Что должен уметь в 9 месяцев. Что должен уметь грудничок в девять месяцев

Девять месяцев – очень интересное время в жизни малыша. Сходит на нет кризисный период, маленький человечек становится спокойнее, взрослеет с каждым днем и постоянно радует вас чем-нибудь новеньким. Поговорим сегодня, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, чтобы обратить внимание на все стороны развития крохи.

Что умеет делать девятимесячный малыш

Не существует никаких нормативов, что должен делать ребенок и чего он достиг в своем развитии, так как в 9 месяцев все детишки довольно разные.

Вас не должно беспокоить, если малыш немного отстает от сверстников: очень скоро он их догонит и перегонит!

Физическое развитие ребенка в девять месяцев, как правило, включает следующие навыки:

  1. Кроха хорошо ползает , причем не обязательно на четвереньках. Малыш вполне может перемещаться по-пластунски, и это не является патологией;
  2. Детки уверенно садятся и сидят без опоры продолжительное время;
  3. Кроха встает у опоры;
  4. В девять месяцев многие малыши делают первые шаги. Это могут быть передвижения вдоль дивана или решетки кровати, или хождение с мамой, когда она поддерживает крошку за обе ручки или подмышки. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить >>>

В это время еще не все дети умеют самостоятельно выходить из положения «стоя», чаще всего им требуется помощь взрослого.

Игровые навыки малыша

Психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему обзавестись новыми умениями и потренировать ранее приобретенные навыки. К концу девятого месяца жизни малыш может:

  • сминать и рвать кусочек бумаги или пластилина;
  • играть с двумя игрушками одновременно: стучать ими друг об дружку или пытаться соединить;
  • играть в «ладушки» (хлопать);
  • приподнимать и рассматривать мелкие вещицы, пользуясь большим и указательным пальцами;
  • самостоятельно выбирать игрушку, которая нужна ему в данный момент;
  • листать толстые картонные страницы детских книжек;
  • по просьбе показывать пальчиком на знакомые предметы, в том числе на картинках;
  • играть в «ку-ку» и прятки (прятаться под покрывалом, искать взрослого, спрятавшегося под покрывалом);
  • собирать пирамидку (нанизывая кольца в любой последовательности);
  • кидать различные предметы;

В развитии ребенка девятого месяца жизни появляется и кое-что новенькое:

  • малыш в этом возрасте должен запомнить некоторые части тела, обычно детки учат, где находятся ручки, ножки, глазки, носик. Кроха показывает на них по просьбе взрослого человека.

Для развития малыша очень полезны прогулки. В этом возрасте можно выходить на улицу во время бодрствования крохи.

  • в девять месяцев маленькому человечку интересно смотреть, как летают птички, как играют другие малыши. Наблюдение за старшими детьми – одно из занятий, помогающих развитию вашего крохи.

Важно! В 9 месяцев много внимания уделяется безопасности малыша. Следите, чтобы он не оставался один на диване или стуле, уберите из его зоны досягаемости мелкие и острые предметы, спрячьте провода.

Эмоции, которые испытывает малыш

В девять месяцев крошка становится спокойнее, он вполне способен несколько минут поиграть самостоятельно, пока вы моете посуду или завтракаете. В это время уже можно судить о развитии будущего характера вашего малыша. Воспитательные приемы из курса «Мой Любимый Малыш», будут вам отличным подспорьем и сберегут миллионы нервных клеток. >>>

Есть детки, все время пребывающие в движении, есть те, кто больше предпочитает сидеть за игрушками и книжками. Малыш может быть разрушителем порядка и разорителем шкафов, а может больше интересоваться кубиками и погремушками.

В девять месяцев ребенку приходится впервые ощутить разницу в развитии и воспитании маленьких леди и джентльменов: намечаются различия между тем, что должна уметь девочка, и тем, что умеет мальчик:

  • Девочки быстрее развиваются в эмоциональном плане, они более привязаны ко взрослым, но уж если и играют самостоятельно, то в «осмысленные» игры: перекладывают предметы, катают машинки, листают книжки.
  • Мальчики, как правило, более самостоятельны и любознательны. Они хотят ползать по всей квартире, выкидывать вещи из шкафов, забираться на стулья, падать оттуда, что-то швырять и ломать. Эти, с первого взгляда варварские действия необходимы для развития будущих мужчин. Подробнее о том, как объяснить ребенку что нельзя >>>
  • Часто мальчики хотят, чтобы их водили за ручки, иногда ничем другим не хотят заниматься на протяжении всего времени бодрствования. Узнайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно >>>
  • Девочки часто более ласковы, льнут ко взрослым;
  • Мальчики уже в этом возрасте пытаются ударить, ущипнуть. Не стоит переживать из-за такой особенности развития ребенка, ведь в 9 месяцев детишки поступают так не из-за злобного характера, просто им интересен результат их действий. Это один из этапов развития малыша. Подробнее об этом: почему ребенок не слушается ?>>>

Не бойтесь останавливать руку драчуна и спокойным равнодушным тоном объяснять, что так делать нельзя.

Важно! Если взрослые не будут выдавать эмоциональную реакцию на действия малыша, ему скоро надоест предпринимать попытки драться. Точно так же следует пресекать желание крохи кого-нибудь укусить.

Психическое развитие ребенка в девять месяцев позволяет ему улавливать настроение других людей и реагировать на него. Например, малыш может смеяться вместе с родителями или хныкать, если маме грустно.

В этом возрасте детки активно выражают свое мнение по поводу различных событий. Малыш бурно радуется, встречая папу с работы, и горько плачет, если не хочет переодеваться или у него что-то не получается.

Речь крошки в девятимесячном возрасте

К девяти месяцам малыш четко произносит различные слоги, комбинирует их. Иногда взрослым кажется, что их чадо разговаривает на каком-то «своем» языке.

