Агрессивный ребенок. Как бороться с агрессией у ребенка, что делать родителям: советы психолога по коррекции агрессивного поведения

Статье мы уже рассматривали природу детской агрессии. Сегодня поговорим о том, как правильно вести себя с агрессивно настроенным малышом.

Повышенная агрессивность детей. Каковы причины?
  1. Трудности общения в семье. Это когда с ребёнком – только о делах (уроках) и почти никогда про настроение. Родители не соприкасаются положительными эмоциями с ребёнком. Можно и во время помывки посуды успеть поговорить, и время на совместное разгадывание кроссворда найти. Но очень часто семьи ритмично функционируют исключительно по делам. Этому есть название: «эмоционально холодное воспитание».
  2. Невнимание взрослых к нервно-психическому состоянию детей (быстрая утомляемость, неустойчивость к стрессу, спрос как со взрослого);
  3. Сложные роды, оставляющие последствия в виде особенностей функционирования головного мозга ребенка. Агрессия, невнимательность, хроническая подавленность настроения.
  4. Средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные меры.

Вмешательство при агрессивных проявлениях
  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие стратегии:
  • полное игнорирование реакций ребенка/подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
  • выражение понимания чувств ребенка (“Конечно, тебе обидно…”);
  • переключение внимания, предложение какого-либо задания (“Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня”);
  • позитивное обозначение поведения (“Ты злишься потому, что ты устал”).

Агрессия естественна для людей. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, выпустить «пары», внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

  1. Важно акцентировать внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью – это даёт ребёнку надежду, что в другой раз будет легче понять себя. После того, как ребенок успокоится, обсудить с ним его поведение. Описать, как он вел себя, какие слова говорил, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Проговаривая поведение ребенка, важно ограничиться только тем, что произошло “здесь и сейчас”, не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он вряд ли захочет меняться. Обида бывает сильнее желания быть хорошим. Вместо “чтения морали” лучше показать ему, что агрессия больше всего вредит ему самому. «Тебя будут бояться… Играть одному не интересно». Дать инструктаж, как надо вести себя в такой ситуации без драки и ругани.

Ещё хорошо бы взрослым научиться быть «чутким зеркалом» для ребёнка. Просто озвучивать его действия и чувства, чтобы он осознал, увидев себя со стороны:

  • констатация факта (“Ты ведешь себя агрессивно”);
  • констатирующий вопрос (“Ты злишься?”);
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения (“Ты хочешь меня обидеть?”, “Ты хочешь продемонстрировать силу?”);
  • обозначить свои чувства (“Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне”, “Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит”);

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, – “отрабатывать” свое агрессивное поведение (“А теперь иди, извинись”, – “погладь по голове”, – “пожми руку”, – “предложи игрушку обиженному тобой ребенку” и т.п.).

  • апелляция к правилам (“Мы же с тобой договаривались!”).

Ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

  1. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям очень важно не «заражаться» агрессией в таком напряжённом разговоре. А это значит, что тон голоса, взгляд должны быть устойчиво-спокойными. Постарайтесь тщательно контролировать свой праведный гнев, возмущение, страх или беспомощность.

Именно это позволяет сохранять с ребёнком хорошие отношения и показывает, как нужно владеть собой.

  1. Типичные ошибки взрослого, усиливающие напряжение и агрессию:
  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти (“Будет так, как я скажу”);
  • агрессивные позы и жесты: разговор “сквозь зубы”;
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка друзей ребенка;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • нотации, проповеди, “чтение морали”,
  • наказания или угрозы наказания;
  • обобщения: “Вы все одинаковые”, “Ты, как всегда…”, “Ты никогда не…”;
  • сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;
  • оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но разрушение самооценки приносит куда больший вред, чем само агрессивное поведение.

Продолжение следует…

Как вести себя с агрессивным ребенком

В обычном понимании агрессия - это реакция на срыв
какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты
или неожиданные трудности. В любом случае, цель такого поведения - устранение перечисленных препятствий. И наиболее частой причиной беспокойства родителей за поведение своих чад и обращения
к специалистам является как раз детская агрессия.

Кстати, наиболее сильные проявления агрессии свойственны именно детям, причем младшего возраста. Детская агрессивность обычно нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и только к семи годам (в норме) идет на спад. Психологи связывают это с тем, что к этому возрасту ребенок уже научается разрешать конфликты другими способами, у него уже появляется опыт «выпускания паров» в игровых ситуациях, они становятся менее эгоцентричными и лучше понимают чувства и поступки других людей. Но это - в норме. Если агрессивность вашего ребенка, как привычная реакция на препятствия и запреты не уменьшается, а только набирает силу, то есть повод для беспокойства. Очень многое в период детской агрессии (до 6-7 лет) зависит от реакции на нее родителей. И тут нашим малышам нужна скорее помощь и понимание, чем строгость и наказания за неприемлемое с точки зрения морали поведение.

