Белорусские национальные обряды и традиции. Белорусские традиции

Наши предки были мудрыми и добродушными людьми. Они знали множество обрядов и обычаев, как заповеди исполняли их в своей повседневной жизни. Мы старательно забываем свою историю, свои традиции в течение многих лет, а потом восхищаемся ими, встречая у других народов. Многие обряды белорусов восходят к языческим временам.

Так, издавна белорусы считали строительство большим праздником. Утверждали, что белорусские дети рождаются с особыми способностями к плотничеству.

Каждый хозяин основательно выбирал место для строительства своего дома. На это место ставили кувшин и опускали туда паука. Если паук за ночь сплетал паутину, то тут можно было строить дом. Никогда не брали для строительства поваленные бурей деревья, видимо, опасались, чтобы неуправляемая энергия урагана не повлияла на дом и его обитателей. Между первым и вторым венцом сруба клали кусочек хлеба, подчеркивая, что хлеб - всему основа. Торец крыши всегда закрывал конек или скрещенные рога - символ козы.

Белорусы поклонялись коню и козе.
Считалось, что эти животные охраняют дом от зла и всяких бед.

Первым в новый дом запускали петуха. Если птица издыхала, значит дом не покинула еще нечистая сила. Тогда запускали в дом кота, чтобы он ее прогнал. Этот обычай остался и в наши дни: новоселы запускают первым в дом кота.

Считалось, что, кто первым из семьи зайдет в дом, тот первым его и покинет, то есть умрет. Поэтому обычно бабка освещала дом, и затем в него заходили остальные домочадцы. Был в доме и "бабин угол". Там никогда не спали. Висели в этом углу полочки с посудой, стояла лавка, окно выглядывало обязательно во двор. За "бабиным углом" закрепилась функция кухни.

Мусор наши предки выносили вечером, чтобы не оставлять в доме грязь, а не то его мог покинуть домовой - неофициальный хранитель дома.

Спали домочадцы на полатях, которые могли быть и двухъярусными. Нижний ярус - для пожилых членов семьи, верхний - для молодых. Самые маленькие отдыхали в люльке, подвешенной к потолку, а днем играли в специальном манежике. Полати делались из досок, сверху лежал тюфяк, набитый соломой, и льняные покрывала - мечта, а не постель! Во всяком случае, искривлениями позвоночника наши предки явно не страдали.

Особое место для новорожденного. Нельзя было переговариваться через колыбельку, передавать вещи - ребенок вырастет вором, пустую колыбельку не качали - малыш может заболеть.

Самым важным в доме всегда был красный угол. В нем висела икона, убранная рушниками. Сидеть в красном углу мог только глава семьи.

Окна белорусского дома выходят во двор и на улицу, а одна стена обязательно глухая, чтобы сохранять тепло в доме и не заглядывать в соседний двор, а потом не сплетничать на досуге. Лучше следить за порядком в собственном доме.

Под образами - стол, сидели на лавках. На столе - каравай хлеба, жбан молока или кваса. Никогда не было у белорусов замков. Если хозяев нет дома, дверь обычно притворяли. Усталый путник мог зайти в дом и угоститься за столом хлебом, квасом, молоком, если у него не было времени подождать хозяев возле дома. Странников, скитальцев хозяева обычно кормили, укладывали отдохнуть и только потом расспрашивали, кто такой, куда и откуда держит путь. Только со второй половины XVIII века в Беларуси начинают появляться замки, потому что участились случаи воровства. Среди скитальцев оказалось немало любителей легкой жизни.

Печь кормила, согревала, лечила. По преданию, на Деды через трубу в дом спускаются души умерших предков. Возле печи - кочерга, ухват, лопата, на которой сажали хлеб в печь. Во время грозы хлебную лопату выставляли на улицу - она защищала дом от пожара. Под печью в холодные зимы держали кур. Возле печи дежа - символ достатка и благополучия. В ней замешивали тесто, а старую - никогда не выбрасывали. Перед замужеством невеста садилась на дежу, и ей расплетали косу.

Одевались наши предки просто, ходили в лаптях. Делали их на совесть, так что ноги не промокали даже у женщин, собирающих клюкву на болоте. Мужчины носили сорочку и портки, женщины - юбку да блузу из льняного самотканого полотна. Обязательной деталью одежды белорусов был пояс. Пояс дисциплинирует человека. Женщина шла жать и обязательно подпоясывалась. После жатвы последний сноп обвязывали поясом и ставили в красный угол, чтобы хлеб до следующей жатвы не покидал дом.

Одно из основных ремесел белорусов - ткачество . С ним связаны многие обычаи и обряды. Никогда не сеяли лен в понедельник - трудный день. Во вторник посеешь - долго будет всходить. Среда тоже неблагоприятный день для посева льна. Четверг - для червей. В воскресенье люди отдыхали. И оставались для посева только пятница и суббота. Если на небе много туч - это к хорошему урожаю.

В 6-7 - летнем возрасте девочка уже ткала. Ее первое сукно было грубым и не очень аккуратным, но его не выбрасывали, а складывали в приданое. К замужеству полотно становилось все более тонким и ровным, а сундук тяжелел. По сундуку определяли, зажиточная семья или нет. Хорошим приданым считался сундук, который десять мужчин с трудом отрывали от земли.

