Анализ а ты думал я тоже такая. А, ты думал - я тоже такая

В данной подборке мы описали основные проблемы, встречающиеся в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, располагающиеся под заголовками с формулировкой проблемы, взяты из известных произведений и демонстрируют каждый проблемный аспект. Все эти примеры из литературы вы можете скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. В своей пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов показал бездуховный мир, погрязший в материальных ценностях и пустых развлечениях. Это мир фамусовского общества. Его представители выступают против просвещения, против книг и наук. Сам Фамусов говорит: «Забрать все книги бы, да сжечь». В этом душном болоте, отвернувшемся от культуры и истины, невозможно находиться просвещённому человеку, Чацкому, который болеет за судьбу России, за её будущее.
  2. М. Горький в своей пьесе «На дне » показал мир, лишённый духовности. В ночлежке царят ссоры, непонимание, споры. Герои, действительно, находятся на дне жизни. В их обыденности нет места культуре: их не интересуют книги, картины, театры и музеи. В ночлежке читает только молодая девушка Настя, и читает она любовные романы, которые в художественном плане сильно проигрывают. Актёр часто цитирует строки из знаменитых пьес, так как сам раньше выступал на сцене, и это сильнее подчёркивает пропасть между самим Актёром и настоящим искусством. Герои пьесы оторваны от культуры, поэтому их жизнь похожа на череду сменяющих друг друга серых дней.
  3. В пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» помещики представляют собой невежественных обывателей, помешанных на алчности и чревоугодии. Госпожа Простакова грубит мужу и слугам, хамит и притесняет всех, кто ниже ее по социальному положению. Эта знатная женщина чуждается культуры, зато пытается навязать ее сыну в такт модным веяниям. Однако у нее ничего не выходит, потому что своим примером она учит Митрофана быть глупым, ограниченным и невоспитанным человеком, которому ничего не стоит унизить людей. В финале герой открыто говорит матери, чтобы та оставила его в покое, отказывая ей в утешении.
  4. В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя помещики, опора России, предстают перед читателями гнусными и порочными людьми без намека на духовность и просвещенность. Например, Манилов лишь делает вид, что он – культурный человек, однако книга на его столе покрылась пылью. Коробочка и вовсе не стесняется своего узкого кругозора, открыто демонстрируя несусветную глупость. Собакевич заостряет внимание только на материальных ценностях, духовные ему не важны. И тот же Чичиков не заботится о своем просвещении, его волнует лишь обогащение. Таким писатель изобразил мир высшего общества, мир людей, которым по праву сословия была предоставлена власть. В этом заключена трагедия произведения.

Влияние искусства на человека

  1. Одной из ярких книг, где значимое место занимает произведение искусства, является роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Написанный Бэзилом Холлуордом портрет по-настоящему меняет жизнь не только самого художника, который влюбляется в своё творение, но и жизнь молодого натурщика, самого Дориана Грея. Картина становится отражением души героя: все поступки, которые совершает Дориан, тут же искажают изображение на портрете. В финале, когда герой отчётливо видит, каким стала его внутренняя сущность, он не может больше продолжать спокойно жить. В данном произведении искусство становится магической силой, которая раскрывает человеку его же внутренний мир, отвечая на вечные вопросы.
  2. В очерке «Выпрямило» Г.И. Успенский затрагивает тему влияния искусства на человека. Первая часть повествования в произведении связанна с Венерой Милосской, вторая — связана с Тяпушкиным, скромным сельским учителем, перипетиями его жизни и той радикальной переменой, которая произошла в нём после воспоминания о Венере. Центральный образ — образ Венеры Милосской, каменной загадки. Смысл этого образа — олицетворение духовной красоты человека. Это воплощение вечной ценности искусства, которое потрясает личность и выпрямляет ее. Воспоминание о ней позволяет герою найти силы остаться в деревне и сделать для невежественных людей очень многое.
  3. В произведении И. С. Тургенева «Фауст» героиня никогда не читала художественную литературу, хотя находилась уже в зрелом возрасте. Узнав об этом, ее друг решил прочитать ей вслух знаменитую пьесу Гёте о том, как средневековый врач искал смысл бытия. Под влиянием услышанного женщина очень изменилась. Она осознала, что жила неправильно, нашла любовь и отдалась чувствам, которых раньше не понимала. Вот так произведение искусства может пробудить личность ото сна.
  4. В романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» главный герой всю жизнь прозябал в невежестве, пока не встретил Вареньку Доброселову, которая начала развивать его, присылая книги. До этого Макар читал только низкопробные произведения без глубокого смысла, поэтому его личность не развивалась. Он мирился с ничтожной и пустой рутиной своего существования. Но литература Пушкина и Гоголя изменила его: он стал активно мыслящим человеком, который даже письма писать научился лучше под влиянием таких мастеров слова.
  5. Истинное и ложное искусство

