Аппликации зайчика из разных материалов. Аппликация «Зайка»

МОУ «Школа № 97 г. Донецка»

Коваленко Т.В.

Тема : Аппликация «Зайчик»

Класс: 1

Уровень: базовый

Тип урока: традиционный

Вид урока: творческая работа

Цель : изготовить аппликацию «Зайчик».

Задачи : Обучающие:

    закрепить умения разметки по шаблону;

    закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

Развивающие:

    развивать моторику пальцев;

    развивать навыки и умения ручного труда;

    развивать фантазию, мышление учащихся;

    развивать умения экономно пользоваться бумагой.

Воспитывающие:

    воспитывать бережливость;

    воспитывать уважительное отношение к близким людям;

    воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Используемые методы и приемы: метод эмоционального стимулирования; метод иллюстраций и самоконтроля; дедуктивный и практический методы.

Оборудование:

    на доске – конверт (в конверте: изображение Снеговика, загадки, готовая модель «Зайчик», слово СНЕГОВИК);

    шаблоны деталей, альбомный лист, цветной картон;

    ножницы, клей-карандаш, салфетка;

    простой карандаш, ластик, цветные карандаши;

Ход урока

I Организационный момент

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Урок труда – урок искусства, урок добра и доброты.

А … (дети хором читают с доски):

Добро творить – себя веселить.

II Подготовительная работа

    Эмоциональный настрой.

Ребята, сегодня я получила письмо с заданием: отгадайте загадку:

Белый пух валит с небес, он накрыл весь голый лес.

Дети пух тот собирали, вставили уголёк, морковь:

Жил он посреди двора, где играет детвора.

Но от солнечных лучей превратился он в ручей. Снеговик.

В гостях у нас Снеговик. Приложение: рисунок 1.

2. Проверка рабочего места, инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

Какие инструменты и материалы нам понадобятся на уроке, вы узнаете, отгадав загадки от Снеговика.

1. Не похож на человечка, но имеет он сердечко,

И работе круглый год он сердечно отдаёт. Карандаш.

2. На мне можно написать, на мне можно рисовать.

На мне можно разукрашивать, меня можно вырезать. Альбомный лист.

3. Жил-был в бумажном царстве очень важный дед.

Считал себя он прочным, а значит самым главным

И очень-очень твёрдым из всех бумаг во век. Картон.

4. Инструмент бывалый – не большой, не малый.

У него полно забот: он режет и стрижёт. Ножницы.

5. Смогу соединить картон с бумагой, соединить два листа. Клей.

6. Хоть я не прачка, друзья, стираю старательно я. Ластик.

7. Жмутся в узеньком домишке разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю – где была пустота,

Там, глядишь – красота! Цветные карандаши.

А теперь вспомним с вами правила безопасности при работе с ножницами, с клеем.

Правила безопасной работы с ножницами:

    Не держи ножницы концами вверх.

    Не оставляй ножницы в открытом виде.

    Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

    При работе следи за пальцами руки.

    При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

Правила безопасной работы с клеем:

    Не допускать попадания клея в глаза.

    Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.

    После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

III Изучение нового материала

1. Послушайте загадку от Снеговика. О ком она?

Зверь лесной встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы – уши больше головы. Заяц.

2. Работа по атласу-определителю.

Ребята, Снеговик желает узнать, что может рассказать о себе заяц.

Откроем с. 197 прочитаем информацию о зайце.

3. Про какого зайца загадка, беляка или русака?

Зимой белый, летом серый. Заяц-беляк.

Сегодня у нас аппликация «Зайчик» (учитель показывает готовую поделку).

Вам нравится? Приложение: рисунок 2.

Как вы думаете, какое настроение у зайчика? (Весёлое, радостное, счастливое.)

Почему вы так решили? (У зайца на лице улыбка.)

IV Физминутка

Раз – подняться на носки и улыбнуться!

Два – руки вверх и потянуться!

Три – согнуться, разогнуться.

Четыре – поглубже всем вздохнуть.

Пять – на пояс руки ставим.

Шесть – поворот вправо.

Семь – поворот влево.

Восемь – присядем.

Девять – и урок наш продолжаем.

V Выполнение практической работы

1. Анализ поделки.

Какого цвета картон мы выберем? (По желанию.)

Каким материалом для работы мы воспользуемся, чтобы зайчик у нас был белым цветом? (Мы возьмём альбомный лист.)

Из каких деталей состоит зайчик? (Зайчик состоит из туловища, головы, ушей.)

2. Ход выполнения работы.

1. Обвести шаблоны на альбомном листе, вырезать.

2. Распределить аппликацию на картоне и приклеить.

3. Оформить черты лица зайчика. Ребята самостоятельно решают, какие будут глаза, нос, рот у зайца.

Посмотрите на свою аппликацию. У вас получились очень интересные «Зайчики». Попросим ребят выйти к доске и показать свою работу. Молодцы!

