семейный доктор.

Ортопед. Данный специалист оценит состояние скелета, осмотрит малыша и исключит или подтвердит нарушения осанки, плоскостопие. Если будут выявлены какие-либо патологии, даст свои рекомендации по профилактике заболеваний.
Консультация хирурга необходима для исключения грыж, фимозов у мальчиков, а так же проблем с яичками или любых других заболеваний, при которых может понадобиться хирургическое вмешательство.
При исследовании ЛОР-органов первоначально необходимо исключить очаги хронической инфекции на миндалинах, имеется ли у малыша аллергический насморк, аденоидные разрастания и другие заболевания.
Кроме того, у окулиста необходимо определить остроту зрения, и исключить косоглазие у крохи. Невролог проверит рефлексы, тонус мышц. Оценит, соответствует ли малыш своему развитию, и исключит неврозы, возможные нарушения сна.
Для установления проблем с адаптацией у крохи необходим прием у психолога.
Для исключения заразных заболеваний кожи, волос необходима консультация врача-дерматолога, который помимо всего прочего исключит или установит аллергию.

Если у малыша в прошлом были отмечены проблемы почек, ЖКТ, или были инфекционные заболевания, необходимо будет попасть на прием к соответствующим специалистам. Кроме того, необходимо пройти стоматолога, который оценит состояние полости рта, выявит очаги хронической инфекции – кариозные зубы. Если малыш поступает в садик после 3 лет, обязательно нужна консультация логопеда. Каждый доктор после осмотра может назначить дополнительные методы исследования, если таковые нужны. Если нет, то в соответствующей графе врач оставляет свое заключение о здоровье ребенка, закрепив это подписью и печатью.

Проверим анализы и прививки.
На своем приеме педиатр даст направление на 4 стандартных анализа, в некоторых случаях их требуется больше. Это общий анализ крови, мочи, кал на наличие яиц гельминтов, и на кишечную группу. Если малышу делаются прививки, доктор должен проверить наличие всех необходимых вакцинаций и ревакцинаций, и если каких-то прививок нет, то необходимо закончить их, как минимум, за 2-3 месяца до поступления в сад, тем более, если это прививка от полиомиелита. Если так получилось, что по срокам провести прививки не получается, лучше их отложить и сделать после адаптации малыша в садике. В завершении педиатр окончательно заполняет карту, анализирует рекомендации, выставляет группу здоровья малыша (о них мы поговорим в отдельном материале), дает рекомендации для медработника детсадовского учреждения.

Определяем готовность малыша к садику.
Определением готовности в основном занимаются педиатры, опираясь на заключение специалистов и на основании проведенного тестирования. Доктор оценивает в первую очередь биологическую зрелость малыша, психофизические критерии и уровень развития.

Биологическая зрелость определяется по зубной формуле, т.е на момент данного возраста сколько молочных зубов есть у малыша в наличии, на основании данных делается вывод, соответствует ли малыш своему паспортному возрасту, опережает, либо отстает. Кроме этого, используются и другие тесты, и не стоит впадать в панику, если малыш не проходит какой-либо тест, все малыши индивидуальны.

Когда придет пора?
Детский сад – это коллектив детей, в группе их будет как минимум 8-10 человек, если это частый или садик семейного типа. А в обычных детских садах детей бывает до 20-25 человек.
Вообще по нормам «Типового положения о ДДУ» – группы для детей разных возрастов четко прописаны и нарушать их количество нельзя – это грозит болезнями. Дети, посещающие ясли с года до трех лет, ходят в группу, где должно быть максимум 12-15 детей, а с трех лето допустимо увеличить группу до 20 детей. Это позволяет каждому ребенку иметь достаточно личного пространства. А воспитателю и его помощнику успеть следить за всеми детьми – вовремя подмыть их, переодеть и собрать на прогулку. Если это возможно, не торопитесь с поступлением в детский сад как минимум до трех лет, тогда иммунная система окрепнет, и ребенок будет болеть все-таки поменьше.