В каждой области, районе, а то и в деревне были свои орнаменты. Ромбы символизировали благополучие, солнце, красный цвет - символ огня, жизни, черный - символ земли, почвы, васильковый - цвет неба, василька. Поклонялись белорусы белому - цвету здоровья, свободы и независимости.

Белорусы являются основным населением своей страны, а также жителями других государств - России, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Казахстана, Польши, США, Канады, Аргентины, Австралии, Франции и Великобритании.

Общепринятым языком является белорусский, но имеются и территориальные диалекты. Помимо национального языка, белорусы используют русский, польский и литовский языки. Большая часть населения исповедуют православие, а некоторые католицизм.

Народы, населяющие Беларусь

Белорусы относятся к восточным славянам. Белорусский народ образовался благодаря слиянию дреговичей, кривичей и радимичей с другими восточными народностями. Образованию белорусской народности способствовал ряд факторов - региональные особенности древних общностей, экономическая и культурные сферы того времени и язык.

Белорусская народность начала зарождаться в 14-16 веках, тогда она называлась Белая Русь. Формирование этой народности происходило во времена споров православной и католической церквей и русификации, поэтому к 17 веку белорусский язык был вытеснен из общественной жизни и заменен на польский. Только в 20 веке появились первые публикации на белорусском языке.

Белорусов долго не признавали как отдельную народность, считали их частью русских и польских народов. На сегодняшний день Республика Беларусь включает в себя более 100 наций, основными представителями которых являются сами белорусы, русские, поляки, евреи, украинцы, евреи, армяне, татары, цыгане. Также представителями Беларуси являются молдаване, немцы, грузины, китайцы, арабы и казахи. С момента образования Белорусского государства сложилось так, что сельскую местность населяли сами белорусы, города - евреи, на северо-западе - поляки, а на востоке - русские. Но в настоящее время белорусы заняли большую часть своих территорий.

Культура и быт

Большой отпечаток на культуру и быт Беларуси наложили национальные традиции и привычки прошлого.

Как и раньше, национальная одежда белорусов шьется из белых тканей. Мужчины носят рубахи навыпуск, с разрезом на груди и цветным поясом. Также национальный костюм мужчин включает безрукавку, холщовые штаны и различные головные уборы.

Женщинам принято носить рубахи или туники и поневы. Нижняя часть женской национальной одежды - клетчатая юбка, поверх которой повязывался фартук и цветной пояс. Также неотъемлемой частью женского костюма является яркая безрукавка. Головы женщин украшают венки или повязки из ткани. Женщины, состоящие в браке должны убирать волосы под чепец.

Национальной верхней одеждой являются: суконные свитки и дубленки и полушубки.

Традиционными блюдами считаются те, что приготовлены из муки, круп, овощей, картофеля. В момент зарождения и становления Беларуси, мясо являлось редкостью на столах людей. Но сейчас мясные блюда готовят многие, а национальными являются - печист, жаркое, верешалка и мачанка. Квас является неотъемлемой частью каждого застолья.

Если говорить о характере этой народности, то стоит отметить их уважительное отношение к старшим. Практически каждый представитель этого государства считает должным помнить своих предков.

Гостеприимство также считается отличительной чертой белорусов. Они стараются поддерживать с людьми хорошие, доверительные и открытые отношения. Дружелюбие и отзывчивость у них в крови.

Традиции и обычаи

Традиции и обычаи белорусов очень похожи на славянские. Они взяли в себя всего по чуть-чуть от обычаев Польши, Литвы, России и Украины.

Помимо всего, что ассоциируется со славянскими традициями, в Белоруссии до сих пор сохранились языческие ритуалы - Масленица, Купалье, Коляды и Дожинки. Белорусы смогли соединить эти языческие праздники с христианскими и получили необычные и яркие празднества. При этом влияние языческого направления куда больше, нежели чем христианское.

Любовь к природе наложила большой отпечаток на традиции белорусов. Ежегодно люди проводят обряды, связанные с землей, зерном и урожаем. Например, ритуальные праздник Дожинки - он проводится по окончанию жатвы и является символом окончания сельскохозяйственного периода.

Как и во многих государствах праздники Беларуси можно разделить на общественные и семейные. К первым относятся Рождество, Каляды, Масленица, Пасха и другие, а ко вторым дни рождения, свадьбы и другие.

Рождественские гадания стали неотъемлемой частью жизни белорусов. А Гуканне весны является одним из самых любимых и красочных праздников народа. Он проводится в конце зимы, символизирует наступление весеннего тепла и солнечных дней. В этот день люди выходят на улицу и устраивают всеобщее гуляние.

Цель: Образование и духовное развитие молодежи в процессе изучения, возрождения народных традиций, обычаев, изучения исторического и культурного наследия своей Родины.

Задачи:

  • приобщение к духовным ценностям, стимулирование интереса к народным традициям, обычаям;
  • повышение уровня патриотического воспитания;
  • воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
  • приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
  • сохранение исторической памяти.

Подготовка и проведение:

Предварительное домашнее задание: инициативной группе обучающихся подготовить материал о традиционных праздниках и обычаях белорусского народа, подобрать пословицы и поговорки.

Ход мероприятия:

(Звучит запись песни «Мой родны кут»).

Учащийся: (читает стихотворение В.Витки «Беларусь»).

На карце вялiкага свету

Яна, як зялены лiсток,

Песня гарачага лета,

Крынiчнай вады глыток.

Адвечная калыханка,

Душы запаветны куток,

Трапеча гарачым ранкам

На дрэве нястомны лiсток.