А как вы думаете, как можно использовать аппликацию «Зайчик»? (Подарить родным, близким людям.)

А зачем дарить?

VI Игра «Найти слово в слове».

На доске слово «СНЕГОВИК».

Снеговик прислал игру «Найти слово в слове» (Снег, сок, сон, кино.)

VII Итог урока

1. Рефлексия.

Что особенно понравилось на уроке? Почему?

Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?

Что вызвало затруднение? Почему?

2. Выставка работ.

Приложение: рисунок 3.

3. Уборка рабочего места.

Ребята. Приводим рабочее место в порядок.

Урок окончен. Всем спасибо.

Приложение

Рисунок 1 Рисунок 2

Литература:

1. Сборник загадок: пособие для учителя / М.Т.Карпенко. – М.: Просвещение,

2. И учёба, и игра: природоведение: пособие для родителей и педагогов /

Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1998.

3. Трудовое обучение. 1 класс: поурочные планы по учебнику

Т.М.Геронимус «Маленький мастер2 / Н.А.Тараканова. – Волгоград.

Один из любимых лесных зверей, герой многих сказок - зайчик. Детей порадует аппликация «Зайчик» в разных вариациях. Самые простые поделки получаются симпатичными, и не требуют больших трудозатрат воспитателя или родителей.

О возрасте мастеров

Все работы, здесь описанные, по плечу детям, начиная со средней группы детского сада. Разной может быть только доля участия взрослого - воспитателя или родителя, сложность композиции и размах фантазии мастера. Следует отметить, что подобные простые аппликации могут заинтересовать не только детей, но и взрослых творцов. Они могут превратиться в открытку или предмет дизайна ручной работы.

Аппликация из ватных дисков

Самая простая по изготовлению работа - аппликация «Зайчик» из ватных дисков. Для изготовления потребуется лишь четыре ватных диска, два из которых превратятся в уши, лапы и бант, а два станут туловищем и головой.

Сначала выберем фон. Так как зайчик будет белым, то разместить его нужно на контрастной по цвету бумаге. Красиво смотрится бархатный фон зеленого, синего или фиолетового цвета, если бархатной бумаги под рукой не оказалось, можно взять просто цветной картон или плотную цветную бумагу аналогичных цветов. Так как зайцы будут белого цвета, то более правдоподобно будет выглядеть зимний фон.

Теперь берем складываем его пополам и вырезаем по дуге детали, похожие по форме на лапы. Оставшуюся серединку диска используем на бант. Другой диск снова складываем пополам и вырезаем похожую фигурку, но чуть потоньше - это заячьи уши. Серединку диска перегибаем еще раз пополам, как показано на рисунке и разрезаем - это две лапы. Теперь размещаем все заготовки на листе бумаги, если нужно передвигаем и можно приклеивать. Сделать это легко и безопасно можно с помощью клея ПВА. Добавим из маленьких кусочков цветной бумаги глаза и нос.

Из оранжевой бумаги вырезаем треугольник, по форме похожий на морковку, чуть скругляем углы. Добавим чуточку зеленой ботвы. Наш овощ готов. Вручаем его зайцу в лапы. Получилась симпатичная картинка. Если вставить в рамку и обыграть надписью, снегом, или другими интересными элементами получится настоящий подарок к празднику.

Аппликация из бумаги «Зайчик» легко может быть выполнена по этой же схеме, но придется потратить чуть больше времени на заготовки. Зато здесь можно по своему усмотрению изменять размер фигурки зайца.

Аппликация "Зайчик" в средней группе детского сада получается замечательно, так как она самая простая из предложенных вариантов. Остальные работы требуют большей усидчивости и поддержки взрослого.

Дети постарше любят фантазировать, и уже сами с помощью ватных дисков могут складывать разные фигурки для изготовления аппликации. На фотографиях приведены несколько таких примеров.

Аппликация из кругов разного диаметра

Можно соорудить и более сложные портреты лесного симпатяги. Например, аппликация «Зайчик» из кругов разного диаметра потребует больше трудозатрат на заготовку шаблонов. Здесь нам понадобятся круги трех диаметров: возьмем 3-2-1 см. Большой круг вырезаем один - туловище, средних три - голова, уши, нога и маленьких три - на мордочку, хвост и лапу.

Два круга среднего размера разрезаем пополам. Одна часть - лишняя, все остальное идет в дело.

Выбираем фон для картинки и выкладываем заготовки в соответствии с рисунком. Корректируем размещение и приклеиваем все, кроме лапы.

Морковку изготавливаем по описанной в первой поделке схеме. Она разместится под лапкой у зайца. Лапу с морковкой приклеиваем в последнюю очередь. Добавим тонкие ниточки усов. Здесь вряд ли обойдется без помощи воспитателя или мамы.

На рисунке, и на готовой аппликации «Зайчик» явно заметна большая разница. Чем младше наш творец, тем менее похожи результаты на схему. Но картинка все равно выйдет милая.

