Центральный дом моделей кузнецкий мост. Общесоюзный дом моделей одежды

Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО)

История

Основан в 1944 году, еще во время Великой Отечественной войны , по решению Правительства СССР.

Знаменитый дом мод манил женщин показами моделей и особенно продажей готовых выкроек. Его верхний зал украсили 50 деревянных фигур, представлявших историю костюма со времен древнейших цивилизаций.

Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту пользовался большой известностью во всём мире. У его истоков стояла Надежда Ламанова . Она сумела обобщить исторический путь развития моды в России, соединить его в единое целое с творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных и современных известных Домов высокой моды и pret-a-portee. Она создала особый мир творческого интеллектуального исследования образа современности. Надежда Ламанова имела общественное признание, являясь «Поставщиком Двора Ея Императорского Величества». В 1925 году совместно со скульптором Верой Мухиной Н. Ламанова была удостоена Гран-при

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Так как здание предполагалось для магазина меховых изделий, его фасад состоял из огромных витринных окон для демонстрации товара. Поначалу на горизонтальных междуэтажных тягах размещали рекламные надписи на разных языках. При этом верхние этажи украшала лепнина и мозаика из смальты.

В 1940-х здесь открылся дом моделей. Для зала на верхнем этаже В. Фаворский сделал 50 фигур из различных пород дерева. Они иллюстрируют историю костюма от древнейших времен до современности.

Одной из невероятных достопримечательностей города является Дом моделей, модный дом на Кузнецком мосту. Это советский эквивалент Баленсиаги или Кристиана Диора. Вход стоит пять рублей. Там вы можете увидеть три или четыре раза в день демонстрации мод!

В доме моды одевалась советская элита. И сейчас здесь магазин элитной одежды.

Говорят, что... ...работавший в ОДМО Александр Игманд шил одежду для Леонида Брежнева. На примерках Генсек читал стихи Есенина. А последний костюм Брежнева, сшитый в ноябре 1982 года, так и остался в примерочной Дома моделей.

В XVII веке на месте нынешних владений №№ 12 и 14 по Кузнецкому мосту располагался двор стольника И. М. Ведеревского. Позже хозяева менялись. В начале XIX века владение принадлежало купцу Францу Гутту, а потом его вдове Елизавете. В марте 1813 года газета «Московские ведомости» извещала, что «Елисавета Гутт, по возвращении своём в Москву, живущая на Кузнецком мосту, в собственном доме, в западном флигеле войдя на двор, продолжает делать разные дамские уборы. Претерпев также разорение при нашествии неприятеля, она покорнейше просит господ должников об уплате ей долгов в непродолжительном времени».

В середине XIX столетия участок был приобретён Севером Алексеевичем Ермоловым, сыном знаменитого полководца А. П. Ермолова.

А в 1880-е годы его покупает первогильдейский купец-меховщик Алексей Михайлович Михайлов. Начав свою карьеру «мальчиком» при магазине, Михайлов со временем стал владельцем одной из крупнейших в России меховых фирм, основателем Сибирского торгового дома по продаже меховых товаров.

Вскоре он возводит во дворе своего владения на Кузнецком мосту четырехэтажное здание фабрики меховых изделий по проекту архитектора В. В. Баркова.

В 1901-1903 годах на месте старого двухэтажного, выходящего на улицу дома, известным московским зодчим был построен современный дом. Нижний этаж получил отделку полированным темно-красным гранитом с колоннами тосканского ордера из чёрного лабрадорита и бронзовыми деталями. Второй и третий этажи оформлены лепниной в стиле декоративного модерна. Обращают на себя внимание изящные решётки балконов второго и четвёртого этажей.

Интерьеры торгового зала были оформлены художником В. А. Фаворским.

В 1906-1907 годах здание было надстроено дополнительным пятым этажом по проекту всё того же зодчего.

Позже Эрихсон перестраивал и доходный дом А. М. Михайлова на Большой Дмитровке – хорошо известный в Москве «египетский» дом.

Умер А. М. Михайлов в 1916 году, а через полтора года его фирма была национализирована. Меховая фабрика на Кузнецком мосту продолжала долгое время работать и в советские годы. А михайловский меховой холодильник на Большой Дмитровке (во дворе дома № 11) действует до сих пор.