А ў навальнiцу б"ецца,

Небачна памiж лiсця,

Як родная матчына сэрца,

Што мне даражэй жыцця.

УЧИТЕЛЬ: Уважаемые друзья! Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях белорусского народа. История белорусского народа и его быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе. Белорусскому народу дороги его традиции, праздники. Историк древности Геродот сказал так: «Если бы предоставить всем народам на свете, выбирать самые лучшие обычаи и нравы, то каждый народ выбрал бы свои собственные, так как каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни лучшие». Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях белорусского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

Обряды и традиции, которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ, который здесь живет. Бережное и почтительное отношение к своим предкам, к своим истокам заставляет современных белорусов придерживаться тех или иных правил. Белорусская культура занимает свое - особое - место среди других восточноевропейских культур. Здесь, несмотря на века христианского господства, сохранились древние языческие ритуалы. Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки - в каждом из этих праздников, как и в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований. Эти верования очень органично вплелись в христианскую веру, и в результате получилась неповторимая и колоритная белорусскаякультура. А сейчас послушаем ребят, которые получили домашнее задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях белорусского народа.

УЧИТЕЛЬ: Культура белорусского народа

За свою многовековую историю белорусский народ создал уникальную самобытную культуру. Традиционные народные праздники и обряды сочетаются с христианскими традициями, образуя неповторимый гармоничный синтез.

Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.

Белорусская культура - это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообразии белорусских диалектов сохранены многие общерусские и общеславянские слова. Поэтому нет принципиальной разницы между белорусской и русской культурой, а их взаимодействие плодотворно и полезно всем.

Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.

Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре.

Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным.

Коренным образом начали меняться условия для развития белорусской культуры со второй половины XVI веке.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, и др.

Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.

Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки.

В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее, в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, И.Шамякин и др. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.

Начала изменяться к лучшему ситуация с белорусским языком, в том числе благодаря принятому в 1990 г. Закону о языках в Белорусской ССР. Возвращались произведения многих незаслуженно забытых авторов в литературу, искусство (Н.Арсеньева, Ю.Витьбич, М.Седнёв и т.д.). Возросло количество белорусскоязычных театральных коллективов.

Легенда о белорусах . Бог делил между народами земли. Одним - то, другим - то. Пришли белорусы... Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять: «Реки вам даю полные, пущи - немереные, озера — несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов - тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и птицы в пущах стаями, рыба в реках - косяками, пчелы в ульях - миллионами. А травы ароматные - как чай. Не будет голода. Женщины у вас будут красивые, дети - сильные, сады - богатые, грибов и ягод - завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи - способные и будете жить да жить.»

Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полешуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный.

Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним белорусские обычаи,
Вспомним нашу старину.

  • Как вы понимаете слово традиция?

Учащийся: Традиция - это обычаи, обряды, взгляды, вкусы, которые переходят из поколения в поколение во всем мире, в каждой отдельной стране, у каждого народа и в каждой религии. Например, встречать гостей угощением (традиция всего мира), встречать праздником Новый год, отмечать день рождения и т.д.

Учащийся: Обычай - общепринятый порядок, правила общественного поведения, которые уточняют и закрепляют традиции, углубляют их и делают более доступными. Например, есть проводы Зимы - Масленица, а у католиков - день Благодарения и др.
Учащийся: Обряд - обязательные действия при совершении обычаев или традиций, переходящие из поколения в поколение или зарождающиеся вновь. Например, все христиане молятся, но католики, сидя, а православные - стоя, католики крестятся двумя пальцами, а православные щепотью - мусульмане, сидя на полу и складывая руки в ладоши перед собой, т.е. традиция молиться у всех одна, а обычаи и обряды - разные.
УЧИТЕЛЬ : В современном мире мы с должным уважением относимся к традициям предыдущего поколения, т.к. в каждой традиции содержится жизненный опыт, народная мудрость, и, конечно же, соблюдать эти нравственные традиции наш долг. А сейчас мы поведаем вам о национальном костюме Белоруссии.

Учащийся: Национальный костюм

Традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.

Характерные черты народного мировоззрения, традиционно сложившиеся этнические и эстетические нормы также повлияли на образ костюма, его композиционное, орнаментальное и колористическое решение. Основные виды одежды, составляющие традиционный костюм белорусов, были известны в 11-12 вв. К концу 19 - началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма. Для него характерно сохранение многих архаических черт, которые прослеживаются в древних формах одежды, в прямолинейном их крое, бело-красном колорите, полосатом и ромбо-геометрическом декоре, использовании древних технологий изготовления тканей.

Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

Наиболее распространенными материалами для изготовления белорусской народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Для вышивки и узорного ткачества использовались покупные хлопчатобумажные нити красного цвета, которые иногда подкрашивали растительными красителями до желаемого коричневого или бордового оттенка.

По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей - этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей. Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).

а) Мужской костюм.

До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу.

б) Женский костюм.

Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки, фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка - одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.

Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.

Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков.

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы . Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы , ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.

УЧИТЕЛЬ : Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и национальная кухня. Белорусская кухня, с одной стороны, продолжала сохранять близость к кухням окружающих белорусов славянских народов - русских, украинцев, поляков, а с другой стороны, - испытала известное влияние кухонь своих неславянских соседей - литовцев и латышей. Кроме того, кулинарное искусство в восточной и западной частях Белоруссии, долгое время изолированных друг от друга, развивалось неодинаково, подвергалось разному влиянию. Все это мешало закреплению уже сложившихся специфических черт белорусской кухни, тормозило разработку национальных кулинарных приемов и отдельных блюд, свойственных только белорусской кухне.