    1. Ричард Олдингтон в романе «Смерть героя» в образах Шобба, Бобба и Тобба, законодателей модных литературных теорий модернизма, показал проблему фальшивой культуры. Эти люди заняты лишь пустыми разговорами, а не настоящим искусством. Каждый из них выступает со своей точкой зрения, считает себя уникальным, но, по существу, все их теории — это одно и то же пустословие. Неслучайно и имена данных героев схожи, как братья-близнецы.
    2. В романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков показал жизнь литературной Москвы 30-х годов. Главный редактор МАССОЛИТА Берлиоз является человеком-хамелеоном, он подстраивается под любые внешние условия, любую власть, строй. Его литературный дом работает по заказу властителей, там давно нет муз и нет искусства, настоящего и искреннего. Поэтому по-настоящему талантливый роман отвергается редакторами и не признаётся читателями. Власть сказала, что Бога нет, значит и литература говорит то же. Однако культура, которая штампуется по заказу, является лишь пропагандой, которая ничего общего с искусством не имеет.
    3. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» художник променял истинное мастерство на признание толпы. Чартков нашел деньги, спрятанные в купленной картине, но они лишь раздули его честолюбие и алчность, и со временем его нужды только росли. Он начал работать только на заказ, стал модным живописцем, но об истинном искусстве пришлось забыть, в его душе уже не осталось места для вдохновения. Свое убожество он осознал лишь тогда, когда увидел произведение мастера своего дела, каким когда-то он мог бы стать. С тех пор он скупал и уничтожал подлинные шедевры, окончательно потеряв рассудок и способность творить. К сожалению, грань между истинным и ложным искусством очень тонкая, ее легко не заметить.
    4. Роль культуры в обществе

      1. Проблему отстранения от духовной культуры в послевоенные времена показал в своём романе «Три товарища» Э.М. Ремарк. Данной теме не отводится центральное место, но один эпизод раскрывают проблему общества, погрязшего в материальных заботах и забывшего о духовности. Так, когда Роберт и Патриция гуляют по улицам города, они забегают в картинную галерею. И автор устами Роберта рассказывает нам, что люди давным-давно перестали заходить сюда для того, чтобы насладиться искусством. Здесь те, кто прячется от дождя или зноя. Духовная культура отошла на второй план в мире, где царят голод, безработица, смерть. Люди в послевоенное время пытаются выжить, и в их мире культура потеряла цену, как и человеческая жизнь. Потеряв ценность духовных аспектов бытия, они озверели. В частности, от выходки бешеной толпы погибает друг главного героя, Ленц. В обществе без нравственных и культурных ориентиров нет места миру, поэтому в нем легко зарождается война.
      2. Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» показал мир людей, отказавшихся от книг. Всех, кто пытается сохранить эти ценнейшие кладовые культуры человечества, жестоко наказывают. И в этом мире будущего, есть множество людей, которые смирились или даже поддерживают общую тенденцию уничтожения книг. Таким образом, они сами отстранились от культуры. Автор показывает своих героев пустыми, бессмысленными обывателями, зацикленными на телеэкране. Они разговаривают ни о чём, ничего не делают. Они просто существуют, даже не чувствуя и не думая. Именно поэтому роль искусства и культуры очень важна в современном мире. Без них он оскудеет и потеряет все то, чем мы так дорожим: индивидуальность, свобода, любовь и другие нематериальные ценности личности.
      3. Культура поведения