Аппликация из заготовок овальной формы

Можно придумать множество вариантов более вольных по формам композиций, при этом они усложняются только в подготовительной части, той, что касается взрослых, а именно, заготовки шаблонов.

Очень интересная и несложная композиция получается из ватных дисков, слегка подрезанных в овальную форму. Но эта работа, пожалуй, больше подойдет для изготовления в домашней мастерской, так как имеет много деталей сборки.

Неожиданно красиво будет смотреться черный фон для нашей аппликации.

Нам понадобиться 4-5 ватных дисков для самого зайчика и сугробов. Цветная бумага для изготовления других деталей.

Сначала готовим ватные диски. Один обрезаем чуточку, придавая ему слегка овальную форму - это туловище. Диск для головы обрезаем больше, чтобы получить овал более вытянутый.

Еще один диск превращаем в уши, перегнув его пополам и отрезав по прямой неширокий сектор. Оставшуюся часть превращаем в лапы, разрезав на две половинки слегка скруглив углы.

Не спешите выбрасывать мелкие обрезки дисков. Они станут снегом на картинке.

Пара следующих дисков, разрезанных пополам, превратятся в сугробы, но с этим будем разбираться чуть позже.

Следующий элемент нашей картинки, аппликация морковка для зайчика. Здесь нет никаких новых конструкций. Все тот же вытянутый треугольник оранжевого цвета со слегка скругленными краями по нижнему основанию, и пучок зеленых листьев произвольной формы из соответствующей бумаги.

Еще нам понадобится заячья лапка свето-голубого или серого цвета - это круг диаметром примерно полтора сантиметра.

Осталось сделать две горошины - одну для глаза, другую для носа. Диаметр горошин 0,5-0,7 см.

Аппликация "Елочка"

Теперь нужно взять полоску зеленой бумаги для изготовления Складываем полоску на глаз, перегнув 4-5 раз, вырезаем слегка вытянутые треугольники. Один чуточку уменьшаем, подрезав, он будет макушкой. При сборке лесной красавицы не стоит слишком выравнивать ее составные части, дерево слегка неправильной формы смотрится интереснее.

Заготовки готовы. Осталось только разместить их на листе бумаги. Здесь можно позволить малышу либо размещать фигурки по готовой схеме, а можно разрешить разгуляться фантазии, лишь подсказывая назначение деталей.

После того как картина собрана, можно приклеить элементы на свои места, воспользовавшись все тем же клеем ПВА.

Картина будет выглядеть более завершенной, если мы расположим ее на светлом, большего объема листе или сделаем рамку-паспарту другим способом.

Немного фантазии

Еще несколько простых фантазий по теме аппликация "Зайчик из цветной бумаги" можно увидеть на картинках представленных ниже. Все работы выполнены детьми под руководством взрослых - воспитателей, руководителей кружка, родителей.

Аппликация «Морковка»

Аппликация морковка для зайчика может быть выполнена другим способом. Это будет морковка кармашек. В него можно спрятать записки с пожеланиями, например, или маленький сувенир, типа наклеек, которые часто собирают дети. Понадобится круг, подходящий по цвету бумаги. Разрежем его пополам. Морковка выйдет из каждой половинки. Теперь перегнем полукруг, согнув на три равные части, и склеим кармашек.

Можно нарисовать на морковке черные вкрапления или наклеить кусочки черной нити, чтобы сделать плод более объемным.

Из круга зеленой бумаги сворачиваем листья, сначала перегнув его пополам. Кладем полученный полукруг изгибом к себе. Правой рукой сгибаем небольшую часть полукруга на себя, так чтобы она легла на основную часть. Слева делаем загиб в другую сторону, так, чтобы хвостик загиба выглядывал из-за основной части. Угол основания, полученный после сгиба, приклеиваем к бумаге, потом на нее клеим саму морковку.

В результате получается морковка-кармашек. Таких кармашков можно сделать несколько. Все дети знают, что морковка - заячья мечта, чем она лучше, тем больше радуется зайка. Такая морковка может быть дополнением к любой из предложенных аппликаций «Зайчик», а может стать и самостоятельной поделкой.

Напутственное слово творцам

Здесь были рассмотрены лишь несколько вариантов самых простых аппликаций, которые можно превратить в замечательные картины, сделанные в подарок родителям в детском саду или дома, развернув мастерскую «Умелые руки». Смелее включайте фантазию, добавляйте в картины дополнительные элементы и надписи, и тогда они превратятся в настоящие авторские подарки.

Ирина Драганова

Если у вас есть всего 15 минут времени, не больше, вы можете с детьми сделать небольшую коллективную работу "Зимний забавный зайчишка ".

Цель :

1. Учить детей выполнять объемную аппликацию из салфеток и ваты .

2. Учить детей обрывать салфетку , сминать каждый кусочек и скатывать его в комок.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук

4. Развивать у детей творческое воображение

Материал :

Цветной картон, заготовка зайца из белой бумаги, бархатная бумага черного цвета (для заячьих усов, салфетки белого цвета, вата, клей ПВА.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте про кого она!