Учащийся: Национальная кухня белорусов

Крестьянская белорусская кухня вплоть до конца XIX-начала XX вв. стойко сохраняла свои самобытные черты, уходящие корнями в XIII-XIV вв. и порой даже глубже - в древнерусскую кухню кривичей и дреговичей. К концу XIX века белорусская кухня обрела свою самостоятельность.

Часто используются в белорусской кухне различные виды "черной муки" - овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий - овсяная.

Другой особенностью использования муки является весьма частое смешивание различных видов муки, подмес к какому-либо основному виду муки (ржаной, овсяной) - ячменной, гречневой или пшеничной, гороховой.

Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох, бобы, морковь и, конечно, картофель - последнему принадлежит особое место.

Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из которых непохоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть национального стола.

Природно-географические условия Белоруссии способствовали широкому использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть, щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.

Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка, масло) используются как обязательные добавки - "забелки", "закрась" и "вологи" - во многие блюда, в состав которых входят мука, картофель, овощи или грибы.

Употребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы предпочитают гуся, также в запеченном виде.

Излюбленными кулинарными приемами тепловой обработки являются в Белоруссии запекание, отваривание, томление, тушение.

Что касается чисто вкусовых качеств блюд белорусской кухни, то они весьма высоки, особенно если их употребляют свежеприготовленными, горячими - "с пылу с жару", а не остывшими и тем более разогретыми.

УЧИТЕЛЬ: Культура белоруской страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже, несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя белорусскую культуру.Сегодня мы вспомним лишь некоторые белорусские народные праздники и традиции.

Учащийся: Гуканне вясны

В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый праздник, посвященный весне — «Гуканне вясны». Перевести название можно, как зазывание весны на землю.
В дохристианские времена на территории Беларуси господствовал культ растений и разных полевых духов. Хозяйственная необходимость диктовала нашим предкам-земледельцам, как можно более внимательно присматриваться к изменению погоды, вовремя готовиться к будущему севу и выгону животных на луг. Весна могла быть и ранней, и поздней, поздняя весна приносила голод - поэтому на Беларуси широко бытовали обряды встречи и зазывания весны.
Звонкие, радостные песни разносились повсюду, девушки собирались на самом высоком месте в деревне и, сев на расстеленную солому, пели весенние песни вяснянкi - до поздней ночи:

Благаславі, маці,
Вясну гукаць, у-у!
Вясну гукаць,
цёплага лета
Дажджа…, у-у!
Дажадаць.
-Ой, вясна, вясна
Вясняна…, у-у!

Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости, любви. В своих песнях они не только приветствовали приход теплых дней, пробуждение природы, но и как бы сообщали всем о своей готовности к любви, браку.
Женщины по-своему встречали весну - выпекали из теста фигурки птиц, считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилету, девушки брали этих птиц и, исполняя «вяснянкi», подкидывали их вверх: «Жаўраначкі прыляціце, вясну прынясіце».
Парни раскладывали костер, на котором жгли ненужное старье, к девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда начинали вместе водить хороводы. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов, символизируют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость, есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. Парни делали качели, на которых молодежь каталась парами, стараясь раскачаться как можно выше, чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Существовала примета, что чем выше раскачаешь качели, тем выше вырастит лен и другие растения в этом году. Дети также должны были покачаться на качелях хотя бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год.
Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам.
В некоторых селах на непаханом поле раскладывали огонь и выбирали «вясноўку» - красивую девушку. На голову ей надевали венок, сажали на борону и с песнями возиливокруг костра.
Дети тоже радовались приходу весны, собравшись группой, они бегали по деревне, не пропуская ни одного дома, пели веснянки с пожеланием здоровья и хорошего урожая. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу, тыквочки, сушеную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме, устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали смешные истории.
В начале 1990-х стали активно возрождаться обряды «гукання» весны, которые включают в себя традиционные элементы - песни, игры. Сегодня этот праздник под разными названиями широко распространен в разных взрослых и детских коллективах Беларуси. Уже сформировался довольно устойчивый сценарий проведения современной версии праздника, как в деревне, так и в городе с соответствующими атрибутами: веточки вербы, березы, птицы с соломы, бумаги, теста, образы животных и инструменты сельскохозяйственного труда.
Этот настолько яркий, веселый, возвышенный праздник, что все, кто хоть раз принимал в нем участие, придет на его снова.

УЧИТЕЛЬ: Так о чем же ещё мы поведаем сегодня нашим гостям?
Учащийся: Как - о чем? О масленице! Ведь всю неделю мы празднуем этот праздник.
Развернуться, размахнуться - эх гуляй душа!
Жизнь - как яблочко на блюдце - дивно хороша!
На морозе пышет жаром алый цвет лица.
Нынче масляна неделя, масленица!
Тянет теплым духом вкусным, солнышко манит.
А оно взлетело будто с радости в зенит.
Нескончаемым потоком пестрый хоровод.
И пока не постным сроком тешится живот.
Угощайтесь - с медом, с маслом, пряны и вкусны,
Щедрой горкою атласной - это вам блины!