Выберите садик, где по возможности соблюдаются нормы приема в группу (это касается госсадиков, частники не берут много детей, им важно, чтоб дети ходили, Болезни детей приносят убытки). Если вы решили отдать ребенка в сад рано – в 1-2 года, заранее позаботьтесь о том, чтоб научить ребенка жизни в социуме – там он будет не вашей единственной кровинушкой, а одним из десятка. Чтоб создавать у малыша меньше стрессов и проблем, позаботьтесь о приучении его к пользованию горшком (или хотя бы проситься на него), хотя бы минимальным навыкам одевания и возможность пользоваться столовыми приборами – вилкой и ложкой. Воспитатели, конечно, присмотрят за вашим крохой – помогут поесть, одеться и сменят мокрые колготки, но он не один и постоянно следить только за вашим малышом будет невозможно.

Чтобы крохе было проще перестроиться – пойдите в садик заранее (в идеале за полгода-год) и попросите ксерокопию меню сада и его расписания. Уверена более чем на 100%, что ваш режим не совпадет с режимом сада – а перестройка режима сама по себе стресс, что приводит к снижению сопротивляемости и болезням. Начинайте ежедневно смещать режим дня на 5-10 минут в сторону садикового, таким образом не вызывая срыва адаптации и удобно для малыша вы подстроите его под режим ДДУ. Кроме того, чтобы избежать проблем в едой в саду и отказом кушать садиковую пищу, подстройте свое меню дома под меню садика – научите ребенка принимать пищу в те же временные промежутки, а состав блюд приблизьте по составу того, что дают в саду.

Кроме того, важно систематически заниматься закаливанием, это, конечно, не спасет от болезней полностью, но может реально сократить их количество в несколько раз. Только вот закаливание – это вещь эффективная, только если использовать ее день за днем, месяц за месяцем, не делая выходных и праздников. Не обязательно швырять малыша ежедневно в прорубь – закаливание это хождение босиком, контрастные души, обливание ног, воздушные ванны, прогулки и пробежки на свежем воздухе.

О проблемах адаптации в саду мы еще поговорим, обсудим все основные вопросы.

Права и обязанности

Настройтесь при взаимодействии с администрацией дошкольного учреждения на конструктивный лад. Попросите ознакомить вас с Уставом детского сада. Заключите Родительский договор. В нем отражаются основные права и обязанности детского сада и родителей. Как правило, среди прав родителей перечислены: участие в работе родительского совета, внесение предложений по улучшению работы с детьми, выбор образовательных программ, организация дополнительных услуг; ходатайство перед управлением образования об отсрочке платежей за содержание ребенка в детском саду при особо трудных жизненных обстоятельствах; нахождение с ребенком в детском саду в период адаптации в течение двух дней по согласованию с детским садом. В договоре может быть также пункт об оказании благотворительной помощи для улучшения предметно-развивающей среды: помещений, оборудования, учебно-наглядных пособий, игр, игрушек (он вносится на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятого Государственной думой и подписанного Президентом РФ 11.08.1995).

В одной команде

Обсудите с заведующей детским садом, врачом и старшей медицинской сестрой организацию индивидуального питания ребенка (в случае, если требуется особая организация питания при аллергии, непереносимости некоторых пищевых продуктов). Обговорите вопросы участия в работе родительского комитета. Став его членом, вы сможете решать многие вопросы воспитания и образования детей в детском саду совместно с воспитателями.

С тех пор как в детский сад ходили вы сами, в его работе не произошло кардинальных изменений. Но все же, во избежание недоразумений в дальнейшем, поинтересуйтесь заранее, как именно строится работа в выбранном вами садике. Обычно муниципальные дошкольные образовательные учреждения работают в соответствии с едиными требованиями. Там есть обязательные ежедневные занятия: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыкальные занятия и занятия по физической культуре, сенсорному развитию. Узкие специалисты (логопед, инструктор по физическому развитию, дефектолог, учитель иностранного языка и проч.) присутствуют в детском саду по требованию родителей и по направлению работы учреждения.

На заметку:

  • Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя, не передоверяя его посторонним лицам и лицам моложе 18 лет. Если малыша будут забирать не знакомые для педагога люди, предупредите его об этом заранее.
  • Если малыш заболел, оставьте его дома, предупредив об этом воспитателя. После выздоровления принесите медсправку с разрешением посещать дошкольное учреждение.

Есть контакт!