Целый день в кустах дрожит,

Чуть спугнули - прочь бежит.

Небольшой имеет рост

И совсем короткий хвост.

Летом сер, зимою бел

Чтоб никто его не съел.

Дети : Заяц!

Воспитатель : Правильно! Сегодня мы с вами сделаем зимнего забавного зайчишку .

У вас на столе лежат салфетки. Берем их, отрываем маленькие кусочки, затем сминаем каждый кусочек и скатываем в комочки круглой формы.

Дети работают с салфетками по инструкции.

Воспитатель : А пока вы скатываете, я вам почитаю стишок про зайку :

В лесу недолго до беды,

Но заяц - не простак.

Умей запутывать следы -

Туда – сюда петляет след,

Вперед, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет – прыг- скок!

А теперь сделанные вами комочки давайте приклеим на вот эту заготовку : контур зайца из бумаги. Намазываем заготовку клеем и теперь каждый комочек из салфетки приклеиваем на силуэт зайца, прижимая плотно друг к другу.

Дети : приклеивают комочки на заготовку (исключая хвостик, середину ушей и мордочку) .

Воспитатель : А мордочку, хвостик и серединку ушей мы сделаем пушистыми - из ваты.

Дети : начинают «растаскивать» кусочки ваты, приклеивают вату на мордочку, хвостик, ушки.

Воспитатель : Посмотрите, какой у нас получился зайчишка! А что еще ему не хватает?

Дети : у него нет усов.

Правильно! Давайте приклеим усы и брови, которые я вырезала специально для зайчика из черной бархатной бумаги!

Воспитатель рисует зайцу рот красным фломастером!

Вот теперь наш зайчик готов! Посмотрите, какой у нас с вами получился зимний , забавный зайчишка !

Вот какой забавный зайка !

Ты нас не бойся, побегайка.

На макушке- длинные ушки,

Белая спинка, мягкий животик,

А сзади у зайки – пушистенький хвостик!

Тебя не будем обижать,

Будем с зайчиком играть!

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4

КОНСПЕКТ УРОКА

1 класса

по технологии

по теме: «Аппликация из бумаги - Зайчик».

Выполнила:

студентка 33 группы

(специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»)

Матысюк Инна

Ульяновск, 2014

Тема: Аппликация «Зайчик»
Класс: 1
Уровень: базовый
Тип урока: традиционный
Вид урока: творческая работа
Цель: изготовить аппликацию «Зайчик».
Задачи: Обучающие:
закрепить умения разметки по шаблону;
закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
Развивающие:
развивать моторику пальцев;
развивать навыки и умения ручного труда;
развивать фантазию, мышление учащихся;
развивать умения экономно пользоваться бумагой.
Воспитывающие:
воспитывать бережливость;
воспитывать уважительное отношение к близким людям;
воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Используемые методы и приемы: метод эмоционального стимулирования; метод иллюстраций и самоконтроля; дедуктивный и практический методы.
Оборудование:
на доске – конверт (в конверте: изображение Снеговика, загадки, готовая модель «Зайчик», слово СНЕГОВИК);
шаблоны деталей, альбомный лист, цветной картон;
ножницы, клей-карандаш, салфетка;
простой карандаш, ластик, цветные карандаши;

Обоснование актуальности данной работы
Очень важно в детях пробудить желание самостоятельно, своими руками сделать что-нибудь красивое и необычное в подарок. Изготовление аппликации «Зайчик» является средством воспитания у детей эстетического вкуса, терпения, аккуратности, любви к животным. У учащихся развивается мелкая моторика рук, воображение, мышление.
Ожидаемый результат
Ребята сделают своими руками симпатичную аппликацию «Зайчик» так, что результат принесёт радость и удовлетворение. Каждый учащиеся проявит свою творческую способность.

Место темы урока в предметной учебной программе
Урок № 23 по теме «Аппликация «Зайчик»», согласно тематическому планированию, составленного по программе «Художественный труд», 1 класс, авторы: Т.Я.Шпикалова, Е.В.Алексеенко и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл., 2 часть/ [Е.В.Алексеенко, Л.П.Анастасова и др.] – 3-е изд. М.: Просвещение, 2009, с. 61

Ход урока
I Организационный момент


Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Урок труда – урок искусства, урок добра и доброты.
А … (дети хором читают с доски):
Добро творить – себя веселить.