В здании на Кузнецком мосту в середине 1940-х годов разместился знаменитый Общесоюзный дом моделей одежды. Дом моделей создавал коллекции одежды для многих швейных фабрик СССР. Помимо этого здесь выполнялись индивидуальные заказы на пошив одежды. Среди клиентов дома моделей были известные политики, артисты. В частности, здесь себе шил костюмы Л. И. Брежнев. В 1950-е годы здание частично перестраивалось.

В 2002 году Дом моделей «Кузнецкий мост» был закрыт. Сейчас здесь располагается крупный магазин по продаже одежды премиум-класса.

Здание стоит на государственной охране.

Первые дома моделей в СССР появились в конце 20-х — начале 30-х годов.

Но поначалу это были крупные ателье, снискавшие популярность качеством пошива. Один из них - Дом Моделей Мосторга в Москве на улице Большая Дмитровка, там работали самые модные портнихи, к которым, чтобы записаться, была очередь на полгода вперед. Дом моделей Мосторга заработал в 1933 году.

Затем неподалеку, на улице Сретенка, в 1934 году открылся знаменитый в СССР Дом моделей, в разработке дизайне коллекций которого принимали участие такие известные личности, как художник Фаворский и художницы-оформительницы Художественного театра Надежда Ламакина и Александра Лямина.

В это же время знаменитый трест по пошиву одежды «Мосшвея» частично переориентировался на выпуск модельной одежды, они же организовали показ модных платьев в одном из центральных универмагов столицы.

Мода шагала по стране, люди хотели одеваться красиво, на этой волне, повсеместно в СССР открываются дома моделей одежды, организуются показы в местных домах культуры, театрах, универмагах. Демонстраторы одежды — тогда официально появилась эта профессия в СССР при советских домах моделей одежды. В СССР демонстраторы одежды являлись обыкновенными «рабочими 5-го разряда».

К середине 1930-х годов в СССР назрела необходимость объединенной системы конструирования и моделирования модной одежды для всей страны.
В Текстильном институте в Москве открывается факультет дизайна модной одежды.

Ориентируясь на Московские Дома моделей в Ленинграде и других крупных городах страны открываются региональные Дома моделей одежды. К 40-м годам в СССР уже вполне сложилась система от конструирования и демонстрации модной одежды в домах Моделей, до ее пошива на фабриках и в трестах-ателье.

В послевоенное время, к 1946 году, мода в СССР вдохновляла все большее количество людей. На Кузнецком мосту в Москве заработал ОДМО — Общесоюзный дом моделей одежды. Проводились открытые показы модной одежды, коллекции одежды моделировались для более чем 500 швейных объединений по всему СССР.

В Общесоюзном доме моделей одежды продавались выкройки для простых смертных и строчили машинки, создавая настоящие шедевры моды для советской элиты.

К началу 50-х показы в залах Дома моделей на Кузнецком мосту и в ГУМе проходили по нескольку раз в день. Было на что посмотреть. К тому времени оформился настоящий профессиональный цех советских модельеров, куда входили такие громкие имена как Галина Гагарина, Тамара Макеева, Александр Игманд, Вера Аралова, и, чуть позже Слава Зайцев. Но лишь избранные модельеры Домов моделей в СССР могли похвастаться «именной» репутацией.

Общесоюзный Дом моделей во времена СССР выпускал все коллекции одежды под маркой «Авторский коллектив Дома моделей «Кузнецкий мост». Однако коллекции наших модельеров от советских домов моделей одежды выезжали за рубеж, имели там успех, что впоследствии позволило многим из них создать себе блистательную репутацию в мире моды, и когда железный занавес, наконец, рухнул открыть свои собственные Дома моделей одежды.

В застойные годы Вячеславу Зайцеву одному из первых, признанному за рубежом, предложили работу в США.

Но великолепные разработки от советских домов моделей одежды чаще всего не доходили до пошивочных цехов страны. Точнее, по ГОСТу упрощались все модные нюансы, ткань, фурнитура, даже крой. Поэтому покупатели той эпохи часто сокрушались, приобретая одежду, выпущенную советскими фабриками: «Посмотреть бы на этих модельеров!»