Речевое развитие ребенка доходит до такого уровня, что в 9 месяцев жизни малыш вполне способен повторять за родителями простые слова. Пусть сначала это будет один слог из слова, или даже один звук. Немного практики, и у вашего малыша будет получаться все лучше и лучше.

Продолжайте читать крошке короткие стишки и потешки, петь песенки, это покажет ему хорошие речевые примеры, поможет развитию чувства ритма и впоследствии побудит самого рассказывать стихи. В 9 месяцев ребенку интересны напевные строчки, он способен повторить за вами простые движения; если вы не знаете, что он должен уметь, видео с записью потешек для малышей поможет вам сориентироваться.

Девять месяцев ребенку – самое время для расширения пассивного словарного запаса; показывать предметы по просьбе взрослого – это то, что должен уметь и мальчик, и девочка в этом возрасте. Чаще рассказывайте крохе обо всем, что его окружает, комментируйте все его занятия.

Смотрите также мой видеоурок про развитие ребенка в 9 месяцев:

Если малыш появился на свет раньше срока

Развитие недоношенного ребенка в 9 месяцев практически не отличается от развития его рожденных в срок сверстников. Детки умеют садиться и сидеть, вставать у опоры. Малыши могут выражать свои эмоции и пытаются произносить первые слова.

Однако развитие поторопившихся деток зависит и от срока гестации, на котором случились роды, и от последующего выхаживания. Глубоко недоношенные малыши могут достаточно сильно отставать от сверстников.

На что следует обратить внимание

Все детишки индивидуальны, и родителям не стоит беспокоиться, если их чадо не ходит и не пытается произносить первые слова. Однако мамы и папы отслеживают, что умеет ребенок, и должны насторожиться, если в 9 месяцев:

  • малыш не умеет садиться или сидеть;
  • апатичен, мало и неохотно двигается;
  • не интересуется ни игрушками, ни книжками, ни бытовыми предметами.

В этом случае состояние крохи нужно обсудить с педиатром и детским неврологом. Чаще всего отклонения в развитии ребенка девятого месяца жизни могут быть легко скорректированы самими родителями при участии специалистов.

Хотя в девять месяцев Ваш малыш ещё не может говорить, но зато он уже многое понимает, знает и умеет. Девять месяцев - это время освоения и совершенствования малышом ещё одного важного навыка - вставания на ноги.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

67-77,3 см.
7,8-11,4 кг.
43,5-49,0 см.
43,6-52,0 см.
66,4-76,8 см.
7,5-10,4 кг.
42,4-48,5 см.
43,6-51,0 см.

Физическое развитие ребенка на девятом месяце жизни

За девятый месяц жизни ребенок набирает в весе около 500 грамм. За весь период жизни 5900-6000 грамм.

Длина тела за этот месяц увеличивается на 2 см. Окружность груди и головы увеличиваются за девятый месяц на 0,5 см.

Нервно-психическое развитие ребенка на 9 месяце жизни

В этом возрасте необходимо уделить особое внимание развитию мелкой моторики, это способствует как развитию речи, так и в целом очень полезно для малыша.

Развитие речи на девятом месяце жизни

К девяти месяцам дети хорошо знают и понимают не только свое имя и слова «мама», «папа», но и названия многих окружающих их предметов. Если попросить девятимесячного малыша показать тот или иной предмет, игрушку (которую он видел раньше), то скорее всего он безошибочно укажет на неё.

В арсенале малыша появляется множество звуков и интонаций, его лепет всё больше начинает напоминать осмысленную речь.

Познавательное развитие

Ваш малыш всё больше начинает осознавать себя, как самостоятельную личность. Так в девять месяцев ребенок может отличить свое отражение в зеркале от отражения ребенка другого возраста.

Ребенок активно реагирует на просьбы взрослых показать кубик, мячик, ложку и другие предметы.

Может выполнять простые просьбы, такие как «дай», «на».

Показывает на картинке, в отражение или на лице родителей нос, рот, глаза.

В девять месяцев малыш очень любит рвать, мять бумагу, ему интересен пластилин и глина.

Может брать маленькие предметы двумя пальцами. С удовольствием вынимает предметы из коробки или ящика. Многие малыши уже умеют вкладывать предметы в коробки или баночки, и при этом соотносить их по размерам.

Двигательные навыки ребенка в 9 месяцев

Малыш может самостоятельно садится и сидеть довольно продолжительное время.

Совершенствуется навык ползания. Так девятимесячный малыш начинает уже ползать не «по-пластунски», а на четвереньках (опираясь на руки и на колени). Малыш ползает всё более активно и на большие расстояния.

Некоторые малыши пытаются передвигаться по полу в сидячем положении, выглядит это очень забавно.

В девять месяцев ребенок может вставать с поддержкой и делать несколько шагов за ручку. Некоторые, особо шустрые малыши, пытаются делать первые самостоятельные шаги.

В этом возрасте дети могут залезать на диван, перелезать через небольшие препятствия, опускаться и подниматься на наклонную горку.

Малыш с большим усердием начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову шапку, берет ложку.

Эмоции

К девяти месяцам у многих малышей проходит страх незнакомых людей, но всё дети индивидуальны, поэтому одни могут с удовольствием общаться с гостями, другие, напротив, пугаются, плачут и прячутся за маму.

Всё больше заметна привязанность к любимой игрушке.

Мимика малыша становиться всё разнообразнее.

Уход за ребенком на девятом месяце

Так как малыш начинает передвигаться на большие расстояния и изучает соседние комнаты, необходимо проследить, чтобы окружающая среда была безопасна и в то же время интересна для ребенка.