II Подготовительная работа
1. Эмоциональный настрой.
Ребята, сегодня я получила письмо с заданием: отгадайте загадку:
Белый пух валит с небес, он накрыл весь голый лес.
Дети пух тот собирали, вставили уголёк, морковь:
Жил он посреди двора, где играет детвора.
Но от солнечных лучей превратился он в ручей. Снеговик.
В гостях у нас Снеговик. Приложение: рисунок 1.
2. Проверка рабочего места, инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
Какие инструменты и материалы нам понадобятся на уроке, вы узнаете, отгадав загадки от Снеговика.
1. Не похож на человечка, но имеет он сердечко,
И работе круглый год он сердечно отдаёт. Карандаш.
2. На мне можно написать, на мне можно рисовать.
На мне можно разукрашивать, меня можно вырезать. Альбомный лист.
3. Жил-был в бумажном царстве очень важный дед.
Считал себя он прочным, а значит самым главным
И очень-очень твёрдым из всех бумаг во век. Картон.
4. Инструмент бывалый – не большой, не малый.
У него полно забот: он режет и стрижёт. Ножницы.


5. Смогу соединить картон с бумагой, соединить два листа. Клей.
6. Хоть я не прачка, друзья, стираю старательно я. Ластик.
7. Жмутся в узеньком домишке разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю – где была пустота,
Там, глядишь – красота! Цветные карандаши.
Молодцы!
А теперь вспомним с вами правила безопасности при работе с ножницами, с клеем.
Правила безопасной работы с ножницами:
1. Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4. При работе следи за пальцами руки.
5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
Правила безопасной работы с клеем:
1. Не допускать попадания клея в глаза.
2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.
3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

III Изучение нового материала

Послушайте загадку от Снеговика. О ком она?
Зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы. Заяц.
2. Работа по атласу-определителю.
Ребята, Снеговик желает узнать, что может рассказать о себе заяц.
Откроем с. 197 прочитаем информацию о зайце.
3. Про какого зайца загадка, беляка или русака?
Зимой белый, летом серый. Заяц-беляк.
Сегодня у нас аппликация «Зайчик» (учитель показывает готовую поделку).
Вам нравится? Приложение: рисунок 2.
Как вы думаете, какое настроение у зайчика? (Весёлое, радостное, счастливое.)
Почему вы так решили? (У зайца на лице улыбка.)

IV Физминутка


Раз – подняться на носки и улыбнуться!
Два – руки вверх и потянуться!
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – поглубже всем вздохнуть.
Пять – на пояс руки ставим.
Шесть – поворот вправо.
Семь – поворот влево.
Восемь – присядем.
Девять – и урок наш продолжаем.


V Выполнение практической работы


1. Анализ поделки.
- Какого цвета картон мы выберем? (По желанию.)
- Каким материалом для работы мы воспользуемся, чтобы зайчик у нас был белым цветом? (Мы возьмём альбомный лист.)
- Из каких деталей состоит зайчик? (Зайчик состоит из туловища, головы, ушей.)
2. Ход выполнения работы.
1. Обвести шаблоны на альбомном листе, вырезать.
2. Распределить аппликацию на картоне и приклеить.
3. Оформить черты лица зайчика. Ребята самостоятельно решают, какие будут глаза, нос, рот у зайца.
3. Апробация.
Посмотрите на свою аппликацию. У вас получились очень интересные «Зайчики». Попросим ребят выйти к доске и показать свою работу. Молодцы!
- А как вы думаете, как можно использовать аппликацию «Зайчик»? (Подарить родным, близким людям.)
- А зачем дарить?
VI Игра «Найти слово в слове».
На доске слово «СНЕГОВИК».
Снеговик прислал игру «Найти слово в слове» (Снег, сок, сон, кино.)
Молодцы!


VII Итог урока
1. Рефлексия.
Что особенно понравилось на уроке? Почему?
Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?
Что вызвало затруднение? Почему?
2. Выставка работ.
Приложение: рисунок 3.
3. Уборка рабочего места.
Ребята. Приводим рабочее место в порядок.
Урок окончен. Всем спасибо.

Приложение 1.

Приложение 2.

Для успешного разностороннего развития ребёнка большое значение имеет деятельность по развитию мелкой моторики рук. Одним из видов такой деятельности являются аппликации из цветной бумаги, шаблоны для которых разработаны методистами с учётом особенностей возрастных групп дошкольников.

Важно, чтобы сложность задания соответствовала возрасту ребёнка, чтобы занятия проводились систематически, постепенно усложняясь, и проходили под наблюдением и при помощи взрослых.

В чем польза аппликаций по шаблону для развития

Аппликации из бумаги – творческий процесс, благодаря которому дети познают окружающий мир и приобретают множество навыков. Кроме развития мелкой моторики рук, это координация движений, изучение цветов и их сочетаний, понятие о композиции, знакомство с различными материалами и фактурами, развитие наблюдательности, воображения и фантазии.

Работа над аппликацией в коллективе способствует организованности, выдержке, аккуратности. Необходимо отметить также развитие пространственного воображения: занимаясь аппликацией, дети создают целое из нескольких составляющих и, наоборот, учатся делить целое на части.

Учёными доказано, что в коре головного мозга центр, отвечающий за мелкую моторику, расположен рядом с речевым центром и способствует развитию речевых навыков.

