Анкета детей по патриотическому воспитанию. Анкеты для родителей детей по патриотическому врспитанию

  1. Патриотизм и как я его понимаю

Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны обучающихся.

Ход эксперимента: Учащимся предлагается написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю».

Обработка полученных данных

Письменные ответы учащихся анализируются по следующим аспектам патриотизма:

1) любовь к Родине,

2) осознание трудностей, недостатков в обществе,

3) готовность к самоотдаче,

4) патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов,

5) чувство национальной гордости,

6) отсутствие национализма и космополитизма,

7) интернациональный характер патриотизма.

Каждый из перечисленных семи показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со следующей шкалой:

1 балл – низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;

2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;

3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое;

4 балла – высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.

  1. «Отечество моё – Донбасс»

(на основе анкеты Д.В. Григорьева)

Сформированность личностных качеств гражданина-патриота

Инструкция по выполнению.

Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов.

На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической службой школы (практический психолог). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.

Цели анкетирования :

    определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;

    определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;

    определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.

I. Считаете ли вы себя патриотом?

1. Да;

2. Нет;

3. Частично;

4. Не знаю.

II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

1. Школа;

2. Родители;

3. Окружающие люди, друзья;

4. СМИ;

5. Органы власти;

6. Другое _____________.

III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________

IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;

2. Непримиримость к представителям других наций и народов;

3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;

4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;

5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;

7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;

8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;

9. Другое __________________.

IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

1. Нет желания;

2. Нет возможности;

3. Считаю это не актуальным.

V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.

1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).

2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.

активная деятельная жизнь __________

жизненная мудрость __________

здоровье (физическое и психическое) __________

интересная работа __________

красота природы и искусства __________

любовь (духовная и физическая) __________

материальное обеспечение жизни __________

наличие хороших и верных друзей __________

общественное признание __________

познание (образование, кругозор) __________

продуктивная жизнь __________

развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________

развлечения __________

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___

счастливая семейная жизнь __________

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,

человечества в целом) __________

творчество (возможность творческой деятельности) ________

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)

__________

аккуратность (чистоплотность) __________

воспитанность (хорошие манеры) __________

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___

жизнерадостность __________

исполнительность __________

независимость __________

непримиримость к недостаткам в себе и других __________

образованность __________

ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные

решения) __________

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения)

__________

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи,

привычки) __________

честность (правдивость, искренность) __________

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________

чуткость (заботливость) __________.

VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

1. Умение ценить настоящую дружбу;

2. Готовность помочь другу в трудную минуту;

3. Взаимопонимание;

4. Честность, порядочность, принципиальность;

5. Приятная внешность;

6. Хорошие манеры;

7. Умение модно одеваться;

8. Сила воли;

9. Смелость;

10. Решительность;

11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;

12. Интерес к политике;

13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;

14. Наличие денег на всякие расходы;

15. Способности.

VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:

1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.

2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VIII. Закончите предложения.

1. Каждый из нас верит…

2. Каждый из нас имеет…

3. Каждый из нас готов…

4. Подвиги героев заставили нас задуматься…

5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…

6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…

7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…

Анализ этого материала может стать хорошей темой для классного часа.

Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан Донеччины, наметить программу развития патриотических чувств.

    Оценка воспитанности учащихся 9-11 классов

Анкета

Показатель

Суждение

Балл

Самовоспитание

1. Стараюсь следить за своим внешним видом.

2. Я управляю собой, своим поведением, эмоциями.

3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других.

4. Умею организовывать свое время: смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни

Отношение к здоровью

5. Соблюдаю правила личной гигиены.

6. Стараюсь отказаться от вредных привычек.

7. Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).

8. Стараюсь правильно и регулярно питаться.

9. Соблюдаю режим дня

Патриотизм

10. С уважением отношусь к государственной символике.

11. Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа.

12. Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу.

13. Я осознаю гражданские права и обязанности.