Как показали многочисленные исследования, причина такого их поведения - всегда недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение ребенка. Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха. На самом деле то поведение, которое мы называем асоциальным, является отчаянной попыткой маленького человека восстановить социальные связи. Ведь как правило, до вспышки явной агрессии ребенок выражает свою потребность в более мягкой форме, но мы, взрослые не видим, не слышим и не понимаем этого.

Надо ли наказывать за агрессивное поведение? С одной стороны, данные исследований показывают (и наш житейский опыт говорит о том же), что если ребенку один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, взрослые уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего. Но и наказание за агрессию приводит к такому же результату - к ее усилению. После наказания ребенок, возможно, и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме (по крайней мере в присутствии того, кто может за это наказать), но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как-нибудь еще: не дома, так в детском саду, не в виде драки, а в виде обидных прозвищ в адрес сверстников. Агрессия, наконец, может направиться на самого себя (так называемая аутоагрессия) в виде желания сделать себе больно, придумывания про себя всяких нелицеприятных историй и пр., и пр. То есть, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают ее уровень. Ведь если вдуматься, наказание - самый яркий пример, который только могут подать взрослые этой самой агрессивности, пример того, что она вполне годится в качестве меры воздействия. Все вышесказанное вовсе не означает, что вы не должны реагировать на приступы агрессии ребенка. Тут вполне подходит так называемая «поведенческая терапия», правило «стимул - реакция». Пусть ребенок знает, что вам не нравится его поведение и вы оставляете за собой право лишить его, например, просмотра мультиков или похода в кафе или прогулки с друзьями. Но только это не должно звучать в директивной форме, объясните малышу, что любое его действие влечет за собой последствия, пусть он знает об этом. Но при этом не забывайте отмечать похвалой или поощрением любое достижение ребенка: помог другу, сразу послушался бабушку, сделал что-то хорошее и так далее.

И еще одно важное правило , которое должны знать родители ребенка, склонного к агрессии: ему необходимо разряжаться, необходимо научить его избавляться от накопившегося раздражения, дать ему использовать переполняющую его энергию в «мирных целях».

Необходимо, чтобы у вашего ребенка было как можно больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию. Активным, склонным к агрессии детям создайте условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении. Это могут быть и групповые спортивные секции, и спортивный уголок дома, да и просто разрешение в определенном месте (в спортивном уголке, например) делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр. Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства, они их подавляют, загоняют внутрь, не проговаривают, не пытаются понять. Результат - неизбежные срывы дома, на близких, в привычной обстановке, где ребенок привык расслабляться. Это не приносит ребенку облегчения, он чувствует себя виноватым, особенно если его за это наказали, отсюда еще большие срывы в дальнейшем, причем, следующий срыв будет еще более бурным и продолжительным. Предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил. Дайте ему понять, что вы не имеете намерения подслушать под дверью и наказать его потом за произнесенные слова. Если очень много накопилось, разрешите ребенку побить подушку или диван, порвать газету, написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное. Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти. А можно еще предложить нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге. Способов много. Главное, не считать, что с вашим ребенком происходит что-то нехорошее, за что надо ругать и наказывать.

Помните:
маленьким агрессорам
нужно ваше понимание,
совет, готовность помочь,
а не гнев и наказания.

Родители, столкнувшиеся с агрессивным поведением своих детишек, часто впадают в панику. Вопрос, который чаще всего их волнует: «Что делать, как реагировать, когда дитя начинает истерически орать, падает на пол, бьется, кусается»? Для этого нужно постараться понять причины агрессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детская агрессия: как вести себя родителям?»

Агрессия - это нормальное проявление детской психики, которое в раннем возрасте практически неконтролируемо и связано с взрослением малыша и становлением его как личности.

Причинами детской агрессии может быть что угодно и родителям особенно важно уметь в них разбираться, чтобы агрессивность не стала привычкой.

Психологи выделяют две основные группы причин детской агрессии - внутренние и внешние.

К внутренним относят особенности темперамента и нервной системы, личностные черты, к внешним - условия конкретной ситуации, влияние социума и окружающей среды.

Попробуем систематизировать самые распространённые причины, которые вызывают агрессию:

Физическое наказание.

Ребёнок всегда будет желать вам отомстить, если вы его шлёпнули или накричали за плохое поведение (через крики, укусы, протесты). Ведь глупо пытаться отучить детей от агрессивного поведения с помощью самой агрессии. Потом ребёнок, естественно, будет переносить такую модель поведения и на других.

Стресс и усталость.

Часто причиной агрессии является физический дискомфорт, переутомление или сильные переживания. И дети «выпускают пар», расшвыривая игрушки, топая ногами, падая на пол, крича.

Ограничение физической активности.