Проявляйте инициативу во взаимодействии с педагогом. Установите добрые и конструктивные отношения с воспитателем. Как можно чаще обращайтесь за советом, консультацией. Это всегда повышает самооценку собеседника и располагает его к вам. Никто не знает вашего малыша лучше, чем вы. Расскажите педагогу об индивидуальных особенностях крохи: как ласково вы называете его дома, что любит ребенок, как засыпает, в какие игры предпочитает играть. Чем больше первоначальной информации о своем малыше вы предоставите воспитателю, тем легче ему будет подобрать индивидуальный подход к малышу. Если вас что-то обеспокоило в поведении малыша, посоветуйтесь с воспитателем, как лучше поступить в данной ситуации. Прислушайтесь к его советам. У каждого педагога есть свои приемы и секреты, как помочь ребенку легче адаптироваться в детском саду или справиться с той или иной ситуацией.

Попытайтесь четко сформулировать для себя, каким вы хотите видеть своего ребенка: что он должен знать, уметь, к чему стремиться, какими качествами обладать. Здесь также нелишним будет совет воспитателя. Узнайте у педагога, по какой образовательной программе работает детский сад, какие дополнительные образовательные и оздоровительные услуги могут быть оказаны вашему ребенку в детском саду. Вы также можете обсудить с воспитателем оснащение группы. Узнайте, какие развивающие игры, пособия, спортивные снаряды необходимы, предложите свою помощь в их приобретении.

Мирное решение

Представим такую ситуацию: у малыша хороший аппетит, но ему категорически не нравится вареная морковь, и поэтому из раза в раз кроха «выковыривает» ее из супа. Воспитатель ругает ребенка, заставляет съедать все до конца. Малыш приходит домой и жалуется вам. Как в данной ситуации поступают мудрые родители? Для начала вам стоит подобрать правильную форму общения с воспитателем. Даже если вы очень рассержены, попытайтесь сохранить деловой тон. Обратитесь к педагогу за советом − это всегда повышает самооценку собеседника. Не начинайте с обвинений. Обозначьте факты. Опишите то, что вы видите в поведении ребенка, его эмоциональном состоянии. Выслушайте воспитателя, дайте ему возможность высказаться. Пусть он расскажет, как видит возникшую ситуацию и по каким причинам он заставляет вашего малыша есть морковь. Обязательно обозначьте свою позицию: вы знаете, что ребенок не любит вареную морковь, и хотите, чтобы педагог не заставлял малыша ее есть. А ответственность за то, что ребенок в обед не будет есть суп, берете на себя.

Если вы не знаете, как самостоятельно разрешить конфликт, обратитесь за помощью к педагогу-психологу. Но не принимайте скоропалительных решений. Помните главное: конфликты взрослых не должны сказываться на малыше.

Скажи, что не так!

Обратите внимание на взаимодействие педагога с ребенком. Есть ряд признаков, по которым вы сможете сами определить, есть ли у вашего любимого чада трудности в детском саду или их нет.

Все в порядке:

  • Ребенок с удовольствием идет в детский сад.
  • Малыш редко болеет, у него редки головные боли и тошнота перед посещением детского сада.
  • Воспитатель с радостью встречает ребенка, называет его ласково, по имени.
  • У крохи хороший аппетит.
  • Ребенок делится впечатлениями о пребывании в детском саду, рассказывает о воспитательнице, о ребятах в группе.
  • Вечером малыш просит у вас возможности «доиграть еще несколько минут» с ребятами в группе.
  • Ребенок приносит в детский сад свои любимые игрушки, делится конфетами со сверстниками, делает поделки для воспитательницы.

Что-то не в порядке:

  • Малыш часто болеет ОРВИ, даже после завершения процесса адаптации к детскому саду.
  • У него случаются неожиданные приступы головной боли, тошноты, носового кровотечения непосредственно перед выходом из дома в детский сад.
  • В садик малыш идет с капризами или истерикой.
  • Ребенок негативно отзывается о садике, воспитательнице, сверстниках.
  • Появился дневной и ночной энурез.
  • Нарушен аппетит.
  • Появились новые страхи, нервные тики.
  • Малыш регулярно обращается к родителям с просьбой не отводить его в детский сад и забирать раньше.
  • Вы замечаете грубости в стиле общения педагога с ребенком, недостаток внимания воспитателя к потребностям и нуждам малыша, его индивидуальным особенностям.

