Что делать если ты не помнишь. Как быстро вспомнить то, что вам нужно

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Советы школьникам

1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.

1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.

2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: "Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?"

3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.

1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.

2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.

1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.

4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.

В подготовке материала использованы источники: www.econet.ru и www.m24.ru

Мнемоническая техника "Как быстро вспомнить"

Название . Мнемоническая техника "Как быстро вспомнить"

Предназначение .

Техника является одним из действенных способов относительно быстро вспомнить забытую информацию (слово, название чего-то, чьё-то имя, номер телефона, название географического объекта, дата и т.п.).

Человеческая память - далеко не компьютерная. Нет гарантированных способов быстро вспомнить какую-то важную информацию, которую вы точно знаете, но временно забыли. В подобных случаях невозможность вспомнить что-то вызывается так называемой сшибкой информации, когда несколько похожих кусков данных одинаково претендуют на роль "истинного воспоминания". Важно здесь то, что чем важнее, чем значимее быстро и точно вспомнить нужное, тем это сложнее сделать.

Тут уместна такая модель. Представьте, что в картонную коробку с небольшим отверстием насыпали много гвоздей. Коробку закрыли, и теперь ваша задача - вытряхнуть через отверстие ровно один гвоздь. Если вы будете трясти коробку усердно и энергично, то или вообще ни одного гвоздя не выпадет, или же выпадет сразу много гвоздей, но вам-то нужен только один. Для этого уместна лишь одна тактика - медленно встряхивать коробку, пока не выпадет один гвоздь.

Суть этой техники состоит в следующем. Предположим, что вы забыли номер телефона своего знакомого. Вы его не раз уже воспроизводили в своей памяти, вы точно его знаете, но пока вспомнить не можете. Скажите себе примерно следующее: "Мне важно вспомнить номер телефона Иван Иваныча. Рано или поздно я его всё равно вспомню. Как только я его вспомню, номер сам собой проявится в моём сознании. Сейчас я на пять минут успокаиваюсь и не буду думать про номер". После этого на самом деле не думайте про номер, не напрягайте память. Если не получилось вспомнить - через пять минут повторите установку.

1. Мнемоническая техника "Как быстро вспомнить" [Электронный ресурс] // А. Я.. 16.05.2012..html (16.05.2012).

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мне 19 лет, я не замужем, детей нет. Меня воспитывали мама и бабушка, у папы уже была другая семья, в которой он и остался, ко мне приходил 2-3 раза в год.

Лет в 5-10 (я точно не помню во сколько) мама спросила не помню ли я что-то про один случай, когда мне было 2-3 года. Я сказала, что нет. Произошло следующее: когда к нам пришёл мой дядя, а мама с бабушкой отвлеклись, то он закрылся со мной на кухне и не пускал их туда, хотя они кричали и ломились, он просто держал дверь рукой (нет, не было никакого насилия, ТОЧНО!, потому что перед тем, как пойти в школу нужно было проверится у гинеколога), мама сказала, что я не плакала, а смеялась, а потом он открыл дверь и всё; мама спрашивала его про то, что он делал и зачем закрылся, а он ничего не ответил, и я ничего не помню.

Меня это беспокоит уже не один год, в школе и колледже я не спрашивала об этом у психологов, потому что мне не удобно как-то и они все проблемы учеников обсуждали потом с их классными руководителями, а те уже с родителями. Я боялась, что они меня не так поймут, а маму с бабушкой я об этом тоже больше никогда не спрашивала, а дядю и подавно. Пишу вам, потому что это, всё таки, анонимно. У меня не получается вспомнить, хотя некоторые моменты этого возраста я помню очень ярко, может есть какая-то методика или что-то вроде того. Подскажите пожалуйста.

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

Здравствуйте, Вероника!

Техники "вызывания глубинных воспоминаний" бывают разные: гипноз, медитация, "спонтанное письмо", неглубокий сон, ассоциативные приёмы и т.д.

В принципе, все эти техники так или иначе связаны с психоэмоциональной релаксацией и последующей "работой" сознания и подсознания.