Поощряйте стремление ребенка к самостоятельности, позволяйте делать ему самому некоторые вещи, например, во время купания давайте ему в руку мягкую мочалу, позвольте самому вытереться полотенцем, пусть пробует сам пить из чашки и так далее.

Уделяйте внимание физическому развитию ребенка - для этого отлично подходят массаж и гимнастика.

Продолжайте делать закаливающие процедуры - «воздушны ванны», водные процедуры, прогулки на свежем воздухе.

Так как многие малыши к девяти месяцам обзаводятся зубами, то постепенно можно приучать ребенка к уходу за полостью рта. Для этого подходят специальные детские зубные щетки, которые можно приобрести в аптеке.

Приучайте к горшку, так если малыш проснулся в хорошем настроении, то сразу после пробуждения его можно посадить на горшок.

Питание ребенка в 9 месяцев

К девяти месяцам всё большее место в питании ребенка занимает взрослая пища. У малыша появляется потребность в жевании, так как активно развиваются зубы.

В девять месяцев продолжается расширение рациона ребенка, увеличивается объем продуктов.

Постепенно можно переходит на блюда приготовленные в более плотном виде. Так например, мясо можно предложить в виде фрикаделек.

Переходя от протертой пищи к кусочкам, помните, что делать это нужно постепенно. Для начала, разминайте пищу вилкой. Давайте ее малышу небольшими порциями. После того, как ребенок привыкнет к новой консистенции, можно увеличить порцию. Далее пробовать давать пищу кусочками.

Наиболее полезными злаками в этом возрасте считаются гречка и овсянка.

Грудное молоко в этом возрасте составляет около 1/3 - 1/4 части суточного рациона ребенка.

  • Фруктовые соки - 80 мл;
  • Фруктовое пюре - 80 грамм;
  • Творог - 40 грамм;
  • Желток - 1/2
  • Овощное пюре - 180-200 грамм;
  • Молочная каша - 180-200 мл;
  • Мясной фарш - 50 грамм;
  • Рыбное пюре - 50 грамм;
  • Печеночный фарш - 30 грамм;
  • Кефир - 200 мл;
  • Сухари, печенье - 10 грамм;
  • Хлеб - 10 грамм;
  • Растительное масло - 5 грамма;
  • Сливочное масло 5 грамма.

Примерный рацион питания ребенка в 9 месяцев

6:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл

10:00 - Каша (170 грамм), желток куриный 1/2; творог (15грамм), фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);

14:00 - Овощное пюре (160 грамм), мясное или рыбное пюре (40 грамм), фруктовое пюре (30 грамм);

18:00 - Грудное молоко (или адаптированная молочная смесь) или адаптированный кефир - 140 мл; творог(30-50 грамм); печенье (10 грамм);

22:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.

Необходимые обследования в 9 месяцев

Как и прежде необходимо посетить педиатра, чтобы узнать на сколько подрос Ваш малыш и сколько прибавил в весе. Также врач оценит его нервно-психическое развитие.

В девять месяцев, необходимо посетить ряд узких специалистов - это хирург и стоматолог.

Также врач педиатр даст направление на ЭКГ.

Как играть с ребенком в 9 месяцев?

В этом возрасте полезны игры направленные на развитие мелкой моторики.

Можно начинать играть с малышом в игры с простым сюжетом. Например, зайчик танцует, куколка пьет из чашки, лягушка прыгает.

Малышу интересно собирать башенку из кубиков, вкладывать предметы в предназначенные для них отверстия или просто складывать их в коробку или банку.

Любят малыши поиграть в прятки. Накройте платком небольшую игрушку и карапуз непременно захочет проверить, там ли она.

Поиграйте с ребенком в «ладушки», «сороку-белобоку».

Покатайте мячик, покидайте его в коробку. Показывайте и объясняйте как одевать колечки от пирамидки на палку, как вставлять один колпачок в другой.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Игрушки в этом возрасте должны быть направлены на всестороннее развитие малыша. Это могут быть: погремушки, центры активности, пирамидки, кубики, колпачки, игрушки с веревочками, музыкальные игрушки, молоточки с пищалками, мягкие книжки и книжки с толстыми картонными страницами, игрушки для купания и другие. Можно сделать игрушки самостоятельно, например наполнить прозрачные пластиковые бутылки крупами, камешками или разноцветными бусинками. Только не оставляйте малыша одно с игрушками и предметами мелкого размера, чтобы он не подавился ими или не засунул их себе в нос или ухо.

Конечно, природа многое заложила в Вашего малыша, но полностью раскрыться он сможет только благодаря Вам. Сейчас у малыша самое активное время для познания мира, помогите ему. Уделяйте ребенку больше времени, занимайтесь с ним, рассказывайте и показывайте ему всё, что ему интересно, и тогда его достижения не заставят себя ждать.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 2 года

  • Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

  • Развитие ребенка в 3 года

  • Развитие ребенка в 2 месяца

  • Развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

Если ребенку 9 месяцев, то родителям приходится сталкиваться с его проклевывающейся самостоятельностью. Изменения происходят на физиологическом и психологическом уровнях, важно не забывать о контроле этого процесса, чтобы не пропустить ничего важного.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Тело малыша укрепляется, готовясь к ходьбе, становится крепче мускулатура улучшает координация движений. Он учится выстраивать простейшие логические цепочки, соотносить привычные звуки с последующими действиями. Ребенок в 9 месяцев умеет проявлять эмоции, уже можно распознать не только радость и неудовольствие, по его реакциям становится понятна обида, заинтересованность, удивление и другие.

Вес и рост ребенка в 9 месяцев

О корректном развитии говорят не только вновь появляющиеся умения, но и результаты измерений физических параметров. Одним из самых важных является вес ребенка в 9 месяцев. По данным ВОЗ масса мальчиков в этом возрасте должна находиться в пределах 7,1-11 кг. Для девочек показатель находится между границами 6,5 и 10,5 килограмм. В этот период набор массы тела несколько замедляется из-за более высокой активности малыша.