На данные показатели следует обращать внимание через 3−6 месяцев после посещения ребенком детского сада, так как в адаптационный период некоторые из них могут быть нормой. В случае если вы видите проблемы в отношениях между педагогом и ребенком, для начала попытайтесь поговорить с воспитателем, затем с психологом и методистом образовательного учреждения, а в завершение − уже с заведующей детским садом. Если же после проведенной работы ваш малыш продолжает чувствовать себя не комфортно, переведите его или в другую группу, или в другой детский сад. Возможно также, что для вашего ребенка предпочтительнее будет домашнее обучение или кратковременное пребывание в дошкольном учреждении.

Психология комфорта

Значительную помощь в детском саду можно получить от педагога-психолога. Он будет регулярно следить за тем, как проходит адаптация у ребенка, даст рекомендации и воспитателю, и вам, родителям.

Работа с ребенком

Психолог проводит обязательную диагностику психического развития малышей 2 раза в год: определяет уровень психического развития ребенка, выявляет наличие отклонений он нормы. На основе полученных результатов психолог определяет и обсуждает с педагогом и родителями программу индивидуального развития малыша. Вы можете обратиться к психологу и с индивидуальной просьбой продиагностировать вашего малыша, если вас что-то тревожит (внезапные вспышки агрессии, появившийся страх, энурез и проч.) или же вы просто хотите лучше узнать своего ребенка (какими способностями он обладает, в какой кружок его лучше отдать).

Вы можете отдельно обсудить с психологом ваши пожелания на тему, в какую школу вы хотите отдать малыша, и специалист уже разработает индивидуальную программу работы с крохой. Психолог также осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных детей, содействует их развитию.

Работа с родителями

Многие причины нарушений психического развития ребенка лежат в семье. Психолог может провести диагностику особенностей семейного воспитания ребенка с участием родителей и иногда ближайших родственников малыша. Диагностика проходит только с разрешения самих родителей, им обязательно предоставляются результаты исследования. Вы вправе не впускать психолога в семью, но помните, что грамотный специалист не навредит семье и ребенку.

Узнайте, есть ли в детском саду «школа родителей». Если нет, то можете обратиться с просьбой ее организовать.

Кто и за что в ответе? (обязанности сотрудников дошкольного образовательного учреждения)

К кому обратиться? Есть вопрос
Заведующая детским садом
  • Мне бы хотелось, чтобы в детском саду с ребенком занимался преподаватель иностранного языка.
  • У малыша аллергия, и ему нужен индивидуальный режим питания.
  • Мне кажется, что в детском саду недостаточно развивающих игр и игрушек.
  • У меня возникают разногласия и конфликты с воспитателем.
Старшая медсестра, врач
  • Мы хотим, чтобы ребенку делали массаж, проводили фитотерапию, ингаляции, закаливающие процедуры.
  • Нам нужно разработать схему индивидуального питания для крохи в связи с проблемами здоровья у него.
  • Мы хотим знать, в норме ли физическое развитие нашего малыша.
Музыкальный руководитель
  • Хотелось бы отдать в будущем малыша в музыкальную школу, есть ли у него способности и как их развить?
Педагог-психолог
  • Мы хотим знать, соответствует ли норме психическое развитие нашего ребенка?
  • Наш малыш многого боится, неспокойно спит по ночам.
  • У ребенка проблемы в общении со сверстниками, он замкнут, тяжело идет на контакт.
  • Нам необходимо подготовить ребенка к поступлению в школу-гимназию.
  • Мы хотим, чтобы ребенок быстро и легко привык к детскому саду и воспитательнице.
  • Мы хотим знать, какие у ребенка есть способности и как их развивать.
Воспитатель
  • Мы хотим, чтобы ребенок не заболевал в детском саду и не получал травм.
  • Наш ребенок будет учиться в школе-гимназии (лицее), и ему нужна дополнительная подготовка к поступлению.
  • Мы хотим, чтобы наш ребенок рано научился читать.
  • Как проводить развивающие занятия с ребенком дома?
  • Как и во что играть с малышом?

Детский сад - первый и очень важный этап приобщения детей к социуму. Вполне понятно, что каждый родитель стремится к тому, чтобы ребенку это знакомство с социумом понравилось. Что же сделать, чтобы малыш чувствовал себя в новом окружении максимально комфортно? Какие могут потребоваться от родителей документы и что нужно взять с собой в садик в первый день? Именно эти вопросы мы обсудим в данной статье.