14. Терпимо отношусь к людям другой национальности

Отношение к искусству

15. Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).

16. Умею находить прекрасное в жизни.

17. Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы).

18. Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни.

19. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством

Отношение к природе

20. Бережно отношусь к растительному миру.

21. Бережно отношусь к животному миру.

22. Стараюсь сохранять природу.

23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.).

24. Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.)

Адаптирован-ность

25. Прислушиваюсь к мнению старших.

26. Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей.

27. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими.

28. Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились.

29. Стремлюсь не ссориться с друзьями

Автономность

30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

31. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

32. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

34. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

Социальная активность

35. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

36. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

37. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

38. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

39. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца

Нравственность

40. Я умею прощать людей.

41. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

42. Мне нравится помогать другим.

43. Переживаю неприятности других как свои.

44. Стараюсь защищать тех, кого обижают

Социальная толерантность

45. Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение.

46. Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах.

47. Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше.

1. Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на пять.

2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей, соотнести с числом анкетируемых.

3. На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности:

4. Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале: 0-2 - низкий уровень; 2-3 - средний уровень; 3-4 - высокий уровень.

Уровень этической культуры обучающихся средних классов

(методика Н.П. Капустина)

Параметры оценки

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

    Любознательность:

Мне интересно учиться

Мне интересно находить ответы на

непонятные вопросы

Я всегда выполняю домашнее задание

Я стремлюсь получать хорошие отметки

    Прилежание:

Я старателен в учебе

Я внимателен

Я самостоятелен

Я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

Мне нравится самообслуживание в школе и дома

    Отношение к природе:

Я берегу землю

Я берегу растения

Я берегу животных

Я берегу природу

    Я и школа:

Я выполняю правила для учащихся

Я выполняю правила внутришкольной

Я добр в отношениях с людьми

Я участвую в делах класса и школы

Я справедлив в отношениях с людьми

    Прекрасное в моей жизни:

Я аккуратен и опрятен

Я соблюдаю культуру поведения

Я забочусь о здоровье

Я умею правильно распределять время

учебы и отдыха

У меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Ольга Гросс
Анкеты по патриотическому воспитанию, листы активности

Анкета для родителей по патриотическому воспитанию

1. Какие слова выражают любовь к Родине? ___

2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом ? ___

3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре? ___

4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит?___

5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? ___

6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? ___

Как на это реагирует ребенок? ___

7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье?___

8. Читаете ли Вы ребенку р. н. сказки? ___Как часто? ___

9. Кто чаще всего читает? ___ В какое время суток?___

10. Исполняете ли Вы в моменты общения с ребенком народные потешки? ___

11. Есть ли в Вашей родительской практике дидактические игры , которые знакомят с национальными обрядами и традициями?___

Если есть, то какие?___

12. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребенка ?

13. Знаете ли Вы пословицы о Родине? ___ Назовите их ___

14. Назовите Российскую символику? ___

15. Достаточно ли у Вас информации?___

16. Знаете ли Вы как рассказать детям о символах России?___

17. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать патриотические чувства у детей ? ___

18. Как часто Вы читаете детям такие произведения? ___

19. Какие произведения из русского народного творчества, Вы читали детям? ___

20. Какие народные праздники Вы знаете? ___

21. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических чувств ? ___

22. Хотите ли Вы участвовать в кружке народного промысла? ___

23. Хотели ли Вы участвовать в досуговых вечерах? ___ Почему?___

24. Прививаете ли Вы любовь к Родине у своего ребенка? Да. Нет. Почему? ___

25. Что такое русская семья? ___

26. Какая она? ___

27. Посещаете ли Вы с ребенком музеи? ___ Если да, то какие? ___

28. Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе? ___

Анкета для детей на тему «Я и мое село»