Проводя большую часть времени в ограниченном пространстве, когда детям запрещается бегать, играть в подвижные игры, прыгать, нельзя избежать естественной ответной реакции на ограничение двигательной свободы.

Cтили воспитания в семье.

При строгих наказаниях детей за любое проявление агрессивности, дети скрывают свои эмоции в родительском присутствии, но это не гарантирует отсутствия эмоций в иных ситуациях. И наоборот, причиной агрессивности может быть и родительская чрезмерная уступчивость, неуверенность, а иногда и беспомощность во взаимоотношениях, когда дети не могут чувствовать себя в полной безопасности. Дети могут использовать непослушание и агрессию, чтобы привлекать к себе внимание близких.

При усталости, голоде, испуге, ограничении свободы, психологическом давлении ребёнок может «вспыхнуть» в одну секунду.

Агрессия у ребенка выражается по-разному:

Он дерется,
-кусается,
-бьет родителей,
-говорит обидные или грубые слова
-причиняет боль себе – бьется об пол головой, кусает себя, царапает,
-он не идет на компромисс с друзьями, ни в чем никому не уступает,
-он любит отрицательных героев (Кащея, Бабу-Ягу), старается им подражать, не замечает положительных героев.

Что делать с детской агрессией?

Что в таких ситуации могут сделать родители, чтобы контролировать формирующиеся «бессознательное Я» ребёнка; как можно избавиться от детской агрессии?

Нельзя сознательно отрицать факт наличия у ваших детей агрессивных наклонностей. Если внутри вашего малыша родился «злобный динозаврик», то надо попытаться его усмирить. Вообще, в педагогике и психологии существует множество воспитательных приёмов при отрицательном поведении детей.

Прежде всего, вы должны дать ребёнку понять, что любите его всегда, чтобы он ни делал, что вы понимаете его чувства, что принимаете его даже тогда, когда у него не получается справиться с собой и когда он дерётся, или портит в гневе окружающие вещи.

Можно даже проговорить: «Я понимаю, почему ты сердишься (обижен). Я бы тоже сердилась из-за этого. Но давай вместе разберёмся (помиримся) и т.д.» Иногда даже такая реплика поможет ребёнку овладеть собой. Дайте ребёнку понять, что с ним все в порядке, что «мама поможет!», «мама рядом!». Но при этом вы также можете гневаться, показывать свою обиду, но только цивилизованно, подавая пример.

Для того, чтобы помочь ребёнку избавиться от нежелательных форм поведения, научите его выражать свои эмоции. Каждый раз, сдерживая свои агрессивные эмоции, ваш малыш «загоняет» их внутрь. Установите с ребёнком зрительный контакт, спокойно посмотрите на него и дайте ему выговориться. При этом выясните причину агрессии и устраните её в кратчайшие сроки. После этого объясните, как можно выразить злые эмоции по-другому - в позитивной форме, подайте положительный пример, образец зрелого поведения. Кстати, старайтесь не прикасаться к детям в минуты раздражения, они не должны ничего почувствовать.

Попробуйте перенести негативные чувства на неопасные объекты - подушки, каучуковые шарики, резиновые игрушки, кусок мягкого бревна, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», спортивный инвентарь и др. Пусть ребёнок направляет гнев не на людей, а переносит его на неодушевленные предметы, выплескивая его в игровой форме. Этот способ особенно полезен для робких, неуверенных в себе детей, но недопустим для чрезмерно открытых.

Необходимо учитывать недопустимость частых запрещений и не допускать срыва деятельности ребенка. Вы не сможете запрещать детям что-то всю жизнь, ваши авторитарные методы воспитания особенно ярко проявятся в подростковом возрасте. Лучше с ранних лет заложить в детях механизм самовоспитания и самоконтроля, пусть у детей войдёт в привычку анализ собственных поступков с точки зрения хорошо - плохо, воспринимая плохие поступки как проявления слабости. Кроме того, если постоянно запрещать, можно развить в детях комплекс неполноценности и отбить всякое желание заниматься какой-либо самостоятельной работой.

Научите ребёнка в момент агрессии улыбаться и расслабляться. Поговорите с ним о том, какими злыми и некрасивыми «бяками» становятся люди в порыве гнева. - Можете научить его снимать агрессию с помощью битвы подушками, можете выбрать мягкую игрушку и назвать её смешным именем «Бу-Бу», и сказать, что нельзя драться, но есть Бу-Бу, который любит поиграть в «толкалки».

Чтобы направить агрессию ребенка в нужное русло и дать ей выплеснуться, психологи советуют играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым. В эти игры могут играть и родители, и сами дети в садике. Чем большим количеством времени вы располагаете, тем лучше: малыш первое время будет подолгу заигрываться в «Салют» и «Упрямого барашка».