Какие нужны документы, когда ребенок идет в детский садик?

Перед тем как малыш переступит порог садика, родителям следует подготовиться к этому процессу. Первое, что хотим отметить, - вся документация должна быть заранее собрана и оформлена, без нее ребенка просто не зачислят. К документам, обязательным для приема в сад, относятся:

  • паспорт одного из родителей;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • медицинская карта, заполненная по форме детсада;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • полис медицинского страхования;
  • если брак между родителями не зарегистрирован, то свидетельство об установлении отцовства.

Медицинскую карту необходимо оформить в поликлинике и затем подписать у заведующего. Следует также отметить немаловажный момент: обычно у родителей возникает масса вопросов по поводу прививок, так вот согласно законодательному положению РФ непривитых детей сады обязаны зачислять!

Когда нужно пройти медкомиссию?

Как мы уже сказали, если ребенок идет в садик медицинская карта является очень важным документом для приема в это учреждение. Поэтому каждый малыш, прежде чем попасть в группу, должен пройти медицинскую комиссию.

Не оставляйте это обязательное мероприятие на последний летний месяц. В это время детские поликлиники переполненные, к тому же может получиться так, что один из нужных вам докторов будет в отпуске, соответственно оформление медицинской книжки затормозится. Тем более в редких случаях все врачи работают в удобное для вас время и в один день. Обычно при медкомиссии нужно обязательно показать ребенка участковому педиатру, который выпишет направление к остальным специалистам: стоматологу, неврологу, хирургу, отоларингологу, ортопеду и окулисту.

Поэтому лучше всего предварительно написать план прохождения медкомиссии. Однако не стоит торопиться с анализами - ведь результаты некоторых из них считаются действительными не больше месяца. Соответственно, анализы целесообразно сдать примерно за две недели до устройства в садик.

  • Собираясь утром, не спешите сами и не торопите малыша – дети этого очень не любят. Если будет спешка - вы рискуете испортить настроение ребенку. Лучше постарайтесь сделать так, чтобы у вас хватило времени на спокойные сборы – встаньте пораньше.
  • Очень важный фактор – любимая игрушка. Если ребенок идет в садик, разрешите ему взять ее с собой. Стоит, правда, помнить, что далеко не во всех садиках это разрешено, поэтому вам следует заручиться пониманием и поддержкой персонала садика. Игрушка – это не просто вещь, это некий «товарищ», которому можно довериться в напряженной ситуации.
  • Ни при каких обстоятельствах не уходите украдкой, увидев, что малыш нашел себе увлекательное занятие. Через несколько дней не стоит удивляться, если ребенок не захочет отпускать вас, не слушая ни какие уговоры – это последствие ваших «тихих» уходов.
  • Когда ребенок идет в детский садик, не растягивайте прощания. Если вы будете долго объяснять малышу, почему вам нужно уходить, легче не будет, скорее наоборот. Сохраняйте спокойствие – даже если кроха, прощаясь, расплакался, вся его печаль скоро пройдет. Внимание детей фокусируется на событиях происходящих вокруг, и они легко отвлекаются.
  • Выполняйте свои обещания. Если вы договорились, что вернетесь к четырем часам, извольте прийти вовремя. Если задерживаетесь, позвоните в сад, попросите воспитателя дать трубку малышу, объясните, что придете немного позже.

Собственные чувства тоже желательно сдерживать. Малыш не должен увидеть ваших слез, потому как это пробудит в нем подозрение, что место, куда его привели – плохое. Также приложите все усилия, чтобы в выходной день не отойти от ежедневного распорядка, установленного в садике. Постарайтесь, чтобы атмосфера в вашей семье была доброжелательной и спокойной, в отношении к себе ребенок должен чувствовать ласку и любовь.

Как быть с работой?

Возраст, в котором ребенок идет в садик впервые - особая проблема. В подобной ситуации педиатра больше беспокоит вопрос - где будут родители в то время, когда ребенок идет в детский садик?