Рост ребенка в 9 месяцев ВОЗ считается нормальным 67,5-76,5 см для мальчиков и 65,3-75 см для девочек. Прибавка в росте за этот месяц составляет 1-2 сантиметра. При сильных отклонениях от этих параметров требуется обследование. Задержка роста может говорить о болезнях печени, пороках сердца, эндокринных или генетических нарушениях. При сочетании с недостатком веса есть риск скрытого течения .

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

В этом возрасте дети начинают активно закреплять все, чему научились ранее. Они больше двигаются, становятся любопытнее. Педиатр может рассказать, что умеет ребенок в 9 месяцев, но эти пункты нужно воспринимать, как ориентир. Небольшие расхождения допускаются, беспокоиться надо, если нет даже намека на приобретение навыка.

  1. Не всем малышам удобно передвигаться на четвереньках, но по-пластунски они уже охотно подбираются к игрушкам или маме.
  2. Самостоятельно садится и может пробыть в этом положении до 10 минут, может доставать до интересующих предметов.
  3. Легко удерживает в руках кусочки пищи, ложку, но пальцы разжимает с трудом. Поэтому отобрать вещь у ребенка сложно.
  4. Когда ребенку 9 месяцев, он старается не брать предмет всей ладонью, а использовать пальцы. Подбирает крошки, рвет бумагу, старательно ощупывает все, что находится в зоне его досягаемости.
  5. Может стоять, держась за опору. Некоторые дети делают первые шаги при помощи стула. В ходунках перебирает ногами, не устает около 10 минут.
  6. Многим нравится слушать музыку, подпрыгивать и топать ногами в такт.
  7. Полностью слова произносить еще не получается, но слоги ребенок повторяет активно, подражает родителям, общается эмоционально.
  8. В это время дети пробуют свои силы, учатся притворяться и манипулировать родителями.
  9. Если ребенку исполнилось 9 месяцев, то он уже умеет узнавать свое имя. В ответ на оклик он посмотрит или подползет поближе. Может выполнять несложные просьбы – взять или бросить игрушку, встать, найти знакомые вещи или лечь.
  10. Осваивает жесты, указывает пальцем на место, которое хотел бы посмотреть. Может играть в прятки и находить родителей по голосу или шороху. Любимая затея – стучать игрушками или сбрасывать их на пол.

Питание ребенка в 9 месяцев


Этот момент индивидуален, в силу особенностей или заболеваний, могут быть составлены отдельные рекомендации. Если был начат в полгода, то вопрос, чем кормить ребенка в 9 месяцев не должен вызвать сложностей – все базовые продукты уже присутствуют в меню. Его можно делать более разнообразным, постепенно сокращая объем грудного молока или смеси. Оно должно составлять не более четверти всего рациона. При начале прикорма раньше 6 месяцев новинок в еде не появится, только увеличится размер порций.

Меню ребенка в 9 месяцев

К этому периоду в состав детской еды уже включены:

  • фруктовое и ;
  • мясо;
  • желток;
  • растительное и сливочное масло;
  • творог и кефир;
  • пшеничный хлеб;
  • каши.

Ребенок в 9 месяцев должен начать получать:

  • нежирную ;
  • мясные фрикадельки на пару;
  • каши из смеси злаков на молоке, кроме манной;
  • комбинированные овощные пюре.

Рацион ребенка в 9 месяцев не так сильно нуждается в материнском молоке или смеси. Их оставляют на первый и последний приемы пищи за день, и для запивания непривычных блюд. С их введением необходимо быть осторожными, потому что остается риск получения необычной реакции. Чтобы его снизить нужно начинать с небольшого объема. Лучше предлагать новое утром, чтобы было время оценить полученный эффект. если к вечеру все нормально, то пищу можно давать на постоянной основе.

Сколько раз кормить ребенка в 9 месяцев?

Определить объем пищи, которую должен получать малыш в сутки, нужно разделить его вес на 9. Цифра ориентировочная, аппетит детей может отличаться. Чтобы организовать ежедневное питание, рацион питания ребенка в 9 месяцев разбивают на 5 приемов. Промежутки между ними должны составлять 3-4 часа, чтобы еда была равномерно распределена на весь день. Желательно постепенно вводить мелкоизмельченную пищу, заменяя пюре на овощи, размятые вилкой.

Режим ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте увеличивается любознательность, желание исследовать окружающий мир обеспечивает длительное бодрствование. Малыш в 9 месяцев почти не просыпается ночью, а режим дневного отдыха может немного измениться. Прогулки рекомендуется совершать дважды в день – утром и после обеда, допускается организация сна в этот период. В летнее время можно дольше оставаться на улице, чтобы дать возможность узнать новое и получить необходимое закаливание.

Сколько спит ребенок в 9 месяцев?


Общее время сна составляет 15-17 часов. Оно разбивается на три промежутка:

  • ночное – 10-12 часов;
  • дневное – 2 раза по 1,5-2,5 часа.

Девятимесячный ребенок постепенно сокращает время своего отдыха. Нередко активные дети отказываются от одного дневного сна или сокращают его до 30-60 минут, педиатры не считают это неправильным. В этом случае родителям нужно следить за отсутствием переутомления. Малыш должен не капризничать до следующего укладывания, не терять аппетит и сохранять любознательность. Если все это сохраняется, то не стоит заставлять его спать днем второй раз.

Ребенок 9 месяцев плохо спит

Из-за увеличения активности дети могут с трудом укладываться, а потом просыпаться несколько раз за ночь со слезами. Это не всегда является признаком чего-то серьезного, даже пробуждение каждый час может быть нормальным.