Виды аппликаций по шаблону

Различают три основных вида аппликации:

  • предметная – вырезанные части имеют простую, чёткую форму и пропорции, создаётся образ, не связанный с каким-либо сюжетом;
  • сюжетно-тематическая – соответствие определённому сюжету (взятому из сказки или придуманному самостоятельно);
  • декоративная – украшение открыток, рамок фото узорами из геометрических фигур.

Простые аппликации для детей 2-3 лет

Простыми аппликациями из цветной бумаги с помощью шаблонов можно заниматься с 2-х лет. Однако некоторые специалисты полагают, что посильные задания могут выполнять и дети с 1 года.

Начальные занятия представляют собой приклеивание кусочков бумаги на лист в произвольном виде. На этом этапе ребёнок должен уяснить и запомнить основные действия: намазать, перевернуть, приложить, пригладить. Малышей пока привлекает сам процесс, стремиться к результату они будут потом.

На второй ступени сложности используются шаблоны. Ребёнок должен разместить элементы тоже хаотично, но в пределах контура, при этом возникает определённый образ.


Шаблон аппликации с цветной бумаги «Ёжик»

Шаблон – это схематичное изображение будущей картинки, нарисованное или распечатанное на принтере. Несложными шаблонами для аппликаций из цветной бумаги могут служить, например, ёлка с шарами, дерево с яблоками и другие.

Для такой работы нужно подготовить элементы: шары, яблоки и т. д. Ребёнок должен сам определить, как расположить их на шаблонах.


Шаблон аппликации «Пальма»
Шаблон аппликации «Цветочек»

Для маленьких детей будет интересным выполнение несложной обрывной аппликации. Малыш наблюдает, как взрослый рвёт бумагу на длинные полоски, затем сам рвёт их на клочки. Этими кусочками нужно заполнить контур.

Если ребёнок захочет сам разорвать бумагу, то из этих неровных, неловких полосок тоже можно составить аппликацию, например, травку. Муравьи рисуются с помощью пальчиковых красок.

Далее задание усложняется: нужно попасть элементом на конкретное место шаблона или нарисованного контура. Так, с помощью вырезанных кружочков, выполняется изображение гусеницы. На данном этапе детей интересует уже не только процесс, но и результат.

При изготовлении аппликаций из цветной бумаги с применением шаблонов и контуров с детьми до 3-х лет используются приготовленные вырезанные элементы.

Трёхлетнему ребёнку можно уже прививать навыки работы с ножницами с закруглёнными концами.

При этом необходимо объяснить, как правильно держать ножницы и бумагу, чтобы не пораниться. Начинать нужно с прямых разрезов, затем отработать изгибы и закругления.

В этом возрасте дети уже способны создавать несложные сюжетные картинки. Наклеенные на шаблон элементы позволяют создать конкретный образ.

Фоном для аппликации может быть нанесённый контур с частично нарисованными элементами. К примеру, шаблонный аквариум с водорослями и камнями на дне дети могут заселить обитателями: рыбками, медузами и т. д.

Интересным занятием может быть соединение и склеивание разрезанной картинки. Если ребёнок справляется с таким заданием легко, рекомендуется его усложнить: к зонтику добавить дождинки, к домику с присоединённой крышей приклеить окна. Такие занятия развивают фантазию, наблюдательность, чувство пропорции.

Аппликации для детей 4-5 лет

В этом возрасте аппликации из цветной бумаги и шаблоны для них становятся сложнее. Подготавливая, совместно со взрослым, элементы для будущей картинки, ребёнок проявляет больше самостоятельности: вырезает, подбирает цвета и, таким образом, получает понятие о композиции.

Такая деятельность развивает логическое мышление, позволяет проявить творческие задатки.

Для детей 4-5 лет увлекательным занятием является изготовление открыток, которые они затем дарят родителям и друзьям.

Основа складывается пополам и внутри открытки наклеиваются элементы, образующие сюжетную картинку.

Шаблоны, разработанные специалистами, являются лишь примерами, указывающими направление работы.

Родители и воспитатели могут вносить свои идеи. Например, использование в аппликации вырезанного контура ладошки малыша, – такие картинки вызывают у детей изумление и восторг.


Аппликации с ладошкой

Техника аппликации из одних кружочков раскрывает для ребёнка взаимосвязь частей и целого.

Развивая творческое воображение ребёнка, следует показать ему различные приёмы работы с бумагой: например, сложить её в виде гармошки. Для такой картинки нужно подготовить основу, нанести контуры. Усложняется и процесс приклеивания.

Сложные аппликации для детей 6-7 лет

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже обладают определёнными навыками.

Занятия аппликацией из цветной бумаги с использованием шаблонов в этот период помогают дальнейшему развитию мелкой моторики, мышления, памяти и концентрации, вырабатывается умение планировать свою деятельность.

Важным обстоятельством является и то, что ребёнок предвидит конечный результат своей работы.

В этом возрасте у детей закрепляется навык вырезания отдельных деталей и цельных силуэтов, симметричных элементов из сложенной пополам бумаги, а также умение создавать композиции и правильно располагать на основе отдельные их части.