Вполне типична следующая ситуация: малыш впервые идет в детский садик первого сентября и в это же время мама выходит после декретного отпуска на работу. Спустя неделю, что абсолютно предсказуемо, ребенок "зарабатывает" первое детсадовское ОРЗ. В свою очередь маме приходится брать отпуск, чтобы ухаживать за больным крохой. Однозначно следующее: какое бы крепкое не было здоровье малыша и насколько хорошим и замечательным не был бы детский садик, карапуз все равно первое время будет болеть чаще, чем обычно. Потому если ребенок идет в сад, желательно чтобы мама при этом оставалась дома. Так в случае малейшего недомогания (кашле, небольшом насморке) вы сможете оставить малыша дома, не подвергая риску заражения остальных деток в садике и не дожидаясь прогрессирования недуга. И вам при этом не нужно думать о больничном листе, а также о предстоящих неприятных беседах с начальством.

Помимо этого, весьма значительный момент - время года, когда планируется посещение детского сада. Вполне ясно, что с октября по апрель делать это не рекомендуется - активная деятельность респираторных вирусов в несколько раз увеличивает риск заболеваний и, как результат, удлиняет время адаптации ребенка в саду.

Малыш идет в детский сад.

Эта вечная проблема - отдавать ли свое чадо в муниципальный детский сад? А если вести его туда, то в каком возрасте? Будет ли ему там комфортно, безопасно и интересно? Как выбрать дошкольного педагога и вообще возможен ли такой выбор? Многие мамочки малышей от 1,5 до 3-х лет задаются этими вопросами. Это естественно, ведь они отдают в «чужие руки» самое дорогое - своих деток.

Как правило, деток в 1,5 года устраивают в детский сад исключительно потому, что в семье не очень стабильное материальное положение. Поэтому работает не только папа, но вынуждена работать и мать ребенка. Государственные детские пособия не могут в полной мере дать финансовую базу для полноценного воспитания ребенка. А что уж говорить про мам одиночек и других малоимущих слоях населения!

Самым оптимальным возрастом, как считают психологи, для первого похода в детский сад считается 3 года. К этому времени ребенок уже имеет элементарные бытовые навыки: ходит на горшок, умеет держать ложку, выражать свои мысли и эмоции словами. И, что немаловажно, дети в этом возрасте нуждаются в общении со сверстниками и способны к адаптации в социуме.

Начинание в любом деле - штука сложная. Так и первый поход в детский сад и последующая адаптация ребенка в новом пространстве и коллективе - не исключение. В первую очередь к этому должна быть готова мама. От настроя мамы да и вообще всей семьи, в данном случае, будет зависеть успех дела. Мама должна понимать, что ребенок чувствует ее настроение: тревогу или спокойствие, нервозность или положительный настрой. Если мама готова и видит, что ее дитя тоже достаточно дозрело до временной разлуки с ней, с удовольствием общается со сверстниками, то смело можно начинать готовить к походу в детский сад своего ребенка.

При разговоре с малышом о детском саде, воспитателе и ребятах из группы важно выражать только позитивные эмоции. Так же ребенку будет интересно, если вы расскажете ему свои воспоминания о жизни в детском саду, о своем воспитателе, о всех интересных занятиях и открытиях того времени. Для детей очень важны позитивные эмоции и, если они идут от родителей, то скорее всего он будет проецировать их на себя и свое окружение.

Немаловажным фактором в успешной адаптации ребенка в дошкольном учреждении является выбор педагога. Современное законодательство предусматривает право выбора родителем воспитателя для своего ребенка. Другое дело, как этому подходят именно в том садике, куда вы отдаете малыша. Самое главное, что бы ваш малыш и воспитатель нашли общий язык, симпатизировали друг другу. Просто нужно быть готовым к тому, что это произойдет не сразу.

Время адаптации ребенка в детском саду очень индивидуально. Все дети разные и по темпераменту, и по характеру, и по уровню развития. Но опытный педагог к каждому ребенку сумеет найти подход и поможет освоиться в новой обстановке. Очень важно слышать и слушать педагога, адекватно воспринимать замечания и советы. Труд воспитателей и их помощников очень нелегок и, если вы будете с ними «в одной упряжке», то успех гарантирован.

В конечном итоге все малыши рано или поздно привыкают к детскому саду. Многие с удовольствием идут туда, так как помимо общения с друзьями их там ждет много увлекательных открытий, интересных занятий и праздников. Дошкольное образование - важный этап развития вашего ребенка. Ведь от этого будет зависеть его успеваемость в школе и успешность в будущем. Наберитесь терпения, учитесь слушать своего ребенка, участвуйте вместе с педагогом в процессе его воспитания, будьте доброжелательны к родителям других детей и дошкольная жизнь вашего малыша, несомненно, сложится удачно.