УЧИТЕЛЬ: Масленица (Масленiца). Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей. Скандинавский путешественник Пауль Одеборн, посетивший славян в XVI в., писал: «Масленица названа так потому, что в продолжение этой недели людям дозволяется есть коровье масло, а в постные дни они употребляют чёрное. В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и до беспамятства».

Учащийся: В то же время Н. Дубровский, замечает, что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной. Он считает, что масленичные обряды перешли с Власия , у которого «и борода в масле». В Белоруссии сохранилась поговорка: «На Аўласа бяры каўшом масла» (белорус.) - На Власа бери ковшом масло. В Полесье до сих пор Широкий четверг называют «Власье» или «Волосий».

Учащийся: На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины - ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник - для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: «Первый блин комом», т.е. первый блин не едят.

Учащийся: В этот день существовал особенный ритуал поедания блинов.Хозяин разрезал их крест на крест, а каждый член семьи брал отдельную четверть, скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым сливочным маслом. С самого утра четверга объезжали молодых коней, быков и волов. К этому дню обязательно делали новые сани. В них нагружали энное количество лиц мужского пола и гоняли коня до тех пор, пока он не привыкнет к седлу или к упряжке и не станет слушаться хозяина. Объезд коня проводился для того, чтобы проверить животное на выносливость. В четверг обязательно вешали качели, чтобы «пагушкацца». На качелях каталась в основном молодежь. Старались взлететь как можно выше, потому что говорили так: «Гэта гойдаюцца для таго, каб на той год рос лён доўгі і моцны» . Молодежь даже устраивала соревнования между собой — кто «дакранецца да неба».

Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов — ведь солнце — это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд «разуванне маладой», активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку:

Вынесь нам, маладая Маня,
Белы сыр, белы сыр,
Будзе у цябе, маладая маня,
Першы чын, першы сын,
Вынесь нам, маладая Маня,
Ды мачку, ды мачку,
І народзіш, младая Маня,
Ты дачку, ты дачку.
или по-другому:
Маладая ты, Марутка,

Выйдзі, выйдзі к нам на вулку!
У нас на вуліцы дзевак многа,
Дзевак многа і рабят.
Вазьмі сыра — родзіш сына,
Вазьмі мачку — родзіш дачку.

После импровизированного концерта молодая выходила во двор и благодарила женщин за песню, за доброе пожелание и за то, что они как бы приняли её в свой круг, которому предназначалось сохранить и продолжить родовод. На следующий день этой же компанией возили молодуху в корчму, где уже её муж угощал всех водкой и разными вкусностями.

Учащийся: В отличие от восточных русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, без особенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел, олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к ним лишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания . Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины, стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. В более богатых хатах подают на стол верещаку - это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки с мясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец .

В воскресенье, когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенно усердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник ещё и белили печь, тщательно прибирали в хате. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно импровизированные качели (гойданки). Качаясь, распевали песни:

Да у нас сегодня масленица!
Да вылетела ластавица!
«Да что ж ты нам вынесла?»
Из коробов жито вытрясла,
Все жито-пшеницу,
На всякую пашницу!

Хлопцы тягали по селу колодку - обрубок дерева на веревке. Подойдя к хате, где есть девушка на выданье, требовали за колодку выкуп. Их звали в хату, угощали водкой с капустой. В некоторых местах колодку накидывали на шею девушкам, приглашая их на вечеринку. На следующий день это же делали сами девушки, приглашая парней на посиделки и угощение. Все сопровождалось песнями. На Минщине существовал обычай «разуваць молодуху»: шли по хатам, где жили молодожены и угощались. При этом пели:

Ай, выйди, выйди, молодая Валька,
Ты да нас,
Ай, вынесь, вынесь, молодая. Валька,
Белы сыр.
А дай тебе Боже, молодая Валька,
Первый сын.

Последнее воскресенье масленицы называют прощеным : люди как бы отпускают друг другу грехи, просят прощения у близких. В воскресный, день Масленицы родственники ходили в гости друг к другу, к теще «на блины» приходил зять с женой. Вечером семья в полном составе должна была ужинать вместе, так как с понедельника наступал Великий пост.
В этот вечер во многих местах Беларуси проводился чрезвычайно интересный и торжественный обряд. После ужина хозяин садился в строгом и набожном настроении. К нему по очереди подходили братья и сыновья, после женщины, кланялись до земли и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь кланялся до земли всему семейству, прося, таким образом, прощенья за все грехи и ошибки.
На прощание с Масленицей обычно палили чучело - соломенную бабу или мужика. Пепел раскидывали по полю для большей урожайности. Но кончается неделя, кончается и масленица. В понедельник уже великий пост.

«Масленка с блинами с грибами. Масленица — полизуха: сыр и масло полизала

Пили на масленицу, а крутила на Радуницу».

Масленица - полизуха, Потянися до духа!
Мы думали: масленицы семь недель, А оказалось - один день!

Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Милости просим к нам о Масленице своим добром, с честным животом.
Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы.
После Масленицы - Великий пост, а за страстною - Пасха.
Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
Кому Масленица, да сплошная, а нам Вербная да Страстная!
Была у двора Масленица, а в дом не зашла.
Без блинов - не Масленица.
В прощеный день, как на Пасху все целуются.