«Обзывалки»

Мама и ребенок встают друг напротив друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать маму «обидным» словом, которое на самом деле разрешено, например, «Ты капуста!» - «А ты помидор!» и т.д.

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть он колотит ее, кричит.

«Борьба на подушках»

Включите веселую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила – не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается.

«Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает ее вверх. Потом все вместе убирают мусор с пола.

«Мячик, катись!»

Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.

«Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас – мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

«Упрямый барашек»

Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!».

«Футбол»

Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отнимать, пинать, бросать – главное, соблюдать все правила.

Делайте малышу «сказочный массаж», рассказывая какую-то сказку или историю из жизни и одновременно похлопывая его по спинке.

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите нарисовать «закорючки». По силе нажатия на карандаш и степени «размашистости» вы увидите, как постепенно напряжение исчезнет. После этого можете «яростно» разорвать вместе «злую» бумагу.

Вообще каждый родитель волен сам выбирать стиль воспитания своих детей, ведь все дети уникальны. Главное - это ваше желание воспитать детей хорошими и добрыми и ваш творческий подход. И запомните, там, где есть любовь - там нет места агрессивности. Любви вам и терпения!


Здравствуйте, дорогие читатели блога Маривлада! Согласитесь, тревожно видеть злость на лице ребенка. Порой она проявляется настолько неожиданно и неуместно, что если не знаешь, что ее вызвало и как поступить, можно попасть в очень неприятную ситуацию. Хорошо еще если не будет стыдно самому перед окружающими.

  1. Поведение в школе
  2. Советы родителям

Агрессия свойственна не только подросткам, хоть об этом сейчас и говорят больше всего. Подростками не становятся в одночасье, это вырастают наши дети и начинается все еще с дошкольного возраста. Именно поэтому и стоит знать нам — родителям, что приводит к развитию подобного поведения и меть время скоординировать проявления своих детей.

Поведение у детей дошкольников и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение у детей можно наблюдать даже в раннем возрасте. Совсем еще маленьким он может укусить вас, в садике ваше чадо может толкнуть или даже ударить других детишек, а в школе недовольство может принять уже крайние формы. Важно определить, какие моменты являются частью возрастного поведения, а что, становится развивающейся патологией и как вести себя при агрессии ребенка.

Когда малыш решает опробовать на вас свои зубки, отреагируйте правильно. Причин может быть несколько: малыш устал, родители его не понимают, от обиды или просто, привлекая внимание. Что толку кричать, махать руками, достаточно просто сделать строгое лицо и интонацию, сказать слова запрета, которые приняты в вашем доме, например: «Но-но-но!» или «Ай — яй — яй!», «Нельзя».

Получив пару раз строгую сдержанную реакцию недовольства, малышу вряд ли будет интересно продолжать вас кусать, ведь управлять вами ему не удается.

Когда малыш в возрасте 5-6 лет проявляет открытую агрессию к окружающим, родители недоумевают, и начинают винить садик, воспитателей, может быть и так. Однако, задумайтесь, может быть стоить разобраться в ситуации дома? Дети часто копируют поведение родителей и родственников, крик и ругань ложатся в основу детского сознания.

Что приводит к негативному поведению

К нестандартному поведению приводит не только родительская агрессия в форме действия, но и вербальная, т.е. в форме слова. Несдержанный мат присутствует в речи многих взрослых, даже если он и не направлен на ребенка. Такое поведение задает определенный порядок общения, которую дети воспринимают, как норму. С такой формой агрессии зачастую справиться бывает сложнее всего.

Конечно, лучше не доводить до проявления агрессивного поведения со стороны ребенка, чем бороться с ее различными формами проявления. С детской агрессией может справиться только взрослый любящий человек. Обратите внимание на себя, следите за своей речью, исключите мат, крики, помните — жестокость, порождает жестокость!

Если в вашей семье все спокойно, стоит обратить внимание на ближайшее окружение в садике, во дворе. Выяснить: не испытывает ли он страха и постоянной тревоги. Научите малыша отдавать отчет своим действиям, помнить о чужих чувствах, говорите ему: «Не делай так — ему больно, обидно». Также научите ребенка извиняться за свои действия.

Вокруг должна быть благоприятная и спокойная атмосфера. Не поддавайтесь эмоциям, помните, что такое поведение временное, при вашем правильном отношении, все пройдет до 6-7 лет.