Фамилия и имя ребенка ___возраст___

1. Как называется село, в котором ты живешь? ___

2. Тебе нравится жить в своем селе? ___

3. Как ты думаешь, ты любишь своё село? ___

4. Ты считаешь свое село красивым? В чем его красота? ___

5. Что ты мог бы сделать (вместе с друзьями, родителями, чтобы твое село стало лучше? ___

6. Если бы к тебе в гости приехали друзья, что бы ты рассказал им о своем селе? ___

Анкета для детей на тему «Я и моя страна»

1. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие ещё страны ты знаешь? ___

2. Как ты думаешь, Россия – большая страна? ___

3. О каких городах нашей страны ты слышал? В каких городах бывал? ___

4. Если бы тебе предложили выбрать страну, которой хотел бы жить, какую бы ты выбрал? Почему? ___

5. Люди каких национальностей живут в России? Назови их.

6. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты можешь о них рассказать? ___

7. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему? ___

8. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности? ___

9. Ты любишь свою страну? Почему? ___

10. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять желания только для всей страны или своего села, какие бы три желания ты загадал? ___

Анкета для детей на тему «Я и мир вокруг меня»

Фамилия и имя ребенка ___возраст ___

1. Когда ты вырастишь, то кем станешь? ___

2. Как ты думаешь, что нужно, чтобы получить такую профессию? ___

3. Кем работают твои родители? ___

4. Какие профессии тебе нравятся? ___

5. Зачем человеку нужно знать иностранный язык? ___

6. Какие вещи из перечисленных тебе нужны в первую очередь : компьютер, мобильный телефон, телевизор, игрушки, книги? Почему? ___

7. Ты хочешь учиться в школе? Почему? ___

8. Что ты любишь рисовать? ___

9. Назови свои любимые песни. ___

10. Назови свои любимые игры. ___

11. Назови свою любимую технику. ___

12. Назови свои любимые книгу. ___

13. Назови свои любимые телепередачи. ___

14. Назови свои любимые мультфильмы. ___

Листы активности «Любовь к Родине начинается с семьи»

Уважаемые родители помогите своим детям заполнить Листы активности , составить родословное древо, придумать и описать герб семьи.

Имя играет важную роль в жизни человека. С имени начинается осознание человеком своей индивидуальности. Задача взрослых – помочь ребенку сформировать положительное отношение к собственному имени.

Уважаемые родители, побеседуйте с ребенком о том, как ему выбирали имя, почему его так назвали, кто ещё из родственников носит такое же имя.

В центр цветка впиши своё имя, а на лепестках нарисуй свои глаза, нос, рот, напиши своё ласковое имя или то, которым тебя называют в семье.

Напиши или нарисуй, как мама называет тебя, когда сердится и когда хочет приласкать.

*Меня зовут ___

Нарисуй себя в рамочке.

Когда ты вырастишь и станешь взрослым, тебя будут называть по имени и отчеству. В русской культуре отчество дается ребенку по имени отца. Впиши в клеточки своё полное имя и отчество.

К сверстнику, брату, сестре ты обращаешься по имени. Называя взрослого по имени и отчеству, ты проявляешь тем самым уважение к нему.

Как ты называешь своих друзей и взрослых знакомых, когда ты с ними здороваешься, прощаешься или обращаешься к ним с просьбой?

* Представь, что ты не можешь застегнуть пуговицу. Попроси Владика помочь тебе. Как ты это сделаешь? Как ты думаешь, что ответит тебе Владик?___

У тебя нет красного карандаша, а у Вани есть. Попроси у него карандаш. Как ты это сделаешь? Что ответит Ваня?

Моя семья

Очень важно, чтобы первую беседу о семье провели с ребенком его родные. Пусть он узнает, кто кому кем доводится, как каждый в семье заботится о других.

Нарисуй в овалах себя и брата (Сестру) .

Напиши свое имя и имя брата, имена папы и мамы под их изображениями. Приклей символы занятий и обязанностей с теми членами семьи, которые их выполняют.