Вашему ребенку предстоит идти в детский сад? Когда лучше отдать малыша в сад, как правильно адаптировать к условиям незнакомой обстановки, как защитить ребенка от вирусных инфекций? С этими вопросами сталкивается практически каждая мама..

Вопрос, отдавать ли малыша в детский сад, и в каком возрасте это лучше сделать, возникает у каждой мамочки. Сколько переживаний и волнений связано с этим событием! Конечно, любая мама хочет, чтобы ее ребенок как можно раньше привык к новой обстановке, подружился со сверстниками и ходил в садик с удовольствием.

К сожалению, не всегда все бывает так гладко с первого раза. Зачастую не получается избежать слез и переживаний в первые дни посещения садика. Давайте вместе разберемся, когда же малыш будет наиболее подготовлен к посещению детского сада и, что необходимо сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке.

Как избежать болезней малыша

Когда ребенок психологически готов к посещению детского сада?

Детский сад

Оптимальным временем для того, чтобы отдать ребенка в детское дошкольное учреждение, считается возраст от 3 до 4 лет. В это время иммунная система становится более зрелой, да и психологически ребенок лучше подготовлен к общению детьми в новом большом коллективе.

Иногда, по объективным причинам, вы не можете сидеть дома с ребенком и вынуждены работать, отдав малыша в детский сад. Ребенок в два-два с половиной года еще очень зависим от мамы. Хотя, дети более раннего возраста, иногда легче переносят разлуку с родителями и могут без капризов и забот находиться в саду длительно.

Но некоторые психологи считают, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому, теряется ощущение семьи, как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на ребенке.

Если малыш никак не может привыкнуть к садику (существует такая категория детей), то лучше, по возможности, оставить его с бабушкой или няней. Однако нужно отметить, что «домашние» дети испытывают недостаток общения со сверстниками, по сравнению с детьми, посещающими детский сад. Поэтому на прогулке они стремятся к общению с другими детьми, вплоть до навязчивости. Следовательно, садик способствует развитию навыков общения в коллективе, уверенности, формированию личности ребенка.

Как приучить ребенка ходить в детский сад

Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно. Сначала сходите туда вместе с ребенком несколько раз, чтобы малыш познакомился с обстановкой, в которой будет проводить время. Одновременно уже в домашних условиях, примерно за месяц до срока, назначенного для посещения детского сада, постарайтесь оставлять его играть одного дольше, чем вы делаете это обычно.

Первые несколько дней приводите ребенка в детский сад ненадолго (на 1-2 часа) и находитесь рядом с ним. Когда малыш почувствует себя комфортно, можете уйти, оставив его одного, но не надолго. Постепенно увеличивайте и время пребывания ребенка в саду, и время вашего отсутствия.

Все дети разные и трудно сказать, сколько часов, дней или недель необходимо конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Процесс адаптации в широком смысле слова подразумевает привыкание, приспосабливание организма к новым условиям существования. Кто-то привыкает легко и быстро, кто-то - долго и мучительно.

Но в ваших силах сделать так, чтобы посещение садика стало для ребенка радостью, а не наказанием. Кроме того, обязательно скажите малышу, что гордитесь им, потому что он уже стал большой и может ходить в детский сад!

Ваше присутствие рядом с ребенком в самом начале посещения детского учреждения необходимо по двум причинам: во-первых, вы облегчите период адаптации вашего малыша, а во-вторых, сможете увидеть все тонкости внутренней жизни садика и стиль поведения воспитателя.

Как подготовить ребенка к посещению сада

А если малыш будет часто болеть?

Детский сад

Прежде всего, малыши начинают болеть потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой. Кроме того, в своей семье каждый привык бороться с часто встречающимися в доме микробами и выработал к ним защитные реакции, а поскольку каждый карапуз приходит со своим «микробным набором», обмен ими неизбежен.