Поведение в школе

Часто поведение детей резко меняется при поступлении в школу или с переменой класса. И как всегда все имеет свои причины:

  1. Ребенка обижают (особенности телосложения, речи, другая национальность – причины могут быть самыми неожиданными). Даже нестандартная одежда могут привлечь ненужное внимание и как следствие насмешки. С одной стороны, большой детский, несложившийся коллектив, где каждый ищет свое место в классной ерархии, и старается любыми путями заслужить одобрение учителя, а потом и одноклассников.С другой стороны занятость и невнимательность учителей, которые сами непроизвольно вызывают конфликты и не очень стараются их погасить.
  2. Проблемы в семье. Занятость родителей, когда их внимание так нужно ребенку в новой для него ситуации. Проблемы разведенных родителей тоже часто отражаются на детях и как следствие на их поведении.
  3. Недоверие со стороны родителей, братьев и сестер, а также ревность к одному из членов семьи.
  4. Недовольство невозможностью распоряжаться своим временем. Часто даже общение с друзьями сходит на нет у детей младшего школьного возраста в пользу сделанных уроков, новых секций и кружков. В первом классе лучше не перегружать ребенка новыми видами деятельности. Учеба и так отнимает много сил и времени.

Что влияет на проявление агрессии

Самое интересное, что одинаково плохо влияют на детей, как излишняя свобода, так и чрезмерная опека.

  • В первом случае ребенок лишен возможности видеть четкие границы хорошо-плохо и движется хаотично в своем поведении, как бы «наощупь». Куда это приведет не знает никто, прежде всего это неведомо и самим родителям, если они проводят подобный эксперимент.

У моего сына был одноклассник, с которым они дружили в начальной школе. Мальчишка, как мальчишка. Обычный, звезд не хватал, проблем не вызывал. Мама его не работала, сидела дома и занималась домашним хозяйством. Это я к тому, что семья вполне благополучная и обеспеченная. На родительские собрания мама с папой ходили вместе.

И все же меня, что-то настораживало. Да, мальчишки ходили друг к другу в гости. Но вот, когда дело касалось «гулять» начинались странности. И хорошо, что когда мой сын стал отпрашиваться с ним на прогулку, я спросила «куда они собираются». Ответ был странным раз от раза: «на помойку», «на рынок». Ребятам 9-10 лет.

Конечно, я не отпустила, проговорив при этом с сыном «что можно там делать» и пофантазировав на эту тему. Потом их дружба закончилась, но о «подвигах» этого парнишки стали говорить в классе все громче. Оказывается родители дали мальчишке свободу, не спрашивали где бывает, чем занимается. В начале недели выдавали карманные деньги, которых должно было хватать, на ручки, тетрадки, завтраки и его собственные нужды.

Так они хотели научить его умело тратить деньги и самому за все отвечать. Куда вы думаете он их тратил? Стоит ли говорить, что за неимение ручек, тетрадок, атласов и контурных карт он стал регулярно получать двойки. В учебе скатился довольно быстро, стал хамить учителям, драться.

Неуверенность в себе нарастала. В результате после восьмого класса он ушел в колледж, потому, что сдать экзамены в 9 классе уже бы не смог. Там он тоже не доучился… А ведь родители хотели, как лучше…

  • Чрезмерная опека тоже не дает выработать свою линию поведения, принимать свои решения. Помните Художественный фильм «Полосатое счастье»? Если не смотрели — посмотрите обязательно. Забавно и поучительно. И смотреть можно всей семьей.

Там чрезвычайно деятельная бабушка со всей своей кипучей энергией занимается воспитанием и обучением внука, плюс ведет домашнее хозяйство. При этом правом на собственное мнение по ее мнению не обладает ни внук, ни дочка, ни даже посторонние люди. Все меняется, когда мальчишка спас и принес в дом уличного полосатого кота. С его помощью начинается полное перевоспитание бабушки. Посмеяться есть над чем, да ситуации часто узнаваемы…

  • Психологи давно заметили, что самый действенный способ вызвать проблемы – это лишение своего чада внимания. Детям очень важно, чтобы родители их замечали, проводили с ними время. Лишение общения — наказание которое можно считать одним из самых суровых. Главное объяснить ребенку своё поведение.

Например, если ребёнок ударил маму, то она обязательно должна рассказать ему о том, что ей больно и неприятно, что так вести себя нельзя ни с кем, и если ребёнок повторит это действие, то мама не захочет с ним общаться. С ребёнком нужно разговаривать на понятном ему языке, он должен осознавать, чем недовольна мама и почему.

Цель данного наказания не в унижении, а в объяснении, поэтому не стоит быть чересчур суровыми с ребёнком и не общаться с ним в течение целого дня. Для ребенка день — целая вечность.

  • Некоторые родители считают, что если ребёнок начал драться, то нужно дать ему сдачи, чтобы, так сказать, ему было неповадно. Однако, так поступать нельзя, ведь дети берут пример со своих родителей и если мама и папа будут поднимать руку на своего ребёнка, то, соответственно, он будет считать это абсолютной нормой и продолжить действовать в том же духе. Тогда вопрос «как убрать агрессию?» нужно уже задавать родителям.


Почему дети начинают проявлять агрессию

Такое поведение в основном характерно для детей, в семьях которых физическое воздействие считается нормальным. Если родители постоянно кричат друг на друга и даже могут поднять на другого руку, то не стоит удивляться тому, что ребёнок ведёт себя абсолютно также.