Карандаши

Стиральная машина

Газплита

Мама Папа

Впиши в клеточки кроссворда отгадки.

1. Мне она тетя, а моей маме?

2. Моему папе он папа, а мне?

3. Моему папе она жена, а мне?

4. Вставь мягкий знак.

5. Папе он родной брат, а мне?

Какое ключевое слово получилось по середине?

Объясни, что такое семья. ___

Какая у тебя семья? ___

Чем (кем) гордится твоя семья? ___

Какие в твоей семье традиции и обычаи?

Нарисуй любимый праздник своей семьи и расскажи о нем.

Напиши в клеточках имена и отчества мамы и папы.

Нарисуй в окошках членов своей семьи и расскажи об их любимых занятиях и увлечениях.

Используя геометрические фигуры, нарисуй символический портрет своей семьи.

Моя родословная

Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте ребенку эту радость. Расскажите о жизни ваших родителей, рассмотрите с ним семейный фотоархив.

Вместе с родителями рассмотри фотографии в семейном альбоме. Расспроси родителей о тех людях, которые запечатлены рядом с ними :

Кто они? ___

Как их звали? ___

Чем занимались? ___

Вместе с родителями посчитай, сколько братьев и сестер у каждого из них. Запиши и запомни их имена.

Мои тети и дяди.

Мои тети и дяди

У твоих родителей тоже были родители, которые их любили и воспитывали , так же, как и тебя твои родители.

Кто это? ___

Как зову твоих бабушек?

Мамина мама моя бабушка. Ф. И. О___Мамин папа, мой дедушка ФИ. О___

Папина мама Ф. И. О___

Папин папа _Ф. И. О___

Вместе с родителями запиши в свой альбом важные даты и расскажи о них.

Год твоего рождения. ---

Год, когда ты пойдешь в школу. ---

Годы рождения твоих родителей :

Ф. И. О. год рождения (мама) ___

Ф. И. О. год рождения (папа) ---

Годы рождения дедушек и бабушек. ___

Родственники – близкие люди. Они поддерживают друг друга все радости и горести. Поэтому если кто-то из родственников поступает плохо, то люди осуждают не только этого человека, но и всех его близких. Нужно стремиться совершать хорошие поступки и заботиться о добром имени своей семьи, своего рода.

Ты начал составлять свою родословную, многое узнал о своих предках, и у тебя появилась мысль создать герб своей семьи, как говорили в прошлом – фамилии. Попробуй вместе с родителями вспомнить любимые занятия ваших прародителей и постарайся выразить их символами. Дело это долгое, и не беда, если ты будешь иногда изменять свой герб, главное – он есть у твоей семьи и твои дети будут им гордиться. Основой герба является щит. В былые времена средневековые рыцари, закованные в латы, по особым знакам на щитах различали союзников и противников во время сражения. В дальнейшем изображение щита с символами стало гербом рода и семьи.

С течением времени в семье накапливаются награды, книги, фотографии, вырезки из газет и журналов, картины, письма, документы. Эти предметы следует бережно хранить и рассказывать детям об их владельцах и событиях, связанных с ними. Это способствует укреплению добрых традиций, и семейных отношений, то есть всего того, что называется честью семьи. Нарисуй реликвии, которые хранятся в твоей семье.

Вставь пропущенные буквы и объясни, как ты понимаешь слова.

Р_досл_вн_я ___

Р_дств_нники ___

Пр_б_бушка ___

Выучи вместе с родителями пословицы. Объясни их смысл. При затруднении попроси взрослых помочь.

Дети – благодать Божья.

У кого детки, у того заботы. ___

Умел дитя родить, умей и научить. ___

Русский человек без родни не живет. ___

Вся семья вместе, так и душа на месте. ___

Мать праведна – ограда камена. ___

Уважаемые взрослые, помогите ребенку выучить стихи.

Песня о маме.

Я возьму у солнца лучик,

Я возьму у речки свежесть,

Принесу в подарок маме –

За заботу и за нежность.