Схема одного из самых простых способов воспоминания очень простая:

1. Расслабиться (принять удобную позу, расслабить мышцы, упорядочить дыхание, очистить голову от мыслей и задач, сосредоточив себя на, например, движениях маятника, пламени свечи, определённых звуковых сигналах). Как именно это сделать описано в 1000000 источниках и есть в интернете. Тем более, что способы релаксации у каждого свои. Кому-то нужен маятник, а кому-то нет. Кто-то быстрее реагирует на медитативную мантрическую музыку, а кто-то на визуальный ряд (свеча, прозрачный кристалл, шар и т.д.)

Тут надо себя искать и знать, либо обращаться к специалисту-гипнологу.

Итак... Вы релаксируете. Теперь...

2. Визуализировать те воспоминания, которые остались. Представить белый экран и как-бы "наложить" на него хотя бы одну "картинку" из того эпизода. Всё-равно какую! Это может быть фрагмент той кухни, дверь, фигура, одежда, лицо и т.д. Надо постараться максимально удержать фокус внимания на этой картинке, постараться дополнять эту картинку деталями и дополнительными штрихами и красками. Вы находитесь как-бы "по ту сторону" камеры. Вы - оператор. Фокус внимания не на том, что делаете Вы внутри картинки, а на детали самой картинки! С деталями придут ощущения, даже образы, которые тогда присутствовали! Постепенно весь экран заполнится. Причём, не двухмерным, а объёмным, глубоким сюжетом!

Но это всё делается только после достижения расслабления!

Главное - не торопиться и быть просто "оператором". Нет задачи увидеть что-то конкретное. Задача - увидеть, "дополнить" картинку как можно большим кол-вом деталей.

А теперь - главное!

Вероника! Насколько Вам это действительно нужно?

Мне кажется, что если с Вами сейчас всё хорошо, то вспоминать какие-то трудно объяснимые эпизоды из детства не стоит!

Интересно разобраться, что всё-таки прячется за "ширмой" Вашего беспокойства, если Вы уверены, что насилия не было.

Вы сейчас - вполне взрослый человек, живущий в информационном пространстве 21-ого века! Вы прекрасно понимаете, что вообще случается в жизни и что, вероятно, Бог Вас уберёг (как и Вашего родственника) от чего-то, возможно, непоправимого.

Что Вы (тогда совсем крошка) пережили - это представить трудно! Это ПРОШЛО! Прошло, но, если сеть тревожность, нечто невротическое осталось.

Надо ли туда возвращаться, чтобы справиться с этим неврозом?

Вот знаете, я не уверен!

У меня своё мнение о том, что такое "незавершённые действия" и "недоигранные драмы". Что-то надо доигрывать и завершать обязательно, а что-то лучше оставить в глубинах подсознания.

Ведь у Вас нет навязчивых страхов, каких-то тревожных сновидений, повторяющихся панических атак? Есть то, что Вы назвали словом "беспокойство".

Помнить всё просто невозможно. Но как быть, если забылось что-то очень важное?