        1. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин показывает мир невежественных дворян. Это и Простакова, и её брат Скотинин, и главный недоросль семьи Митрофан. Эти люди в каждом своём движении, слове показывают бескультурье. Лексика Простаковой и Скотинина груба. Митрофан — настоящий лентяй, привыкший, что за ним все бегают и выполняют любой его каприз. Люди, которые пытаются научить чему-то Митрофана, ни Простаковой, ни самому недорослю не нужны. Однако такой подход к жизни не приводит героев ни к чему хорошему: в лице Стародума к ним приходит возмездие, расставляющее все на свои места. Так что рано или поздно невежество все равно падет под своей же тяжестью.
        2. М.Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик» показал высшую степень бескультурья, когда человека уже невозможно отличить от зверя. Раньше помещик жил на всём готовом благодаря крестьянам. Сам он не утруждал себя ни работой, ни просвещением. Но прошло время. Реформа. Крестьяне ушли. Тем самым внешний лоск дворянина был снят. Начинает проступать его истинная звериная сущность. Он обрастает волосами, начинает ходить на четвереньках, перестаёт разговаривать членораздельно. Так, без труда, культуры и просвещения человек превратился в звероподобное существо.

Темы эссе по русскому языку и литературе

(общественно-гуманитарное направление)

1. «Если душа родилась крылатой…» (по лирике М.Цветаевой)

2. «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. С. Пушкин «К Чаадаеву»)

3. Что такое патриотизм? (по роману Л. Толстого «Война и мир»)

4. Какие произведения М.Ю.Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?

5. «В жизни всегда есть место подвигу»? (М. Горький)

6. Любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» (по рассказу И.А. Куприна «Гранатовый браслет»)

7. «Человек – это звучит гордо!» (по пьесе М.Горького «На дне»)

8. Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь)

9. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (Н.Заболоцкий)

10. Моё понимание поэзии «чистого искусства» в лирике А.Фета и Ф.Тютчева

11. Современен ли образ «Прекрасной Дамы» А.Блока?

12. Правда в смирении или бунте? (по произведениям Ф.М.Достоевского)

13. Любовь – «романтизм, чепуха, гниль, художество»? (по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева)

14. В чём своеобразие гражданской лирики Н.А.Некрасова?

15. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

16. «Сын за отца не отвечает» (А.Твардовский «По праву памяти»)

17. В чём суть поэзии? (по творчеству Б.Пастернака)

18. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)

19. «Пою моё Отечество, республику мою!» (В. Маяковский)

20. Какой предстаёт природа в лирике С. Есенина?

21. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В. Высоцкий)

22. Спор поколений в литературе и жизни

23. Любить – значит жертвовать собой (по произведениям А.Куприна, И.Бунина)

24. Литература выпрямляет душу?

25. Классика устарела?

26. Проблема поиска жизненного пути в литературе и в жизни

27. Человек эпохи Независимости

28. Что следует ожидать Казахстану от ЭКСПО-2017?

29. В чём сила материнской любви?

30. Профессия моей мечты

31. Детское и взрослое мировоззрение: общее и различное

32. Мои размышления на пороге взрослой жизни

33. В чем задача искусства: успокаивать человека или тревожить его?

34. Может ли победа стать поражением?

35. Почему труд необходим для каждого человека?

36. Хорошо или плохо быть эгоистом?

37. Моя семья – моя опора

38. Роскошь разъедает душу человека?

39. Как красота природы может повлиять на человека?

40. Нужно ли разрушать, чтобы строить новое?

41. Мой современник… Каков он?

42. Быть на Земле Человеком

43. Будущее за профессионалами

44. Мир скучен для скучных людей

45. Может ли телевидение заменить книгу?

46. Мой жизненный принцип

47. Влияют ли богатство и бедность на нравственность?

48. Человек в вихре исторических событий

49. Легко ли быть молодым?

50. В чём заключаются ценности жизни?