  1. Грудное вскармливание. Ребенок 9 месяцев плохо спит ночью из-за привычки чувствовать тепло матери, а лишившись его, перестает чувствовать себя в безопасности.
  2. Прорезывание зубов. Этот процесс редко проходит беспроблемно, в такой ситуации плохой сон вполне обоснован.
  3. Заболевания. Простуда, колики и отит часто становятся причиной боли, которая и провоцирует повышенное беспокойство крохи.
  4. Неправильный распорядок дня. Ребенку 9 месяцев может не хватать дневной активности, которую он и восполняет вечером.
  5. Некомфортная обстановка. Духота или слишком низкая температура в комнате, неудобная одежда, раздражающие запахи могут мешать глубокому сну.
  6. Сильные впечатления и шумные игры вечером могут долго не давать успокоиться.

Как развивать ребенка в 9 месяцев?

Период отличается большей самостоятельностью и любопытством, желанием исследовать все вокруг и узнавать больше. Поэтому главное в чем нуждается девятимесячный ребенок – развитие. Ему можно предлагать новые игрушки и более интересные занятия, помогая приобрести новые навыки. Чтобы он быстрее научился , можно попробовать:

  1. Попеременно подставлять руки для опоры ног.
  2. Подкладывать из одеяла под грудь и понемногу подталкивать вперед.
  3. Соорудить домик с тоннелем, в котором разложены любимые игрушки.

Игры с ребенком в 9 месяцев


  1. Кубики. Из них можно складывать башни и другие конструкции. Полностью повторить эти действия у детей не всегда получается, но наблюдают за родителями они с внимательно.
  2. Сундук сокровищ. В коробочку нужно сложить небольшие предметы с разной фактурой – куски ткани, картона, губки, крышки от бутылки. Малыш в 9 месяцев, развитие которого включает формирование хватательных функций, будет с удовольствием перебирать их.
  3. Игры в ванной. Во время купания можно научить переливать воду из стакана в стакан.
  4. Телефон. Сначала мама имитирует разговор по телефону, а потом предлагает повторить за ней.
  5. Рисование. Для этого используются пальчиковые краски. Ребенку может понравиться возиться с соленым тестом. Из него можно слепить лепешку, закатать мелкие предметы, а затем предложить достать их.

Восьмимесячный ребенок обычно хорошо стоит с опорой, свободно ползает по ровной поверхности, присаживается и встает из любого положения. Детям этого возраста очень нравятся подвижные игры, в которых нужно применять имеющиеся навыки ползания. Подобные упражнения отлично совершенствуют моторику, согласованность и координацию движений.

Игра «Догонялки» . Малыш этого возраста быстро ползает. Можно идти или даже ползти вслед за ним, приговаривая: «Догоню-догоню! Поймаю!» Схватите кроху за пяточку или талию: «Я тебя поймала!» Обычно дети очень эмоционально реагируют на подобные игры: смеются, визжат от восторга, стараются ползти быстрее.

В этом возрасте малыш приобретает еще один важный навык. Сначала он ползет вперед, затем может развернуться и ползти в обратном направлении. Внести разнообразие в маршрут движения ребенка и попутно тренировать мышцы опорно-двигательного аппарата можно, используя несложный спортивный инвентарь. Его легко изготовить из подручных средств самостоятельно.

Упражнение «Преодолеваем препятствия» . Соорудите малышу на пути его следования несколько барьеров, через которые ему нужно будет перелезть. Это может быть свернутое валиком одеяло или несколько диванных подушек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Постройте невысокий подиум: уложите в низкий широкий ящик книги и оберните его мягкой тканью. Кроха будет забираться на возвышенность и учиться слезать с нее. Можно сделать мини-горку: положить на подиум широкую длинную доску, также обернутую тканью. Пусть ребенок ползет вверх или спускается вниз по наклонной плоскости. Помогайте малышу – направляйте его, подбадривайте, будьте всегда рядом, чтобы помочь и подстраховать.

На ноги кроха поднимется только после того, как будет готов к этому и физически, и психологически. Он привыкает к своему новому положению постепенно: стоит, осматривается, но как только опустит руки – шлепается на попку. Так может продолжаться несколько дней, пока ребенок не научится держать равновесие. Следующий момент – малышу нужно не только стоять, но и совершать шаги, держась за опору. Этому он тоже научится самостоятельно. Взрослый может лишь стимулировать зарождение новых навыков.

Упражнение «Достань игрушку» . На невысоких тумбочках, краешке дивана разложите несколько игрушек. Малыш захочет поиграть ими – тогда ему придется подползти к дивану и, держась ручками, встать.

Упражнение «Покатаем мяч» . Малыш сидит на полу. Покатите мяч по направлению к нему, попросите оттолкнуть мячик. Помогите ребенку, если не все получится с первого раза.

С каждым днем кроха становится все более энергичным и непоседливым. Любопытство, желание все потрогать, рассмотреть, поиграть заставляет его следовать намеченной цели. В связи с этим стоит еще раз внимательно осмотреть окружающее малыша пространство на предмет безопасности: «заглушить» розетки, убрать повыше комнатные цветы, лекарства, легко бьющиеся предметы, закрыть дверцы шкафов. Лучше выделить малышу небольшой шкафчик с игрушками, куда он будет иметь свободный доступ. Помните о безопасности, не лишая ребенка радости исследования окружающего пространства.

Интеллектуальное развитие

В этом возрасте малыши отчетливо воспринимают и различают размеры предметов. Кроха берет мелкие предметы большим и указательным пальцами, а крупные – двумя руками. Поэтому игровой арсенал ребенка должен содержать предметы разных форм и размеров. Понадобятся специальные игрушки, такие, как матрешка, набор емкостей-вкладышей, вставляющихся одна в другую, пирамидка, кубики. Особенности этих игрушек таковы, что малыш, манипулируя ими, учится сравнивать размеры, зрительно их сопоставляет, ощущает вес и форму.