  1. Можно попробовать подумать о вещах, которые каким-то образом связаны с тем, что вы хотите вспомнить. К примеру, если вы забыли имя какого-то актёра, то перечислите фильмы, в которых он снимался или вспомните, как зовут его супругу. Вероятно, ассоциации помогут вам освежить память.
  2. Если человек забыл, куда положил какую-то вещь совсем недавно, то можно попробовать воспроизвести события, которые предшествовали потере. Например, если вы куда-то шли, держа в руках предмет, то вспомните, куда вы успели зайти по дороге. Обойдите эти места, наверняка потерянная вещь найдётся в одном из них.
  3. Если вы забыли, о чём говорили несколько минут назад (такое, кстати, бывает довольно часто), то попробуйте вспомнить, что вы рассказывали ранее. Также можно попросить напомнить тему разговора вашего собеседника. И не стоит стесняться, в этом нет ничего зазорного, ведь такое может произойти с каждым.
  4. Если вы никак не можете воспроизвести в памяти событие, название или имя уже в течение длительного времени и переживаете из-за этого, просто дайте себе отдохнуть и отвлекитесь. Вероятно, скоро мозг сам восстановит информацию.
  5. Визуализируйте воспоминания. Если вы что-то забыли, то мысленно придайте этому предмету, событию или даже человеку визуальный облик. Он должен быть чётким, так что воспроизводите все детали и подробности. Так, если вам нужно вспомнить название какого-то предмета, мысленно его опишите, представьте, что вы его используете.
  6. Попробуйте произносить слова, каким-то образом связанные с тем, что вам нужно вспомнить. Это могут быть характеристики, определения, действия, состояния и так далее. А можно не просто проговаривать их, а записывать, так вы сможете получить больше подсказок.
  7. Используйте воспоминания и ассоциации, связанные с тем, что вы забыли. К примеру, если вы не можете вспомнить имя своего бывшего одноклассника, то воспроизведите в памяти свое общение с ним в школьные годы, его общение с другими учениками или какие-то ситуации, в которых он был действующим лицом.
  8. Если вы потеряли какую-то вещь дома и верите в народные приметы, то попробуйте во время поисков громко и чётко произносить такую фразу: «Домовой, домовой, поиграй, да отдай!». Также можно «задобрить» домового, поставив в укромное место блюдце с молоком и печенье. Удивительно, но такой метод вполне может сработать. Если вы поверите в такую примету и настроитесь на то, что домовой непременно отдаст вещь, то мозг начнёт работать в правильном направлении.
  9. Попробуйте использовать тот тип памяти, который был задействован при запоминании вещи. Например, если вы забыли название, текст или мотив песни, то попробуйте прослушать другую композицию певца. Если вы не можете вспомнить, как пишется какое-то слово, то возьмите в руку карандаш или ручку и просто начните его писать. Вероятно, сработает память рук, и вы не допустите ошибок.
  10. Самый простой, но при этом действенный способ вспомнить забытое – это попросить о помощи других. Подумайте, кто может помнить то, что ускользнуло из вашей памяти, и обратитесь к нему.
  11. Если вы не можете найти какую-то вещь, то попробуйте вспомнить, где вы выдели её в последний раз. Подойдите к этому месту, осмотритесь вокруг и попробуйте подумать о том, что вы делали тут, когда видели потерянный предмет. Возможно, вы взяли его и переложили в другое место.
  12. Попробуйте воспроизвести события не в хронологическом порядке, а в обратном, то есть с настоящего момента. Вспомните, что вы делали минуту назад, час назад. Представьте, что вы перематываете назад кассету. Такое мысленное путешествие во времени может помочь восстановить память.
  13. Если вам нужно воспроизвести давно забытую информацию, и вы никак не можете это сделать, то попробуйте выполнить упражнение. В течение получаса думайте о предмете, человеке или событии, ускользнувшем из вашей памяти, причём постоянно и усиленно. Затем несколько минут размышляйте о том, что как-то связано с забытым. Затем просто расслабьтесь и отвлекитесь. Через несколько часов вновь повторите упражнение. Выполните его три-пять раз. После таких тренировок память должна восстановиться.
  14. Что делать, если не действуют никакие методы, а вспомнить что-то очень нужно или даже жизненно необходимо? Помогут кардинальные меры, а именно гипноз. Такая техника позволяет забраться в самые отдаленные уголки сознания и памяти, так что вы точно вспомните всё (даже то, что не нужно). Но важно найти опытного профессионала, так как неправильно проведенный сеанс может нарушить работу нервной системы. Если информация запрятана очень далеко (так бывает, если она давно не используется или является крайне негативной), то может потребоваться несколько сеансов.
  15. Верующие люди могут обращаться за помощью к Богу. Просто помолитесь.
  16. Если вы верите в потусторонние силы и их помощь, попробуйте использовать заговор. Вот его текст: «Есть за морем три зари. Как звать первую зарю, я забыла, второе имя с памяти смыло, а имя третьей зари Богородица мне открыла. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Произнесите эти слова трижды.