О бабушке.

У бабушки комнатка светлая,

Глаза - в мире ласковей нет.

Молитвой ее беззаветною,

Молитвой ее беззаветною,

Я с детства храним и согрет.

Глядит на меня, улыбается,

И ходики тихо : тик-так.

Отрада моя, здравствуй, бабушка,

Анкета "Патриотизм":
При заполнении анкеты, там, где не предложены другие формы ответов,
необходимо отметить выбранный вариант ответа любым знаком.

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
1) любовь к Родине 9) любовь к народу
2) любовь к своей семье, близким 10) прославление побед Родины
3) любовь к родному городу, деревне, дому 11) стремление к безопасному глобальному миру
4) любовь к национальной культуре 12) коллективный образ жизни
5) религиозная вера, которую я исповедаю 13) возрождение традиций советского государства
6) возрождение традиций российского государства 14) любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
7) любовь ко всему человечеству, гуманизм 15) уважение к своей Родине, гордость за свою страну
8) стремление к социальной справедливости 16) патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение
Свой вариант ответа:
2. Выберите наиболее подходящее, на Ваш взгляд, определение патриотизма и отметьте его номер:
1) Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему
народу (Словарь Ожегова и Шведовой).
2) Патриотизм - это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
3) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа
(Энциклопедия социологии).
4) Патриотизм, в котором главное - это любовь именно к своей стране (то есть отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку (Л. Толстой).

5)Патриот - это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране... патриотизм - это не бесконечное извержение паток любви, а это совсем другое (В. Познер).
3. В чем проявляется истинный патриотизм?
в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы
в голосовании на выборах за патриотические партии
в участии в деятельности патриотических организаций
в праздновании исторических событий и юбилеев
в конструктивной критике недостатков в стране
в работе с полной отдачей сил по своей специальности
в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма
Свой вариант ответа:

4. Приходилось ли Вам или членам Вашей семьи в течение этого года принимать участие в мероприятиях патриотической направленности:
Да Нет
в мероприятиях патриотических клубов, центров, в т. ч. детских и молодёжных
посещать историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий, учреждений
посещать выставки патриотической направленности
участвовать в фестивалях и конкурсах по патриотической тематике
принимать участие в военно-спортивных играх
приобретать и читать в течение года книги патриотической направленности
участвовать в проведении научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания
передавать имеющиеся материалы в музей
оказывать помощь в организации экспозиций музеев
другое:

5. В какой степени, на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование
патриотических ценностей у подрастающего поколения следующие
направления патриотического воспитания?
Направления патриотического воспитания В баллах от 0 до 5
деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодёжных
фестивали, конкурсы патриотической направленности
военно-спортивные игры
литература патриотической направленности
выставки патриотической направленности
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн
личный пример и Ваше отношение к патриотизму
6. Что, на Ваш взгляд, еще необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?
- воспитание чувства патриотизма с детского сада;
- оказание содействия появлению большего числа тем патриотической направленности в СМИ;
- введение цензуры для СМИ при печати материалов, показе молодёжных передач;
- создание патриотических кружков, организаций, клубов;
- проведение военно-патриотических игр;
- создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы;
- повышение авторитета армии в обществе (создание положительного образа военнослужащих в СМИ, фильмах, литературе);
- улучшение условий жизни населения (создание рабочих мест, повышение зарплаты, предоставление жилья);
- поднятие престижа страны (повышение роли России на международной арене);
- организация досуга молодёжи;
- личный пример, примеры героев войн;
- развитие молодёжных организаций;
- приучение детей к спорту, создание доступных спортивных секций, поддержка инициатив развития детского спорта;
- финансирование мероприятий патриотической направленности, людей, занятых в них;
- создание новых и поддержка существующих военно-патриотических музеев;
- Свой вариант ответа:

7. Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В
чём это проявляется?
8. Может ли быть патриотом человек, который;
Признаки Патриот Не патриот
Критикует власть своей страны
Старается избежать службы в армии
Не знает текста гимна своей страны
Равнодушен к родной природе
Не знает историю своей страны
Не ходит на выборы
Предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство
Уезжает жить и работать за границу
9. Если говорить о Ваших земляках, как Вы думаете, отличаются ли они от жителей других регионов России?
1. отличаются в лучшую сторону;
2. отличаются в худшую сторону;
3. не отличаются;
4. затрудняюсь ответить.
10. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры) Нет, не
приходилось Затрудняюсь ответить
Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну? 1
Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну?

11. Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите слово
«Родина»?

12.Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Да Нет Затрудняюсь ответить
Вы бы хотели родиться не в России, а в другой стране?
Вы бы хотели переехать в другой регион России?
Вы бы хотели уехать из России в другую страну на постоянное место жительства?
13. Как расположены цвета на российском флаге по порядку сверху вниз:
синий белый красный белый красный синий красный синий белый белый синий красный

15. Какой праздник мы отмечаем 12 июня?
День победы в Ледовом побоище День рождения В.И. Ленина День России

16. Есть ли у Ульяновской области:
Да Нет
Гимн
Герб
Флаг
17. Считаете ли Вы себя патриотом?
Да Нет

Полищук Ирина Александровна соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 894 г. Москвы

Аннотация: В данной статье рассматривается диагностический этап опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, выявляются причины, влияющие на уровень гражданско-патриотического воспитания в школе и обуславливающие создание в школе музеев гражданско-патриотической направленности.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, школьный музей, диагностика, гражданственность, обучающиеся, молодежь.

В качестве экспериментальной базы исследования нами был выбран музейнообразовательный комплекс ГБОУ СОШ № 894 г. Москвы гражданско-патриотической направленности: военно-патриотический музей боевой славы «Отечество», музей «Отечественной войны 1812 года» и этно-краеведческий музей «Русского быта».

В работе была осуществлена диагностика состояния гражданско-патриотического воспитания школьников. Цель диагностического этапа исследования состояла в определении особенностей гражданско-патриотических качеств обучающихся и уровней их выраженности. В исследовании были применены следующие методы диагностики: беседа (с обучающимися, родителями, педагогами), метод наблюдения, анкетирование, проективное сочинение, ранжирование, социометрия.

Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы у обучающихся школы.

По результатам опроса были обнаружены следующие уровни сформированности представлений обучающихся о данных понятиях: отношение к родной природе, отечеству: высокий уровень - 17 %, средний уровень - 24 %, низкий уровень - 59 %; уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность: высокий уровень - 16 %, средний уровень - 46 %, низкий уровень - 38 %; отношение к себе как гражданину: высокий уровень - 69 %, средний уровень - 18 %, низкий уровень - 13 %.

Анализ результатов исследования показал, что больше половины респондентов не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, коллективизма, Родины и отечества недостаточно осознаются школьниками. Многие из них отмечали, что они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.

Осознание собственного «Я» у школьников преобладает над понятием «мы», им важнее ближайшее окружение (дом, семья), менее значимы интересы школы, отечества. Данные опроса показали, что многие обучающиеся сомневаются в наличии гражданско-патриотических чувств у современной молодежи.

Так, на вопрос: «Как Вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами?» − 27,5 % респондентов выбрали вариант «меньшинство»; 8,9 % - «никого». Третья часть опрошенных (33,4 %) остановилась на ответе «половина», и только 4,1 % считают патриотами всех россиян, 26,1 % − считают патриотами большинство.

Ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие: любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных, верить в будущее России − 13,2 %, защищать интересы страны − 12,1 %, иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %, гордиться славным прошлым - 11,2 %, знать и ценить культуру народов России - 9,8 %, ставить государственные и общественные интересы выше личных - 5,2 %, такого понятия сейчас нет - 1,2 %, готовность к подвигам во имя интересов Родины - 0,3 %.