На этом этапе дети изучают сочетания цветов, анализируют и сопоставляют детали. Становится разнообразной и фактура материала: кроме обычной цветной бумаги, используется крепированная («жатая»), мелированная (глянцевая), фактурная (с тиснением или имитирующая бархат), фольгированная.

В этот период можно переходить к объёмным симметричным композициям.

Для выполнения такого задания шаблоны (облака, воздушные шары) вырезаются обычным способом. Далее два одинаковых шаблона сгибаются по центру и скрепляются вместе (можно сшить). Подготовленные элементы наклеиваются на основу.

Для изготовления объёмной птички шаблон сгибается пополам и склеивается, кроме крылышек, которые сгибаются по пунктирной линии.

Полученный результат можно наклеить одной стороной и крылом на основу (в виде аппликации) или превратить в поделку, привязав на нитку и подвесив на веточку.

Усвоив на предыдущих этапах азы композиции, дети 6-7 лет способны создавать целые картины – пейзажи, натюрморты, используя готовые шаблоны для аппликаций из цветной бумаги или изготавливая их с помощью воспитателя или родителей.


Аппликации с использованием одноразовой тарелки

Одноразовые тарелки являются удобным материалом, с помощью которых можно создавать оригинальные и красивые композиции. Изготовленные из полистирола или картона, разного цвета, с различным тиснёным рисунком, они могут быть как основой для аппликации, так и элементами для неё.

К изготовлению аппликаций из цветной бумаги на одноразовой тарелке с помощью шаблонов можно привлекать детей с младшего возраста. На подготовленном цветном фоне дети располагают несложные элементы в виде узора.

Усложнённый вариант – использование для фона двух или нескольких цветов и более сложные элементы. Дети 6- 7 лет составляют уже тематические композиции на тарелках или используют их как материал для отдельных элементов.

Примеры постепенно усложняющихся аппликаций на тарелках:

Комбинированные аппликации

Выполняя аппликации из цветной бумаги, шаблоны можно разнообразить, комбинируя различные материалы.

Аппликации из крупы

Таким видом аппликаций можно заниматься даже с маленькими детьми. Алгоритм работы следующий: взрослый наносит клей на заготовленный рисунок, ребёнок сыплет на него крупу и слегка придавливает пальчиком.

Оставшиеся не приклеенными крупинки нужно стряхнуть. Такое занятие воспитывает у ребёнка внимательность и аккуратность.

Дети постарше могут использовать разные виды круп. При этом клей наносится поочерёдно на отдельные участки. Для красочности картинки рекомендуется предварительно подкрасить крупу гуашью в разные цвета. В качестве шаблона можно взять собственный рисунок ребёнка, это стимулирует его, вызывает вдохновение.

Аппликации из пуговиц

Для выполнения такой аппликации необходима предварительная подготовка. Изучив рисунок и выбрав цвета, ребёнок, с помощью взрослых, подбирает подходящие по цвету и размеру пуговицы. Затем следует разложить их на рисунке, чтобы представить желаемый результат, и приступить к наклеиванию.

Для младших детей, не владеющих пока нужными навыками, можно нанести рисунок по шаблону на слой пластилина – ребёнок будет прикреплять пуговицы вдавливанием. Такая техника применима и при работе с крупами.

Для комбинированных аппликаций используется также вата, салфетки, яичная скорлупа, природные материалы – листья, лепестки, семена и многое другое.

Многослойные аппликации

Многослойные (накладные) аппликации из цветной бумаги или других материалов выполняются с помощью разработанных или изготовленных самостоятельно шаблонов.

Такая работа развивает пространственное воображение, воспитывает эстетический вкус. Выполняются они из бумаги, ткани, кожи, фетра – главное, чтобы края материала не осыпались.

Многослойные аппликации, как и другие разновидности, бывают разной степени сложности. Для маленьких это простое наклеивание деталей друг на друга. Закрепляя элементы только с одного края, можно создать эффект объёмности.

Более сложные аппликации характеризуются большим количеством деталей, для их изготовления требуются хорошие навыки работы с ножницами, чувство пропорции и цвета.

Дети старшего возраста, с развитой мелкой моторикой рук, обладающие навыками изготовления сложных деталей, создают настоящие произведения искусства – необычные композиции и даже портреты. Особую красочность им придают светотеневые эффекты.

Многослойная аппликация – это уже по-настоящему творческий процесс, в котором проявляется фантазия и художественные способности ребёнка. Необходимо продумать образ, цветовую гамму, последовательность действия, поэтому такая работа подразумевает определённый уровень интеллекта.

Аппликации из кусочков

Аппликации из разрезанных или рваных кусочков цветной бумаги с использованием шаблонов – довольно простой вид, их могут выполнять даже маленькие дети. На лист-основу нужно нанести рисунок. Помимо готовых шаблонов можно использовать детские раскраски или придумать эскиз самостоятельно.