УЧИТЕЛЬ: А какие же прозвища были у Масленицы?
Учащийся: Масляна, сырная масленица, сырная неделя, масляная неделя, сахарные уста, объедала, объедуха, ясочка, перепелочка, касаточка, боярыня-масленица, блиноеда, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, тридцати братьев сестра, разорительница, мокрохвостка, широкая, разгульная, веселая, честная, курносая, румяная.
УЧИТЕЛЬ: Вот и закончился классный час. Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашего народа, то отроете много тайн. В этом вам помогут учителя истории, белорусской литературы, географии и, конечно, книги.

(Учащееся читает стихотворение.)

Я- беларус, я нарадзiуся

На гэтай казачнай зямлi,

Дзе мiж лясоў и пушчаў дзiкiх

Адвеку прашчуры жылi.

Я - беларус, я ганаруся,

Што маю гэтае iмя:

Аб добрай славе Беларусi

У свеце знаюць нездарма!

Я - беларус, і я шчаслiвы,

Што мацi мову мне дала,

Што родных песень пералiвы

I зблiзку чую, і здалля.

УЧИТЕЛЬ: Родной край, малая Родина, так или иначе, живет в памяти и душе наших людей. Белорусу следует всегда поддерживать связи с людьми, «землячеств». Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях.

История белорусского народа - ценный источник углубления знаний об их традициях, нравах и культуре. Духовное возрождение нашего народа невозможно без сохранения и передачи другим поколениям традиций национальной культуры. В условиях современной жизни очень важно чувствовать нравственную опору, каждый должен ощущать свои корни: это дом, семья, традиции.

ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ БЕЛОРУСОВ

«Чтобы ощутить себя настоящим человеком, почувствовать принадлежность к своему родному, белорусскому, славянскому, понять своё место в этой жизни, необходимо изучать традиции, которые столетиями создавали, использовали и сохраняли наши предки.»

И. В. Казакова.

Почтовая марка Белоруссии «Обряды белорусов»

Обряды и праздники являются составной частью традиционно-бытовой культуры белорусского народа.

Обряды белорусов -- совокупность традиционных условных действий, которые символично выражают и закрепляют отношение людей к природе, между собой, их поведение в жизненно важных ситуациях. Большинство белорусских обрядов имеет древнее происхождение и связано с традиционной восточнославянской культурой, хозяйственной деятельностью (календарные обряды), личной судьбой человека (семейные обряды).

Праздники - совокупность традиций и обычаев, которые выражают и закрепляют определённые взгляды, чувства, отношения людей к природе и друг к другу. Обрядовые праздники жили на территории Белоруссии долгое время. Сейчас, с более пристальным изучением прошлого, они переживают второе рождение. В современном обществе остро чувствуется потребность больше знать о народных праздниках и обычаях. Общественность старается возродить самобытность, индивидуальность своей национальной культуры.

Некоторые из этих праздников - Рождество, Крещение, Пасха, Деды приобрели статус государственных праздников Республики Беларусь.

Возникли праздники и обряды давно, ещё до церковных - религиозных. Долгими годами на территории Беларуси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Беларуси, особенно, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества. Языческие духовные традиции, оказывали глубокое воздействие на всё развитие белорусской культуры раннего средневековья. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Обрядами отмечались начало сева, сбор урожая, приход весны, дни языческих богов. Дохристианские обряды произошли из самой жизни народа, который свой уклад строил на природном календаре. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название - календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель - обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности. Существенную роль в общественной жизни крестьян и городского населения у белорусов, как и у других европейских народов, играли обряды и обычаи, приуроченные к датам христианского календаря и тесно связанные с циклом сельскохозяйственных работ - подготовкой и ожиданием урожая и его уборкой.

Еще в начале XX в. обрядовый календарь, содержащий многие напластования отдаленных времен, на большей части территории расселения белорусов сохранял свою традиционную специфику, хотя многие обряды к тому времени ушли из жизни, а смысл других был забыт, и они, смешавшись с не обрядовыми бытовыми формами, воспринимались как праздничная забава. Праздничный календарь на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Однако древние обряды можно наблюдать и сегодня. Многие из них видоизменились, значение других население современной Беларуси уже забыло, но тем не менее продолжает их исполнять. Здесь, несмотря на века христианского господства, сохранились древние языческие ритуалы. Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки - в каждом из этих праздников, как и в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований. Эти верования очень органично вплелись в христианскую веру, и в результате получилась неповторимая и колоритная белорусская культура.

Большинство белорусских праздников можно разделить на календарные (Коляды, Масленица, Купалье, Дожинки и др.) и семейно - обрядовые (свадьба, крестины и др.)

К XX веку из славянских народов календарная обрядность более всего сохранилась у белорусов. В ней, как нигде, проявляется вековая культура нации. Ведь обряд -- это и песня, и танец, и драматическое действо. Календарные обряды, как правило связаны с хозяйственной деятельностью. Они отражают основные циклы земледельческого календаря и делятся на зимние (Коляды, Масленица), весенние (встреча весны, первый выход в поле, Юрьев день), летние (Купалье, зажинки), осенние (дожинки, покрова).