Принимая решение о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, помните, что среди всех детей, которые в первый раз переступают порог детского учреждения, около 25% тех, кого можно назвать «поздно стартующими». У таких детей иммунная система развивается позднее, чем у всех остальных. Пока они находятся в домашних условиях, они здоровы, но, попадая в садик, где всегда есть опасность встретиться с большим количеством различных вирусов и бактерий, они начинают постоянно болеть. Поэтому им нужна специальная подготовка, и вот в чем она заключается.

Во-первых, нужно закаливать ребенка. Летом это легко: ребенок босиком бегает по земле, принимает воздушные ванны, купается, то есть закаляется естественным образом. Но проблема в том, что закалка не «работает» на перспективу, она эффективна только в тот период времени, пока ребенок закаляется. Поэтому прерывать процесс закаливания нельзя.

Осенью ребенок может бегать босиком по полу (но не постоянно). Не забывайте чаще проветривать помещение, где находится малыш. Закаливание позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает количество вирусов, попадающих в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к ней ребенка. Не забудьте про гимнастику и, по возможности, массаж.

Во-вторых, нужно укреплять иммунную систему малыша. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов. Не лишним будет прием витаминных комплексов (если у ребенка нет аллергии), обязательно употребление свежих фруктов и овощей.

В период эпидемий вирусных инфекций не испытывайте судьбу, оставьте ребенка дома. Если такой возможности нет, начинайте профилактические мероприятия. Сначала закапайте в нос интерферон. Если же ребенок заболел, при первых признаках оставьте его дома и пролечите не только до исчезновения симптомов заболевания, но и до полного восстановления сил.

«Мама-а-а, не уходи!!!»

Некоторые дети переносят разлуку более-менее спокойно, а некоторые плачут и долго не могут успокоиться. Как же сделать момент расставания наименее драматичным?

Если никакие уговоры не помогают, попробуйте общаться в игровой форме. Пусть малыш участвует в сборах на работу, поможет что-то принести, или же подскажет, что еще нужно взять с собой, помашет на прощанье ручкой из окна. Поручите ему что-нибудь сделать в ваше отсутствие, пусть нарисует свою любимую игрушку или самостоятельно расставит игрушки по местам. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Если же проблемы более серьезные: ребенок нервничает без мамы, отказывается от еды, не спит, следует обратиться к психологу.

Готовимся к походу в садик

Детский сад

Для более легкой и скорой адаптации ребенка в новых условиях, подготовку следует начать за несколько месяцев до посещения детского сада. В период адаптации лучше исключить активные мероприятия и лишние нагрузки из жизни малыша (посещение цирка, театра и гостей).

Примерное время акклиматизации составляет около одного месяца. Некоторые дети привыкают быстрее, некоторые - гораздо труднее. Необходимо просто пережить этот момент.

В первую очередь посетите детский сад, в который планируете отдать ребенка. Посмотрите сами на обстановку, на то, как общаются воспитатели с детьми. Поговорите с персоналом, а главное - с родителями других детей.

Создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой: скажите, что в садике ждут ребята, с которыми можно будет подружиться и играть, там много игрушек и т.д.

Приучайте малыша к контактам с другими детьми. Будь то поход в гости или общение на детской площадке.

Заранее расскажите ребенку о том, что его ждет, как он будет играть с детьми, что у него появятся друзья. Научите малыша предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, обращаться к детям, называя их по имени.

В коллективе закрепится способность к самообслуживанию: кушать и одеваться самостоятельно. Используйте ту одежду, которая одевается легко, кофточки без пуговиц. Купите обувь на липучках.

Введите в рацион питания ребенка разнообразные овощные продукты, творожные запеканки, мясное и рыбное суфле и т.д. Если малыш привыкнет так питаться, проблем с едой в детском саду не будет.

Научите малыша соблюдать правила личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок

Скорректируйте режим дня ребенка. Приблизьте кормление ко времени приема пищи в детском саду. Не стоит устраивать «перекусы» между приемами пищи.

Часы дневного сна тоже должны совпадать с тихим часом в саду.

Отводя ребенка первый раз в садик, не показывайте свое волнение - ваше состояние легко передается малышу. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Это может сформировать страх перед его посещением.

Поддерживайте ребенка эмоционально. Чаще обнимайте малыша, и тогда он будет уверен в вашей любви, поддержке и намного легче перенесет расставание с вами и переход на новый этап взросления - посещение детского сада.

Вера АНОХИНА, педиатр