Изготовление элементов аппликации проводится совместно с ребёнком – маленькие дети с удовольствием рвут бумагу на кусочки. Если уже имеются навыки работы с ножницами, можно позволить эти элементы вырезать.

Важная деталь: чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть фрагменты.

Подобрав нужные цвета, можно приступить к наклеиванию. Клей наносится не на мелкие детали, а на шаблон, по участкам.

При занятии с малышами этот процесс осуществляется взрослым, дети более старшего возраста сами наносят клей кисточкой. Приклеивая кусочки бумаги, ребёнок должен точно попадать в контур.

Разновидностью аппликации из кусочков является торцевание. Эта техника довольно сложна, но детям 6-7 лет она вполне по силам, особенно при коллективной работе.

Для овладения техникой торцевания педагогам и родителям предлагаются мастер-классы по этой теме.

Аппликации осенней тематики

Яркие краски осени дают возможность создавать колоритные картинки осенней природы. Для аппликаций на эту тему используется как цветная бумага, так и природные материалы: разноцветные листья, лепестки поздних цветов, семена, колоски, веточки и другие предметы.

При изготовлении аппликаций на осеннюю тематику из цветной бумаги по шаблонам и в свободной композиции сохраняются основные атрибуты – вырезаются и раскрашиваются цветы, грибы, фрукты, жёлуди, силуэты деревьев. Обязательный компонент – осенние листья.

При работе с природным материалом нужно его подготовить. Собранные листья необходимо предварительно выровнять и высушить под прессом. Если листочку требуется придать какую-либо форму, то для этого используется свежий лист, который затем высушивается.

Для коллажей и мозаичных картин можно приготовить картонные шаблоны, на которые наклеиваются элементы.

Осенняя природа – благодатная почва для полёта детской фантазии. Аппликации из листьев, помещённые в рамку для фотографий, украсят любой интерьер.

Эффектным украшением будут и осенние фонари. Для этого стеклянный сосуд оклеивается снаружи разноцветными листьями (бумажными или природными), внутрь ставится небольшая свечка.

Аппликации зимней тематики

Для создания зимних и, в частности, новогодних аппликаций применяется любая из описанных техник, в зависимости от возраста детей.

Самым распространённым видом зимних аппликаций являются снежинки – это подвид аппликации силуэтного типа. Правильно складывать лист, обрезать край и острый уголок, делать надрезы рекомендуется сначала на обычной бумаге – так вырабатывается навык.

Кроме того, подвесками из таких снежинок украшают комнату. Тонкие, воздушные снежинки можно наклеить на окна и другие поверхности.

Для маленьких детей лучше подготовить шаблоны (круги с нанесённым контуром) и сделать обрывную снежинку из кусочков. Для плоских, объёмных, многослойных снежинок требуется заготовить схемы для вырезания.

Для изготовления традиционной ёлки малыши используют треугольники из зелёной бумаги, снеговик делается из белых кружков, воспитатель или родитель помогает дополнить аппликацию деталями.

Детям постарше можно предложить сделать ёлку из полосок бумаги или создать картинку зимнего леса с помощью шаблонов, используя мелкие бумажные кусочки или вату.

Ярко и объёмно смотрится ёлка из бумажных шариков. Для этого изготавливается шаблон и элементы из крепированной бумаги. Основной цвет – тёмно-зелёный, для гирлянды делаются разноцветные шарики.

Интересная аппликация с изображением зимних аксессуаров позволяет детям проявить творческую фантазию.

Украшением шапочки и варежек может служить любой орнамент, фигурки животных, зимние картинки, бисер или стразы.

Для имитации меха используется вата.

С помощью одноразовой тарелки можно сделать поделку-маску белого медвежонка. В тарелке вырезаются отверстия – глаза, поверхность оклеивается кусочками бумаги, для носа используется одноразовый стаканчик.

Старшие дошкольники и учащиеся младших классов способны под руководством взрослых создавать сложные зимние пейзажи с использованием смешанных техник.

Аппликации весенней тематики

Подснежники и ландыши, скворцы и цветущие деревья – эти признаки весны традиционно используются в детских аппликациях из цветной бумаги с применением шаблонов. Самые маленькие выполняют простые задания, располагая подготовленные элементы на контурах. Эти же образы можно усложнить, добавив картинки весенней природы.

Более сложные композиции – объёмные, многослойные, с большим количеством элементов – создают дети, обладающие навыками работы с клеем, ножницами, кисточкой и использующие разные техники.

Сирень в вазе из крупы, весенняя картина в технике рисования и аппликации – эти и множество других идей предлагают специалисты родителям и воспитателям для развивающих занятий с детьми.

Аппликация – это изобразительная деятельность. Добившись желаемого результата, ребёнок испытывает эстетическое удовольствие, тем самым приобщаясь к миру прекрасного, к миру искусства. Простой и доступный для детей способ создания художественных работ делает аппликацию одним из любимых видов развивающих занятий с детьми.