Особенностью зимнего праздничного цикла было колядование. Коляды -- один из самых любимых праздников белорусов. Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года - и солнечного, и сельскохозяйственного. Празднование начиналось 25 декабря и продолжалось до 6 января. С принятием христианства языческий праздник превратился в праздник рождения Иисуса Христа. Колядные святки стали праздноваться с 6 января и до 19 января - Старого Нового года. Название этого праздника - Коляды - языческое. Существует предположение, что само слово «Коляда» возникло от слова «Коло» - Солнце. По одной из версий, это слово символизировало Солнце, которое поедало тьму - тут имелось в виду увеличение светового дня. По другой версии это название расшифровывалось, как «коляда», «круговая еда». Объяснялось это тем, что колядующие ходили большой компанией по дворам с песнями, плясками и переодеваниями. За это им выносили еду, которую они потом все вместе и съедали. Коляды считались особенным праздником, поэтому и готовились к ним соответственно. Кололи свинью (в бедных семьях это был один из немногих дней, когда можно было поесть мяса вдоволь), делали генеральную уборку в доме, шили новые наряды, а также тщательно мылись в бане. Встречать этот праздник полагалось чистым: и физически, и духовно. По домам ходили ряженые, распевающие колядки -- специальные песни, они водили с собой «козу», иногда и «медведя» -- переодетых людей, которые разыгрывали представление возле каждого двора, получая за это различные угощения и мелкие деньги. Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой. В эту пору наши предки старались совершить благородные дела. Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Весенний цикл праздников и обрядов был связан с пробуждением природы, с обновлением жизни. Одним из таких праздников является Юрьев день. Ритуальные обряды в честь Юрия носили скотоводческую и аграрную направленность, поскольку по древней традиции св.Юрий считался покровителем скота и хозяйства. Обычно на этот день приурочивали первый выгон скота. Пастухи в этот день получали богатое угощение.

Летний цикл начинался с Купалья. Само Купалье праздновалось в ночь с 6 на 7 июля. Но уже днем шестого парни и девчата шли на луг собирать цветы, веточки, разные травы -- «зелле копать». Считалось, что в это время растения наделяются волшебной силой. Так, полынь, сорванная на Купалу, предохраняла от злых наговоров, корень чернобыльника с земляным углем под ним помогал от чахотки. Знахарки-шептуны набирали разрыв-травы и пр. Из васильков, панского мака, зверобоя, мяты, колокольчиков девушки плели венки. В ночь на Купалу оживлялась нечистая сила. Ведьмы слетались на шабаш к Лысой горе. В хлеву запирали лошадей на замок, чтобы ведьмы ими не воспользовались для своего путешествия. Кроме ведьм опасались русалок -- они могли до смерти защекотать купающегося. Вечером молодежь собиралась на берегу реки и разжигала костры. Парни и девчата плясали вокруг них, взявшись за руки, прыгали через огонь, пели песни. Кое-где в костер девушки бросали кудель, чтобы лён был погуще. Ещё в костре жгли собранную днем всякую рухлядь. Девушки пускали по воде венки. В некоторый местах их бросали парням через костер, а те старались венки разорвать. Наиболее смелые купались. С Купальем связано много удивительных легенд и преданий. В народе верили, что в эту ночь реки светятся особым призрачным светом, а в их водах купаются души умерших в облике русалок. По земле ходят ведьмы, колдуны и духи, которые стремятся навредить человеку, растения и звери разговаривают, а солнце на рассвете "играет". Увидеть эти чудеса, понять язык зверей и птиц можно с помощью цветка папоротника, по поверьям зацветающего всего на миг раз в году. Он давал сверхъестественную способность видеть будущее и находить скрытые сокровища мира, но заполучить его мог только очень смелый человек. Поиск "папараць-кветкі" - один из самых таинственных ритуалов купальской ночи. Каждый год с наступлением самых долгих летних дней и коротких ночей в Беларуси - на берегах рек и озер - празднуют Купалье. Сегодня эти гуляния объединяют древние традиции и ритуалы, театрализованные концерты и веселые игры. Увидеть Купалье можно в самых разных местностях Беларуси, но есть и наиболее известные, массовые гуляния. К летним обрядам относились также обряды жнива, которым придавалось большое значение, поскольку от их исполнения зависел урожай, а значит жизнь белорусского крестьянина. Символическое значение придавали первому и последнему сжатым снопам, вокруг которых осуществлялся целый ряд обрядовых действий. Последний сноп несли домой и помещали в угол под иконой, что по поверью служило хорошим урожаем на будущий год.

Осенний цикл календарных обрядов и праздников был также весьма разнообразным и символизировал окончание сельскохозяйственного года. В настоящие дни к этому календарному циклу можно отнести праздник - Дожинки. Дожинки представляют собой древний обряд, часть дохристианского языческого аграрного ритуального комплекса. Дожинки, старинный обряд, отмечавший конец жатвы. Этот обряд известен у всех земледельческих народов, в частности у славян, немцев и др. В древности служил приемом колдовства. Последний сноп, составленный из срезанных всеми жнецами колосьев, перевитый цветами или наряженный в женское платье, торжественно привозился в селение или оставлялся в поле до следующей жатвы. Дожинки сопровождались радостными дожиночными песнями и плясками. Дожинки связаны с концом уборки урожая. Этот обряд пережил христианизацию и советскую секуляризацию и сохранил в Беларуси популярность до сегодняшнего дня. С 1996 года на государственном уровне Дожинки отмечаются как «Республиканский фестиваль- ярмарка работников села Дожинки», это событие республиканского значения.

Все эти обряды и праздники знают и современные белорусы.