Скачать Размер файла

В процессе интеграции изобразительного искусства и художественного труда была создана система творческого развития подростков. Воспитательный процесс в рамках данной системы осуществляется педагогом-предметником (учителем изобразительного искусства и художественного труда), педагогом дополнительного образования - руководителем изостудии и научного общества учащихся, а также классным руководителем.
Уроки изобразительного искусства затрагивают проблемы добра и зла, красоты (внешней и внутренней), жизненных ценностей (культурных, материальных и духовных). Анализ произведений искусства, изображение человека, природы, предметного мира способствуют развитию этических чувств (стыда, вины, совести), обогащению знаний моральных и этических норм и правил общества, развивают эмпатию - сочувствие, сопереживание. Рассказывая о живописи, скульптуре, архитектуре разных народов и цивилизаций, очень важно обращать внимание на воспитание толерантности. Ведь искоренить в обществе межнациональную рознь невозможно запретами. Уважение к культуре разных народов необходимо воспитывать.
Примером воспитывающего урока является разработка по теме «Пропорции фигуры человека. Изображение фигуры человека в движении». Это одна из самых сложных тем. При изучении передачи пропорций человеческого тела, соотношения головы, длины рук и ног относительно тела, изображении человека в движении акцент делается на внутреннем мире, развитии общечеловеческих качеств. Усилить восприятие могут поэтические строки. Например, стихотворение Бориса Заходера «Песенка о человеке».
Выполнив человечков из бумаги, мы обсуждаем, какие они - разные или одинаковые и почему? Далее просматриваем мультфильм Гари Бардина «Адажио». И снова бурное обсуждение. Кто такие белая и черная птицы, кто такие серые? А бывают ли в нашем обществе такие ситуации, которые отражены в сюжете мультфильма, что необходимо сделать, чтобы не было в обществе изгоев? Далее с помощью белой краски дети дорисовывают то, что указывает на интересы персонажей их картин, это позволяет нам понять, что они делают в данный момент. То есть наделяют своих человечков индивидуальностью. Сейчас они все представители серой массы, но в нашей власти сделать их другими. Придумывают им легенду - какой характер, что они любят, что ненавидят, к чему стремятся. Дети работают под музыку. Звучит песня «Дорога добра» (слова Юрия Энтина, музыка Марка Минкова). Далее заселяем человечков в бумажный город.
Таким образом, из обычного чистого листа получились замечательные человечки. Многие философы и ребенка сравнивали с чистым листом и считали, что в процессе жизни окружающие его люди и он сам на этом листе делают различные надписи, которые впоследствии и составляют то, что человек собой представляет. В нашей, учительской, власти сделать так, чтобы на листе детской души не появились дурные или даже случайные надписи. Этот урок подтверждает справедливость стихотворения Михаила Матусовского «С чистого листа».
Иллюстрирование произведений литературы также благодатное поле для развития нравственности школьников. Можно использовать программные произведения и тем самым осуществлять межпредметную взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Каждая картина - это тоже рассказ, только не словесный, а образный. Если книгу можно сравнить с виртуальным миром, то картину смело можно назвать реальным. Но, несмотря на то что свои произведения художники представляют нашему взору как «готовый продукт», «готовую пищу», которую осталось только «съесть» - созерцать, в них таится колоссальный смысл, их тоже нужно научиться читать. Иногда художники, для того чтобы помочь зрителю разобраться в сюжетах картин, писали к ним рацеи - стихотворные объяснения того, что мы видим. К таким художникам относится Павел Федотов. Детям можно предложить рассмотреть и «послушать» его картину «Сватовство майора». Это поможет лучше разобраться в персонажах, изображенных художником, в их внутреннем мире. Обучаясь понимать рисованных героев, дети учатся присматриваться и прислушиваться к реальным людям, которые их окружают.
В 7-м классе мы иллюстрируем рассказ Шела Сильверстайна «Щедрое дерево». В ходе анализа стихотворения затрагиваются темы слепой материнской любви, неблагодарности детей, понимания счастья, ответственности, заботы и уважения. В рисунке передаем не только содержание произведения, но и с помощью цвета отражаем внутреннее состояние героев.
Результаты работы снова заставляют обратиться к творчеству поэтов, а именно Вячеслава Захарова:
Веками море в берег бьется,
Лохматясь пеною седой,
Чтоб выбросить кусочек солнца,
Отполированный водой...
А сколько надо сил и жажды
Творить, измучившись вконец,
Чтоб выбросить янтарь
однажды
На берегах людских сердец!