Успешно нанизав колечки пирамидки всего один раз, кроха будет стремиться делать это снова и снова. Покажите, как ставить один кубик на другой, вместе стройте и разрушайте невысокие башенки. Откройте матрешку с сюрпризной интонацией: «Это матрешка, а вот еще одна спряталась внутри!» – и пусть малыш достанет матрешку поменьше.

Лепка и рисование. С девяти месяцев уже можно начинать рисовать, лепить из пластилина. Скатайте небольшой пластилиновый шарик и покажите ребенку, как надавить на него ручкой, чтобы он превратился в лепешку. Сначала покажите крохе, как нужно действовать. Затем возьмите его ручку в свою и попытайтесь совершить эти действия вместе.

Слепите из пластилина лепешку и воткните в нее макаронины, орехи, фасоль, камешки. Кроха с удовольствием будет выковыривать их из пластилина.

Можно осваивать рисование: предложите ребенку мягкие карандаши с широким стержнем, цветные мелки, кисть и краски, специальные пальчиковые краски. Возможно, малыш полюбит это интересное занятие – оставлять на чистой бумаге разноцветные следы, причудливые линии и узоры.

С помощью таких занятий совершенствуется мелкая моторика, чувствительность и согласованность движений пальцев. Все это является мощным стимулом для развития мышления, внимания, памяти и для созревания речевых центров головного мозга.

Упражнение «А что в коробочке?» . Вам понадобится коробка или шкатулка и мелкие предметы: камешки, крупные пуговицы, небольшие игрушки – все, что малыш может захватить большим и указательным пальцами, но не может проглотить.

Поначалу достаточно пяти предметов, а потом увеличьте их количество до 10–15. Прежде чем начать занятие, дайте ребенку рассмотреть коробку и поиграть с ее содержимым.

Объясните малышу, что его задача – положить предметы в коробку. Покажите, как это нужно сделать. Захватите предмет большим и указательным пальцами и опустите на дно банки. После того как вещи окажутся внутри, начинайте по одному вынимать их.

Теперь кроха сам должен наполнить коробку. Главное – чтобы он выполнял задание правильно – брал предметы только двумя пальцами, а не всей ладошкой. Хвалите ребенка за каждое умелое действие.

Игра «Сюрприз». Эта игра также помогает развить у малыша умение повторять определенную последовательность действий за взрослым. Возьмите достаточно глубокую коробку, положите внутрь нее игрушку и закройте крышкой. Подойдите к ребенку со словами: «Посмотри. Это коробка», потрясите ее и спросите: «Кто там в коробке спрятался?» Откройте крышку и достаньте игрушку. Правильно назвав игрушку, покажите ее ребенку. Как только малыш полюбуется и потрогает игрушку, положите ее снова в коробку, закрыв крышкой. «А теперь достань игрушку из коробки и дай ее мне». Такую игру можно повторять несколько раз, а чтобы малышу не наскучило, меняйте предметы.

Осязание все еще является одним из основных органов чувств, доступных ребенку. Развитию мелкой моторики и тактильной памяти (памяти на ощущения от прикосновений) способствует следующее упражнение.

Упражнение «Угадай, что это?» . Дайте ребенку предметы с разной фактурой: кусочек шерстяной ткани, деревянный брусок, небольшую плюшевую игрушку, резиновый мяч. Когда малыш подержит эти вещи в руках, сложите их в мешочек и попросите вынимать из мешочка предметы. Когда ребенок ощупывает предмет рукой, у него возникает ассоциативная связь тактильных ощущений с образом предмета, он достраивает этот образ и уже может представить себе, что именно он вытянет.

Одним из развивающих стимулов является стремление ребенка подражать действиям взрослых. В связи с этим можно прививать крохе навыки опрятности, аккуратности и даже простейшего самообслуживания.

Предложите ребенку вытереть салфеткой рот после еды, дайте ему губку для купания и полотенце. Конечно, предварительно нужно показать, какую последовательность действий нужно совершить: как правильно мыться, вытираться полотенцем или салфеткой. Для подобного обучения требуется время и систематическое повторение пройденного.

Знакомство ребенка с миром взрослых можно продолжить в игре с куклой. Рассмотрите куклу, пусть малыш по вашей просьбе покажет, где у нее глазки, носик, ротик. Затем покормите куклу вместе, соблюдая очередность действий: повязать передник, усадить на стул, придвинуть стул к столику, взять ложку, зачерпнуть из тарелки «суп» и поднести ко рту куклы. Таким же образом уложите куклу спать. Наблюдая за деятельностью родителей и принимая активное участие в игре, ребенок приобретает навыки последовательных действий.

Малыш заговорил!

На 9 месяце жизни у ребенка активно развиваются речевые навыки. Кроха лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает говорить первые слова. Чаще всего это не все слово целиком, а лишь первый или последний слог, например «ма» – мама, «пи» – пить, «ла» – кукла. Ребенок может придумать свой язык, и тут уж родителям придется догадываться, что он хочет сказать: «бо» – бутылочка с молоком, «ам» – ложка и т.д.

Произнесение первых слов – значительный прогресс в речевом развитии. Это довольно сложный процесс: малыш должен на слух уловить звуки, содержащиеся в слове-обозначении предмета и попытаться произнести именно эти звуковые сочетания. Поверьте, это очень сложно осуществить при недостаточно зрелом артикуляционном аппарате!