Причиной драк может стать и постоянная критика в адрес ребёнка, ему важно, чтобы замечали не только его неудачи, но и успехи. Нельзя забывать в процессе воспитания о похвале, но она должна быть обязательно заслуженной. Тогда не актуален будет вопрос как сдерживать не совсем адекватное поведение своего отпрыска.

Если родители постоянно чем-то заняты и не уделяют достаточного внимания ребёнку, то он может начать привлекать их внимание при помощи . Причём его даже не будет страшить наказание, ведь здесь важно, чтобы мама с папой его просто заметили.

Излишне агрессивными вырастают, также дети, в чьих семьях слишком много запретов и к которым родители излишне строги. Виды агрессии различны и чтобы не дать им развиться нужно понять:

Как снизить проявления детской агрессии

Дети, как и все люди должны иметь возможность не только трансформировать, но и выплескивать излишнюю или негативную энергию. Вот, что можно предложить:

  1. Можно уйти в свою комнату и побить подушку или боксерскую грушу.
  2. Хорошенько попрыгать или побегать, спортивные секции в этом случае могут стать хорошей профилактикой, к тому же хорошо влияют на выработку характера, лишь бы тренер был хороший.
  3. Можно громко покричать в специальный «мешочек крика».
  4. Можно нарисовать свои обиды и порвать их в мелкие кусочки.

Полезные игры с водой, которые успокоят

  • Переливание воды из одной емкости в другую.
  • Рыбалка, возможна даже в тазике. А есть еще настольная игра «Рыбалка» без всякой воды, но с магнитиком.
  • Пускание корабликов. Можно и в тазу и в луже на улице. Можно сделать разные кораблики из бумаги, а можно приспособить скорлупки орехов.
  • Купание в ванне и игры с волнами, только родителям нужно позаботиться о непромокаемости пола заранее.
  • Бросание камушков в водоемы разными способами. Мальчишки очень любят бросать плоские камушки почти параллельно поверхности воды и смотреть, как они несколько раз подпрыгивают. Тут уж турниры можно проводить.
  • Вообще вода хорошо влияет на нервную систему — любая вода. От аквариума с рыбками до плавания в бассейне или мини-бассейне на даче. Важно лишь следить за безопасностью игр и все время быть рядом.

Игры с песком, пластилином и глиной

  • Постройка замков и городов из влажного и мокрого песка. Это на улице.
  • Дома можно привлечь детей к просеиванию муки, пока перебираете крупу, они могут рисовать в ней различные узоры.
  • А можно купить специальный цветной песок и делать из него различные композиции.
  • Полезно задействовать для успокоения и творчества мелкую моторику. Лепка из пластилина и глины позволит еще и сделать небывалые диковинные игрушки.

В любой ситуации, когда ребенок злится, родители должны оставаться любящими и последовательными. Их терпение и внимательное отношение к своему ребенку позволят не только избежать неудобных щекотливых моментов, но и помогут выработать ему навыки правильного поведения среди людей.

Самим же родителям не придется стыдиться и прятать глаза в неприятной ситуации. Нужно просто очень внимательно направлять «взбрыки» своего чада в мирное русло, тогда не возникнет «маленького агрессора», а рядом будет живой, подвижный, очень активный и общительный человечек.

Расскажите, а как вы усмиряли своего бунтаря? Жду ваших рассказов в комментариях. Буду благодарна, если вы поделитесь понравившейся информацией в соцсетях.

На этом сегодня прощаюсь..

По статистике, с жалобами на агрессивное поведение ребёнка к психологам обращаются чаще всего. Давайте разберёмся в деталях детской агрессивности: какое именно поведение считать агрессивным и откуда берётся его источник? Читайте о том, что делать, если ребёнок агрессивный: причины агрессивности, рекомендации родителям, корректирующие поведение игры.

Агрессия и возрастные кризисы

Какие проявления поведения ребёнка указывают на наличие проблемы агрессивности?

Понаблюдайте за своим ребёнком: какие проявления его поведения указывают на наличие агрессивности? Он вспыльчив и частенько вступает в драку со сверстниками, может замахнуться на маму и бабушку (или запросто ударить их), швыряет и ломает различные предметы, кричит и угрожает, ругается, может обидеть животное. Всё это – признаки агрессивности. Однако это ещё не причина прицепить ребёнку ярлык «агрессивный».

Такая черта характера как агрессивность присуща далеко не большому количеству детей. Чаще всего за внешне агрессивным поведением могут скрываться много разных причин.

Агрессия , в первую очередь, - это реакция на конкретную ситуацию, чаще всего на неблагоприятную для ребёнка. Если родители не отнесутся внимательно к таким ситуациям и не смогут адекватно воспринять их, то всплески агрессии могут закрепиться в характере ребёнка, превратившись в устойчивую черту.