Традиционная семейная обрядность белорусов являлась неотъемлемой частью народного быта, семейного уклада, духовной культуры народа, его миро - представления, этики и эстетики. Становление и функционирование этого сложного культурно-исторического явления было обусловлено закономерностями социально-исторического развития и этнической традицией. Семейные обычаи и обряды объединяли семью, служили своеобразным механизмом для передачи этнических традиций, морально-этических норм и принципов от старших к младшим. Они помогали каждой отдельной семье отметить такие радостные и важные события как рождение ребёнка, свадьба, новоселье, или снять эмоционально-психическое напряжение в случае смерти близких людей.

Вместе с тем, традиционная семейная обрядность белорусов предусматривала обычаи и обрядовые действия, которые должны были укрепить отношения с соседями, родственниками, друзьями, установить добрые связи между ними и поднять престиж семьи. Знание и детальное выполнение традиционных семейных обычаев и обрядов играло немаловажную роль в формировании мнения односельчан о семье. Это мнение передавалось из поколения в поколение и конечно отражалось на судьбе детей, внуков и правнуков. Кроме того в народе верили, что выполнение всех обрядовых действий влияет на дальнейшую судьбу ребёнка, молодую пару, богатство семьи, её здоровье и благосостояние.

В конце XIX - начале XX вв. общий комплекс семейных обычаев и обрядов белорусов оставался довольно консервативной частью жизни народа. В нём вместе существовали, и магические приёмы, и рациональные элементы, и церковные компоненты.

Большое место в семейном быту белорусского народа в конце XIX - начале XX вв. занимали обычаи, обряды, поверья связанные с беременностью женщины и рождением ребёнка. В них сохранялись пережитки всех стадий развития человеческого общества и его религиозные верования, отражение многовековых народных медицинских знаний, миропредставления, моральные нормы и ценности. Комплекс традиционных обрядов и обычаев связанных с беременностью женщины и рождением ребёнка, состоял из трёх тесно связанных циклов: дородового, родового и послеродового. праздник обряд праздничный обычай

Забеременев, женщина начинала придерживаться определённых правил поведения, ибо, по народному убеждению, это обеспечивало в будущем благополучный исход родов, а также рождение полноценного ребёнка. Большинство обычаев и предписаний, которыми руководствовалась женщина в этот период, основывались на многолетних жизненных наблюдениях и отличались практическим смыслом. Беременная женщина старалась не поднимать и не носить тяжесть, не стягивать сильно юбку, во время полевых робот подвязывала живот полотенцем или платком, остерегаясь ударов. Она должна была больше двигаться, быть на свежем воздухе, чтобы роды прошли легче. Положительный народный опыт отражался и в запретах, которые охраняли женщину от испугов, от возможных психических и физических травм, хотя их объяснение не редко связывалось с магией. Роды, хотя и были привычным явлением в дореволюционной крестьянской семье, вносили волнение в повседневный уклад жизни. Важную роль во время родов и в послеродовый период играла повитуха, которая была в белорусской деревне и акушеркой, и детским врачом.

После родов роженицу навещали соседки, родственницы, подруги. Соблюдение этих обычаев строго контролировалось нормами обычного права. Были предусмотрены специальные правила поведения для гостей и для роженицы. Практический смысл обычаев проведывания («адведак», «вотведаў») заключался в том, что женщины приносили роженице и её семье высококалорийные продукты - яичницу, сыр, мед, различные каши, мучные изделия, масло, обязательно первые блюда, а также поздравляли, выслушивали, успокаивали её, что оказывало благоприятное психологическое воздействие. Имя ребенку, как правило, выбирал священник во время крещения. В крестьянском быту официальное наречение именем дополнялось различными народными обычаями, обрядами, представлениями. Большое значение в белорусской деревне в конце XIX - начале XX в. придавалось выбору кумовьев (крестного отца и крестной матери новорожденного), которые исполняли в первую очередь опекунские функции по отношению к ребенку. В кумовья приглашали как родственников, так и соседей. Кумовья обычно помогали друг другу в выполнении сельскохозяйственных работ, вместе отмечали праздники и важнейшие события жизни. Кумовьев старались не менять и при крещении других детей, хотя жизнь вносила в это правило коррективы. Так, в случае смерти предыдущих детей повсеместно на территории Белоруссии, был распространен обычай приглашать в кумовья первых встречных, случайных людей.

Из семейных обрядов наиболее красочным была и остаётся свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали посад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая и др. Традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе Белорусов. Многие из семейных обрядов видоизменились в современной Беларуси, значение некоторых уже забыто, но тем не менее основные из них люди стараются исполнять.

Обряды и праздники, которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ, который здесь живет. В нашей стране чтят традицию каждый год отмечать День Победы и День независимости Республики Беларусь, а также Рождество и Пасху и др., и я считаю, что это наша национальная обязанность передавать из поколения в поколение память об этих ПРАЗДНИКАХ. Бережное и почтительное отношение к своим предкам, к своим истокам заставляет современных белорусов придерживаться тех или иных правил. Я уверен, что каждый житель нашей страны обязан знать, помнить и чтить историю Беларуси, а также её обычаи, традиции и праздники.

Список литературы

  • 1. С.Панов/ История Беларуси. Билеты 11класс.
  • 2. В.К.Соколова/ Весеннее - летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов - 1979г.
  • 3. А.И.Доманская/ Дожинки по - белоруски: от ритуала к карнавалу - 2013г.
  • 4. А.В. Титовец / Традиционная культура белорусов во времени и
  • 5. Е.Ф.Фурсова и др. пространстве - 2013г.