Помочь ребенку освоить звуки и слова может активная речевая среда. Больше читайте малышу вслух короткие сказки, рассказы, стихи, потешки. В этом возрасте все еще актуальными остаются «Ладушки», «Сорока-ворона» и другие речевые и пальчиковые игры. Произвольное внимание еще недостаточно развито, поэтому организуйте подобные игры, когда кроха активен и настроен на общение.

Родителям важно разговаривать с малышом. Выполняя необходимые ежедневные процедуры, старайтесь привлечь его внимание: расскажите, чем вы сейчас заняты. Такие беседы не меньше, чем игры и упражнения, нужны для развития понимания взрослой речи и произнесения слов. Индивидуальный словарь крохи постоянно увеличивается за счет его способности подражать речи взрослых.

Следует помнить, что телевизор – плохой союзник в освоении речи. Только живая речь взрослых побуждает ребенка к ответному звуко- и словопроизношению.

Важно и нужно способствовать тому, чтобы кроха не только произносил слова, но и понимал их значение. Называйте каждую вещь, на которую малыш обратил внимание или которую он взял в руки, и давайте ей краткую характеристику. Рассказывайте ребенку про игрушки, которыми он занимается. Возьмите одну из них и скажите, как она называется. Например, если это машинка, назовите цвет кузова, продемонстрируйте, что у машины есть руль, колеса, покажите, как можно ее катать.

Рассматривайте вместе картинки в книжках, указывая и называя разные предметы. Просите кроху показать на картинке, где зайчик, где девочка, машинка и т.д.

Путешествуя по дому, не забывайте знакомить малыша с новыми предметами. Сначала их можно обнаружить на привычных местах, а затем – на новых.

Игра «Слово и предмет» . Покажите ребенку игрушку, например уточку, несколько раз произнесите, как она называется, и поставьте на полку. Спустя некоторое время спросите малыша: «Где уточка?». Кроха ищет ее глазами по всей комнате, а когда находит – очень радуется.

Тематические альбомы

В небольшие альбомы для фотографий вставьте изображения или фотографии в соответствии с определенной темой, например «Семья», «Прогулка», «Дом», «Транспорт», «Домашние животные» и т.д.

В альбом «Семья» пусть войдут фотографии каждого члена семьи, включая бабушек, дедушек, сестер и братьев. Не забудьте вставить несколько фотографий малыша.

Для альбома «Прогулка» сфотографируйте или вырежьте из журналов те предметы, которые вы часто встречаете на своем пути, гуляя с малышом. Это могут быть детская песочница, качели, коляска, изображение одежды, которую кроха надевает, собираясь на улицу, магазин, деревья и т.д.

Остальные альбомы оформите по аналогии с предыдущими.

Показывая ребенку картинки, четко проговаривайте названия изображенных предметов, попросите указать на тот или иной объект.

Листая подобные альбомы, кроха не только рассматривает картинки, учит и запоминает названия вещей, но и узнает знакомые лица, предметы. Развиваются память, внимание, мышление, накапливается словарный запас.

Наряду с существительными – названиями предметов, ребенок запоминает и глаголы-просьбы, например «Дай!», «Возьми!», «Встань!», «Подними!». Регулярные занятия с пирамидкой и кубиками помогут усвоить новые глаголы: «нанизать колечки», «сложить кубики». Малыш активно воспринимает словесное обращение взрослого, если оно побуждает к действиям и повторяется неоднократно. Поэтому чаще озвучивайте просьбы к ребенку, поддерживая похвалой совершаемые им ответные действия.

Эмоциональное развитие ребенка неразрывно связано с речевым. Малыш выражает эмоции при помощи звуков и мимики, копирует эмоциональные проявления взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.

В этом возрасте кроха становится очень чувствителен к похвале, одобрению со стороны взрослых. Когда его хвалят – охотно повторяет действие, произносит слова и звуки.

Важные достижения 9 месяца

  • ребенок свободно ползает, стоит с опорой, может развернуться и ползти в обратном направлении;
  • отчетливо воспринимает и различает размеры предметов (маленький берет большим и указательным пальцами, большой – двумя руками);
  • вынимает предметы из емкости и пробует вкладывать их обратно;
  • выполняет некоторые действия по просьбе взрослого, например: «Дай игрушку», «Возьми машинку» и т.д.;
  • лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает произносить первые слова;
  • связывает слово с обозначаемым предметом;
  • копирует эмоции взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.

9 месяцев – очень важный период в жизни ребёнка, ведь сейчас он готовится к одному из самых главных своих умений – ходьбе. Для достижения этой цели малыш постоянно тренируется, совершенствуя свои движения и развивая мышцы. Он очень активен, много путешествует по комнате, правда, пока ещё ползком, но стараясь встать на ножки при любой возможности. На этом этапе развития малыша, родителям нужно постараться максимально обезопасить его окружение во избежание травм.

Наряду с физическим совершенствуется и умственное, и эмоциональное развитие младенца, улучшается его речь, появляются навыки самообслуживания. Так что к достижению возраста девяти месяцев ребёнок умеет и понимает уже многое.

Физическое развитие

Основные показатели физического развития ребёнка постоянно увеличиваются. Так, за девятый месяц жизни младенец прибавляет в весе в среднем 500-550 грамм и вырастает примерно на 1,5 см. Ещё на полсантиметра увеличиваются объёмы его головки и грудной клетки. Таким образом, к девяти месяцам ребёнок в норме весит от 8800 до 9500 грамм, его рост составляет 71-74 см, окружность головы колеблется в пределах от 44,5 до 45,5 см, а окружность грудной клетки – от 46,5 до 47,5 см.

Ещё один показатель физического развития младенца – количество зубов. Конечно, время их появления очень индивидуально, но согласно общепринятой норме, именно в возрасте девяти месяцев у ребёнка должны появляться вторые (боковые) резцы, как верхние, так и нижние.