«Совет. Не воспринимайте агрессивное поведение ребёнка трагедией. Помните, что такое поведение чаще всего появляется в периоды возрастных кризисов (кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис 13-14 лет). А это значит, что это скоро пройдёт».

Проявления агрессивности связаны с возрастными кризисами

Гнев или злость – основа агрессивного поведения. Это важно понимать. Когда ребёнок проявляет агрессию в каком-либо виде, задайте себе вопрос: испытывает ли н при этом гнев? Определить это достаточно просто: по сжатым кулакам, напряжённому выражению лица, стиснутым зубам.

Агрессивность ребёнка 2-3 лет нельзя сравнивать с жестокостью, хотя вам может и показаться, что ребёнок жестоко ведёт себя, отрывая лапки кузнечику или ударяя маму мягкой игрушкой по голове. Малыш ещё не понимает, что это жестоко. Он ещё толком не знает, что такие действия могут причинить боль. Крохе нужно просто объяснить, что это больно. Если ваш малыш схватил вас за волосы, то скажите ему «Мне больно» и уберите его руку. Если малыш упал и заплакал, объясните: «Ты ударился, поэтому тебе больно. Я помогу тебе» и пожалейте его.

«Появляясь на свет, кроха ещё не знает, что можно делать, а что нельзя. Нужно с ранних лет прививать социальные нормы и правила поведения, рассказывать о том, как нельзя поступать. К примеру, нельзя бить людей и животных».

Агрессивность дошкольников (4-5 лет) проявляется по-своему. В группе детского сада обычно демонстрируют агрессию 1-2 воспитанника, причём происходит это неожиданно. Кого-то из детей кто-то бьёт по голове деревянным кубиком, кого-то толкают с лестницы, кому-то разрушают игрушечный замок. Насилие дошкольников носит необдуманный, непреднамеренный характер, а больше – спонтанный. Дети дошкольного возраста ещё не понимают и не признают свою жестокость, не могут оценить степень причинения боли.

Младшим школьникам (6-9 лет) и подросткам (13-15 лет) присуща групповая агрессия.

К основным причинам агрессивного поведения школьников относятся:

  • демонстрация физического превосходства
  • стремление возвыситься за счёт грубости, силы, унижения кого-то
  • сохранение личного достоинства
  • месть за унижение, оскорбление
  • борьбу ученика за высокий статус
  • эмоциональная неустойчивость
  • низкий уровень самоконтроля
  • просмотр сцен насилия и эротики в фильмах
  • общение в «плохой» компании
  • неблагополучная атмосфера в семье.

Агрессивность подростков может проявляться, если её не откорректировали в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Агрессивное поведение у подростков - частое явление

Причины детского гнева

Основные причины детского гнева, агрессивного поведения :

  • Семья и окружение ребёнка влияют на наличие его агрессивных наклонностей.
  • Зов ребёнка о помощи, горе, ощущение несчастья.
  • Врождённая склонность к насилию и разрушению.
  • Неврологический диагноз (поражение нервной системы).

Дети, у которых причинами агрессивности являются вышеописанные причины, нужно воспитывать более усердно, тщательно объясняя последствия их действий. Иногда не обойтись и без помощи специалиста (психотерапевта, психиатра), особенно для детей, которые проявляют разное неадекватное поведение или склонны сознательно причинять боль людям и животным. Такие проявления могут быть симптомами психических заболеваний (психопатии, шизофрении, эпилепсии).

Обратите внимание на факторы, усиливающие агрессию детей

Помните, что усиливать агрессивность и жестокость могут :

  1. Просмотр фильмов ужасов, сцен насилия.
  2. Жестокие компьютерные игры.
  3. Жестокое отношение родителей (если родители бьют, равнодушно относятся).
  4. Внутренне ощущение несчастья, непонимание родственниками и обществом.

Что делать с агрессивным поведением?

Реагируйте на агрессию, чтобы предотвратить закрепление подобного поведения как черты характера

Реагируйте немедленно

Если ребёнок поступил некрасиво – скажите ему об этом сразу, без промедления. Отведите его в сторону и объясните ему связь между его поведением и последствиями. Расскажите, что если он хулиганит или кусается, то, например, испортит праздник. Даже если сами сердитесь, постарайтесь не повышать голос на ребёнка, не ругать за непослушание и ни в коем случае не бить. Эти меры хоть и не заставят его стремительно поменяться, зато благодаря им он сможет понять, что вербальная и физическая агрессия допустимы далеко не всегда. Покажите хороший пример сами, взяв себя в руки и спокойно отведя ребёнка в сторону.