Теперь вы сможете вспомнить всё, используя данные выше советы. А чтобы ничего не забывать, регулярно

Ситуация, при которой приходится долго искать вещь, которую положили в неизвестное место является вполне обыденной и распространенной. Еще пару минут назад вы были точно уверены, что положили эту вещь в строго определенное место, но ее там не оказалось. Особую пикантность этой легкой неприятности часто придают обстоятельства, при которых вы очень торопитесь, а потерянная вещь просто необходима в данный момент времени. Как быть в этом случае и как вспомнить, куда положили вещь?

Чтобы найти нужные вещи, психологи предлагают несколько простых способов.

  1. Возвратный. Если необходимый предмет Вы только что держали в руках, а сейчас не можете вспомнить, где же он, воспользуйтесь полезным советом: вернитесь на то место, где Вы видели нужную вещицу в последний раз и еще раз повторите все те действия, которые совершали до того, как взять нужный предмет. Благодаря точно такой же последовательности выполнения, Вы, вероятно, тут же припомните, куда положили или хотели положить столь необходимый предмет.

    Например, Вы не можете найти пульт от телевизора. В последний раз Вы брали его в руки, когда сидели в кресле и смотрели любимый сериал... До тех пор, пока кто-то не позвонил к Вам дверь. Таким образом, Ваш пульт, скорее всего, будет в коридоре.

  2. Логический. Допустим, Вам нужен некий конкретный гвоздь. И держать его удобно, и вытащили Вы его очень легко из старого стула. Давайте мыслить логически - куда же Вы могли его положить? Гвоздь - вещица маленькая, а значит, легко может потеряться. Чтобы гвоздик не упал и не укатился в неизвестном направлении, куда его можно положить? В ящик стола? В маленькую коробочку? Ищите там, где ему было бы лучше всего находиться.
  3. Повторяющий. Представьте, что нужная вещь у Вас в руках. Прямо сейчас Вы держите ее, ощущаете ее форму и вес. Куда бы вы положили ее, будь она у Вас сейчас, в этот самый момент? А теперь сходите и посмотрите, не поступили ли Вы ранее точно также?
  4. Поднимающий. Если вещь мелкая, а у Вас дома ремонт, дети устроили кавардак или предыдущие поиски не увенчались успехом, попробуй искать новым способом. Подумайте и вспомните о тех местах, куда вы обычно кладете нужный предмет. Вспомнили? А теперь осмотритесь - нет ли в этих местах газет, листов бумаги, платков или других вещей, которые могут прикрывать или загораживать Ваш объект поиска. Возможно, нужная вещь лежит на своем месте, просто прикрытая чем-нибудь другим.
  5. Забывающий. Несмотря на свое название, этот способ поиска потерянных вещей очень эффективен. Часто, когда мы ищем некую вещь, мы детально воспроизводим ее в памяти. Порой даже слишком детально. Дело в том, что, когда мы слишком сильно хотим найти какой-то предмет, то визуально обрисовываем его, а наш мозг из-за такой детализации думает, что предмет уже нашелся. Этим и обусловлен известный феномен, при котором объект поиска лежит просто перед глазами, но мы его не замечаем и ищем дальше. Поэтому отложите поиски на пару минут, прогуляйтесь, займитесь другим, пусть и минутным, делом. Вероятнее всего, что, вернувшись к поискам, Вы сразу обнаружите потерянную вещь.
  6. Древний. Еще наши предки заметили, что находить забытые вещи - занятие сложное. Так и возникла древняя примета. Если Вы не можете найти необходимую вещицу, возьмите ножницы и раскройте их, а затем в таком виде положите на стол. Говорят, что после такого все моментально находится. А знаете, почему? Наш мозг отвлекается от поисков и переключается на ножницы. А здесь уже вступает в силу пятый, забывающий способ.
Используя эти способы, Вы без труда вспомните, куда же положили необходимую вещь и с легкостью ее найдете.