Меняется в этом возрасте и режим сна малыша. Так, в норме девятимесячный ребёнок должен спать ночью не менее 10-12 часов. Кроме ночного важен и дневной сон младенца – от полутора до двух часов дважды в день.

Всё остальное время младенец бодрствует, активно познавая мир и совершенствуя свои двигательные навыки.

Так, в норме ребёнок в возрасте девяти месяцев должен:

  • хорошо ползать;
  • перебираться через небольшие препятствия;
  • влезать на четвереньках на незначительные возвышения;
  • пытаться влезать на лестницу;
  • легко садиться из положения лёжа, и наоборот, ложиться из положения сидя;
  • уверенно сидеть без опоры длительное время;
  • держась за опору, вставать на коленки и на ножки;
  • стоять при поддержке за одну руку;
  • при поддержке за обе ручки или при поддерживании под мышки переступать с ножки на ножку;
  • добираться доступными ему способами до интересующего предмета;
  • держась за опору, передвигаться приставным шагом;
  • катить мячик.

Однако не менее важным достижением девятимесячного ребёнка, чем подготовка к ходьбе, является его умение использовать свои пальчики для игры и выполнения различных действий.

Теперь у малыша так хорошо развита мелкая моторика, что он способен:

  • захватывать большим и указательным пальчиками маленькие предметы и удерживать их лишь двумя пальчиками;
  • вынимать и снова складывать предметы в различные ёмкости;
  • открывать крышечки коробочек;
  • нанизывать колечки на стержень пирамидки;
  • комкать и рвать бумагу;
  • действовать одновременно двумя игрушками, держа их в каждой руке отдельно.

Умственное развитие

Существенно развиваются и умственные способности ребёнка. Так, к девяти месяцам улучшается его память, мышление, совершенствуется речь, а самым главным интеллектуальным достижением девятимесячного малыша является понимание речи окружающих его людей. Это существенно изменяет его поведение, а также влияет на умственное и физическое развитие. Теперь малыш понимает, что ждёт его в следующую минуту – он будет кушать, гулять или спать, достаточно взрослому лишь произнести название этого действия.

Итак, в норме в возрасте девяти месяцев ребёнок должен:

  • понимать, чего от него хотят, и стараться выполнить некоторые простые действия, например, отдать предмет, который он держит в ручках или помахать на прощание;
  • помнить понравившиеся игры;
  • находить спрятанную на его глазах игрушку;
  • повторять за взрослым простые движения: поднимать и опускать ручки, хлопать в ладоши и т.д.;
  • знать названия предметов – игрушек, мебели, предметов быта и уметь выбрать предмет, который называют среди остальных;
  • показывать части лица на картинке или на чужом лице (нос, рот, глаза);
  • понимать значение слов: «дай», «на», «ложись», «вставай», «брось», «да», «нет», «можно», «нельзя», «до свидания» и др.;
  • отчётливо произносить некоторые слоги и слова, в частности: «папа», «баба», «мама» и другие, правда, всё ещё неосознанно;
  • пытаться воспроизводить услышанные звуки и интонации, например, повторяя за взрослым, подражать голосам животных.

Основным видом деятельности ребёнка, который помогает ему развиваться умственно и физически, а также узнавать окружающий мир, является игра. И в возрасте девяти месяцев игры ребёнка становятся осознанными. Он понимает, что и какими предметами можно делать: мячик – катить, колечки – нанизывать на стержень, погремушками – греметь и т. д. Теперь ребёнок готов к развивающим играм, которые родители должны ему предоставить.

Эмоциональное и социальное развитие

Важным этапом социального развития ребёнка в возрасте девяти месяцев является осознание им своего и чужого пространства. Именно в этом возрасте ребёнок начинает по-разному вести себя дома и в гостях. Связано это с тем, что находясь в незнакомой ему обстановке, ребёнок не знает, что произойдёт дальше и чего ему следует ожидать. Поэтому в незнакомом месте ребёнка часто охватывает страх. Он может неожиданно расплакаться и успокоить его бывает довольно трудно. В то же время дома ребёнок может спокойно, уверенно и свободно перемещаться из комнаты в комнату, зная, где что находится и что может с ним произойти в следующую минуту. Здесь ему всё понятно и всё давно знакомо. Ребенок начинает осознавать происходящее и мир, в котором он живёт.

В возрасте девяти месяцев ребёнок уже чётко прослеживает причинно-следственные связи. Например, он знает, что если папа берёт в руки портфель – значит, скоро он уйдёт. То же самое касается и мамы, по определённым признакам ребёнок понимает, что мама скоро уйдёт. Ребёнка не может это не расстраивать, он по прежнему тяжело переживает разлуку с родителями, однако теперь он может переносить свою любовь к маме и папе на понравившиеся ему вещи или игрушки и оставаться с этими вещами в отсутствие родителей. Так у ребёнка появляются любимые игрушки и различные предметы – подушка, одеяльце и др. Психологи считают это важным шагом в психическом развитии малыша, ведь в этом залог его будущей самостоятельности.

Навыки самообслуживания

В возрасте девяти месяцев ребёнок готов к усвоению первых навыков самообслуживания. Благодаря новым физическим навыкам и развитию моторики ручек, девятимесячный малыш может пить из чашки и даже пытаться пользоваться ложкой. Конечно, получается у него это не очень хорошо, и маме нужно проявить максимум терпения, чтобы справиться с желанием покормить малыша самой. Но, поверьте, дав вашему ребёнку возможность проявить самостоятельность, вы поможете ему гораздо больше. Давайте ребёнку в ручки кусочки хлеба и печенья, пусть кушает сам. И не забывайте высаживать его на горшок, очень важно, чтобы ребёнок уже в таком младенческом возрасте приучался справлять свою нужду на горшок, а не в памперс или в постель.