Следуйте плану

Реагируйте на агрессивное поведение всегда одинаково. Ведя себя предсказуемо («Ты снова дерёшься, поэтому поиграй-ка пока один»), маленький хулиган привыкнет к этому быстро. Он поймёт, что плохое поведение не добавит ему радости. А это осознание - первый шаг к самоконтролю.

Всегда обсуждайте

Когда ребёнок угомонится, обсудите произошедший случай. Лучше сделать это через полчаса-час: когда он уже пришёл в себя, но ещё не забыл о происшествии. Пусть малыш пояснит, что стало причиной вспышки гнева («Коля, почему ты поссорился с Костей?»). Объясните, что иногда сердиться – это совершенно нормально, однако нельзя драться. Можно научить ребёнка ещё одному способу преодоления гнева: просто уйти на какое-то время от ситуации или человека, которые приносят ему недовольство. В это время стоит обдумать своё поведение и найти верный выход из ситуации.

«Совет. Преодолеть гнев помогут специальные терапевтические сказки, которые можно придумать вместе».

Учите быть ответственным

Научите ребёнка правилу: разбил, сломал, разбросал – надо всё привести в порядок. Если сломал игрушку – помогите ему её починить. Если накрошил печеньем или рассыпал кубики – объясните, что нужно за собой убрать. Не наказывайте, а просто объясните ребёнку связь между агрессивным поведением и его последствиями.

«Совет. Научите ребёнка извиняться за своё недостойное поведение».

Замечайте хорошее поведение ребёнка

Награждайте ребёнка своим вниманием, одобрением, если он ведёт себя хорошо (особенно, если раньше поведение ребёнка отнюдь не блистало).
Например, если ребёнок больше не решает с помощью кулаков конфликт на детской площадке или уступает покататься на качелях другому ребёнку. Говорите, что вы гордитесь своим ребёнком и объясняйте, почему: «Ты хорошо поступил – именно так и делают воспитанные дети».

Ф ильтруйте, что смотрит по ТВ ваш ребёнок

Де допускайте длительно просмотра ребёнком всех подряд телепередач, мультфильмов и фильмов. Далеко не все из них безобидны: многие из них наполнены драками, криками, сценами жестокости, угрозами. Если вы увидели с ребёнком нечто подобное на экране, обсудите: «Мне кажется, этот персонаж на очень прилично себя ведёт. Ты видел, как он ударил щенка? Так поступать нельзя, верно?».

Следите, в какие компьютерные игры играет ребёнок

Ни маленьким детям, ни подросткам не пойдут на пользу компьютерные игры, наполненные сценами насилия, уродливыми персонажами, мрачным сюжетом. Предложите им другие, более яркие интересные виртуальные разработки.

«Совет. Если видите, что ваш ребёнок склонен к агрессии, частенько ведёт себя не так, как другие дети, а приступы агрессии не удаётся унять – не стесняйтесь обращаться к специалисту – психологу, психотерапевту или психиатру. Не приняв меры вовремя, можно ожидать сложностей в учёбе, общении и становлении личности».

Корректирующие игры

Игротерапия – великолепный способ коррекции поведения. Какие игры могут помочь агрессивному ребёнку?

Игра «Игрушка в кулаке»

Пусть ребёнок закроет глаза. Положите ему в руку какую-то игрушку. Теперь пусть он сильно-сильно сожмёт кулак и подержит так какое-то время. А потом раскроет руку и посмотрит на игрушку. Эта игра снимет напряжение ребёнка и переключит его на положительные эмоции.

Игра «Мешочек гнева»

Заведите так называемый «мешочек гнева». Для этого понадобится простой воздушный шарик, куда нужно насыпать муку, песок либо какую-то мели любую мелкую крупу (где-то полстакана). Завяжите получившийся мешочек. Покажите ребёнку новую игрушку, объяснив, что «мешочек гнева» можно использовать при каждом случае, когда на кого-то сердишься. Его можно бросать, бить о стену или о стол. Так ребёнок будет выражать свои агрессивные эмоции.

Внимательные родители могут сделать многое для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей

Что могут сделать родители агрессивного ребёнка в первую очередь?

  1. Признать его чувства, а также не утаивать свои. Делая это, вы научите ребёнка рассказывать, о чём он переживает, в чём нуждается.
  2. Научить выражать агрессию приемлемыми способами (см. игры).
  3. Завести правила поведения в семье и требовать их соблюдать.
  4. Попросить всех членов семьи воспитывать ребёнка в соответствии с единой тактикой.
  5. Любить ребёнка, помогая ему стать хорошим.
  6. Демонстрировать собственный положительный пример.
  7. Предложить ребёнку альтернативные способы выхода энергии (спорт, активные игры).
  8. Не перегружать ребёнка занятиями.

Любовь, внимательное и терпеливое отношение к ребёнку, позитивное поведение родителей способны делать чудеса – направить агрессию ребёнка в другое русло, научить его быть добрым и выдержанным.