На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» − 36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно, 29,6 % респондентов не считают себя патриотами, 33,5 % не смогли ответить на вопрос. Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что 37,8 % школьников испытывают гордость за свою страну; 25,4 % − за место, в котором родились; 26,3 % − за принадлежность к гражданству Российской Федерации; не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше - 5,0 %; затруднились ответить − 18,2 %. ‘

Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне - 67,2 %; победы российских спортсменов − 20,5 %; природу России − 25,8 %; страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %; полезные ископаемые страны − 11,8 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %; отечественную науку, технику, производство − 10,1 %

На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?» − «да» ответили 38,8 % обучающихся; «скорее да, чем нет» - 45,6 %; «скорее нет, чем да» - 8,8 %; «нет» - 3,2 %; «затрудняюсь ответить» - 3,6 %

Таким образом, большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания (см. теги , - прим. сайт), определения собственных критериев гражданственности и патриотизма. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.

Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей. Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма, то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином. 40,5 % респондентов назвали активную гражданскую позицию; преданность Родине и умение ее защищать - 66,4 %; жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность - 21,6 %; служение народу, конкретные дела - 15,3 %; готовность жертвовать своими интересами - 10,4 %, честный и бескорыстный труд - 8,2 %. Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданскопатриотических качеств в общей системе ценностей школьников.

Лидирующими у школьников являются такие ценности, как развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %). На втором месте самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %). Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %). На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?» − положительно ответили 11,2 % школьников; «Скорее да, чем нет» − 9,6 %, «Скорее нет, чем да» − 15,6 %, «Нет» − 58,4 %, «Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.

Анализ данных анкетирования показал, что чаще всего те обучающиеся, которые «жалеют, что родились в своей стране», называют гораздо меньше поводов гордиться своей страной, чем остальные опрошенные. Несмотря на это, большинство опрошенных считают, что гражданско-патриотическое воспитание необходимо − 62,3 %; отрицают эту необходимость всего 12,5 % и 25,2 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Проанализировав мнения респондентов, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе: 53,2 % обучающихся считают приоритетными мероприятия по созданию в школе музеев гражданско-патриотической направленности, на базе которых будут осуществляться культурно-досуговые, развлекательно-познавательные программы, реализоваться проектно-исследовательская деятельность, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма; 31,4 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием); 12,3 % -создание на базе музея военно-патриотического клуба; 10,8 % - проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций.

Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.

Высокий уровень гражданского самосознания и готовности к участию в общественной жизни («Я активно участвую в общественной жизни школы») проявило 24,4 % обучающихся; средний уровень «Я не всегда принимаю участие в общественных делах, проводимых в школе» - 41,6 %; низкий уровень «Я не хожу на школьные мероприятия и никак не проявляю свою гражданскую активность, мне кажется, что это никому не нужно» - 20,4 %; не смогли оценить свою гражданскую позицию - 15,6 % обучающихся. Большинство респондентов утвердительно ответили на вопрос: «Нужен ли музей в школе?», положительно оценили значение пилотной площадки и уголка боевой славы. Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость создания в школе музея, причем респонденты указывают на профиль, отдавая приоритет гражданско-патриотической направленности музея.

Среди школьников идея гражданско-патриотического воспитания достаточно востребована, обучающиеся недовольны отсутствием мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и ожидают определенных шагов в этом направлении. В ходе диагностики состояния гражданско-патриотического воспитания в школе были выявлены следующие проблемы: - снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания школьников, отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине; - падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, - проявление среди школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, демонстративного отношения к взрослым, жестокости и немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В связи с появлением таких проблем возникает необходимость создания и открытия музеев гражданско-патриотической направленности с целью качественно нового подхода к воспитанию молодежи, который способствовал бы осмыслению сущности патриотизма и гражданственности у молодежи, активной позиции по отношению к отечеству, а также поиска и внедрения эффективных средств гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.