Уважаемые педагоги, помогите детям научиться общаться с искусством - музыкой, литературой, живописью, и оно поможет сделать их сердца чистыми, прозрачными, теплыми, как янтарь, ведь как говорил Василий Сухомлинский - «искусство выпрямляет душу».
Педагог дополнительного образования осуществляет художественное образование в кружках, на факультативах, в изостудиях. Творческие работы, которые мы выполняем на занятиях в изостудии, украшают кабинет изобразительного искусства, фойе школы, участвуют в различных выставках и конкурсах разного уровня. На занятиях прививается любовь к прекрасному, к окружающему миру. Ведь еще В.Сухомлинский писал: «Из равнодушия к красоте постепенно развивается бессердечность».
Воспитание осуществляется и руководителем научного общества учащихся «Творчество и поиск». Оно существует с 2008 года. В нем действуют пять предметных секций, среди которых и художественно-эстетическая. Под руководством учителя учащиеся выполняют исследовательские проекты на интересующие их темы. Наша секция выполнила девять научно-исследовательских работ, которые получили признание жюри конкурсов разных уровней - от районного до международного. Темы работ затрагивают глубокие воспитательные проблемы, способствуют воспитанию как самих исследователей, так и слушателей. Это, например, «Воспитательная тайнопись живописи», «Арт-терапия - удовлетворение и исцеление современного общества», «От любопытства к прошлому - к знаниям в настоящем и перспективам в будущем», «Музей - центр культурного отдыха и саморазвития человека» и др.
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе преимущественно осуществляется классным руководителем. Опираясь на запрос общества, связанный с острой необходимостью повышения уровня воспитанности подрастающего поколения, и на стандарт образования, нравственное воспитание было выбрано как основное направление воспитательной системы класса. Название подсказал Федор Достоевский: «Красота спасет мир!» Эту фразу он сказал, когда впервые увидел «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Воспитание нравственности проходит через общение с искусством. Как тут снова не процитировать В.А. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Каждую неделю проходят классные часы в форме деловых игр, тренингов, бесед, викторин, лекций. Особое место занимает изучение прав и обязанностей учеников. Просматриваем видеофильмы о проблемах современного общества и подростков в частности. Обсуждаем их. За годы нашей работы сложилась традиция - на все большие календарные праздники радовать родителей спектаклями. Мы сами делаем декорации, костюмы, украшаем кабинет. Все спектакли направлены на развитие системы общечеловеческих ценностей. Ребята подготовили и показали спектакли «Ромео и Джульетта вчера и сегодня» (об отношениях подростков в прошлом и настоящем), «Мужской монастырь» (о роли женщины в жизни мужчины), «Новогоднее чудо» (о пагубном влиянии телевидения на сознание подростков), «Знания на блюдечке - возможно ли и нужно ли?» (о значении обучения для человека и общества) и др. В мероприятиях, которые проводятся в классе, принимают активное участие не только дети, но и их родители. Часто приглашаются ученики параллельных классов и администрация школы.
На каждых каникулах проходят экскурсии, которые направлены на приобщение к искусству и народному творчеству. Приобщение к прекрасному происходит и во время посещения театров. Бываем в культурных центрах, которые порождают любовь к науке. Посещаем краеведческие музеи для активизации гражданского самосознания и патриотических чувств.
Таким образом, посредством искусства осуществляется нравственное воспитание обучающихся. Все мои усилия направлены на то, чтобы в будущем мне было не просто не стыдно за поступки этих детей, а я с гордостью могла сказать: «Это мой ученик!»

Ольга ЧЕРНИЛЕВСКАЯ, учитель изобразительного искусства селятинской средней школы №1 Наро-Фоминского района Московской области, старший преподаватель кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла Академии социального управления, финалист конкурса «Педагог года Подмосковья-2008