Виктория Мальцева

Понять, что в Москву вот-вот ворвется лето можно по внешнему виду городских модниц: босоножки на тонких каблучках, короткие юбочки, разноцветные платья. С наступлением весенне-летнего сезона концентрация красоты и стиля в мегаполисе увеличивается многократно. Москва была "законодателем" моды страны еще со времен СССР, однако возможностей приодеться у советских женщин было крайне мало, особенно в первые десятилетия после Великой Отечественной войны, когда страна буквально поднималась из руин. Да и само понятие "мода" в СССР часто сводилось к процессу мучительного "доставания" просто новой одежды.


ОДМО всемогущий

Главным центром моды в послевоенной Москве стал открытый на Кузнецком Мосту Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО). Именно здесь трудились самые талантливые и искусные разработчики одежды, закройщики и портные, разрабатывающие коллекции для 300 швейных фабрик СССР. Разумеется, именно здесь наряжалась вся советская правительственная элита.

Общесоюзный дом моделей одежды занимал здание, построенное здесь в 1889 году для размещения фабрики и магазина купца-меховщика Алексея Михайлова. А вот парадный фасад с большими окнами, предназначавшихся для демонстрации меховых моделей, был перестроен и украшен в 1903 году архитектором Адольфом Эрихсоном в духе декоративного модерна.

Бывшее здание Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту (крайнее справа).

Один из американских журналистов, посетивших ОДМО в 1957 году, сравнил его с модными домами Баленсиага и Кристиана Диора.

Сейчас в бывшем доме ОДМО на Кузнецком Мосту расположен магазин модной одежды.

Ателье класса "люкс"

Сейчас сложно представить, что купить новый модный наряд в советских магазинах было не так просто. Даже если на прилавки магазинов и "выбрасывались" какие-то партии товаров, то купить их удавалось далеко не всем желающим, либо из-за нехватки денег, либо из-за того, что просто желающих было больше, чем товаров. Выручить столичных модниц могли городские ателье, где можно было пошить наряд на заказ. Впрочем, ателье тоже не были дешевым удовольствием, а многие из них вообще позиционировались как "элитные".

Одно из таких ателье "Люкс" располагалось на Кузнецком мосту в бывшем торговом здании братьев-банкиров Джамгаровых. Изначально построенное в 1893 году архитектором Борисом Фрейденбергом, здание было позднее перестроено архитектором Адольфом Эрихсоном.

Ну и, конечно, ателье работали при каждом крупном столичном универмаге. Так, ателье класса люкс работало в ЦУМе. Иногда какие-то "излишки" таких ателье поступали на прилавки магазинов и становились более-менее доступными для "простых смертных".


Салон мод в ГУМе

В 1953 году после длительных реставраций и ремонтов на Красной площади открывается Главный универсальный магазин (ГУМ) страны, который мгновенно превращается в настоящее "святилище" моды и стиля. Все самые дефицитные, редкие и уникальные товары модной индустрии привозились сюда. При магазине также работало собственное ателье.

В 1959 году в Москве произошло событие, которое буквально перевернуло взгляд советских людей на моду: легендарный модельер Ив Сен-Лоран привез в столицу СССР коллекцию одежды Дома Диора, состоящую из 120 восхитительных, невиданных доселе советскими людьми нарядов. 12 красивейших манекенщиц "прогуливались" в роскошных платьях по торговым аллеям ГУМа, а также по московским улицам.

После этого знаменательного события, в демонстрационном зале ГУМа на третьем этаже стали регулярно проходить показы мод, причем в зрители могли попасть рядовые покупатели.

В начале 80-х годов ХХ века на Проспекте Мира открывается Московский дом моды, директором которого становится один из модельеров ОДМО, легендарный Вячеслав Зайцев. Именно ему удалось превратить Дом Моды в оазис высокой моды, где создавались именные коллекции Pret-a-Porter и Haute Couture, снискавшие славу на лучших заграничных подиумах.

Дом моды Зайцева работает до сих пор, здесь также действует школа-студия "Театра моды", созданная самим маэстро.