Африканские кольца на шею. Женщины с кольцами на шее — Племя Каян Таиланд

В этой статье речь пойдет об одной экзотической народности, с которой приходится сталкиваться туристам в Таиланде. Речь пойдет о народности Карен, известной своими длинношеими женщинами.

Народность Карен пришла в Таиланд из Бирмы, спасаясь от преследования военной хунты, от беспорядков и воин. Правительство Таиланда и лично Король Таиланда приняли участие в судьбе этого народа и предоставили им возможность проживать на своей земле, хотя многие Карены до сих пор находятся на территории страны нелегально. Карены и другие народности, получившие приют на территории Таиланда имеют статус беженца, и, согласно этому статусу, не имеют права покидать территории провинций в которой они проживают. Однажды выехав за пределы Таиланда, они теряют возможность вернуться в эту страну. Карены живут на территории Таиланда, сохраняя свои традиции, язык и культуру. Одной из таких традиций и является ношение колец на шее.

Женщины племени Карен начинают носить кольца с 4-5 лет, постепенно наращивая спиралевидные кольца. Изначально носили только те, кто родился в среду, в полнолуние. Со временем кольца начали надевать все женщины Карен. Каждые три года кольца добавляли, и к 26 годам вес этого ожерелья мог составлять 6-8 кг. Внешне создается иллюзия удлинения шеи, но это только иллюзия. На самом деле не шея удлиняется, а опускаются ключицы и продавливается грудная клетка. Говорят, этот процесс обратим, и если кольца снять, то постепенно, за 2-3 года скелет приходит к своим первоначальным формам. Из многочисленных групп народности Карен кольца носят только женщины Падуонг, что в переводе "медное кольцо".

Зачем Карены носят кольца?

Существует несколько версий, почему женщины Карен начали носить кольца на шее. Одни версии скорее похожи на легенды, а другие не лишены смысла.

Версия с тиграми. Кольца на шее защищали от нападения хищников. Когда мужчины уходили на охоту, то женщины и дети подвергались опасности нападения Тигров. Эта версия сейчас воспринимается слишком буквально. Тигру эти кольца не помешают задуманное, но если рассматривать кольца как амулеты защищающие от тигров, то тогда версия имеет право на существование.

Защита от похищения представителями других народов. Женщины и Буддистские реликвии всегда считались дорогим трофеем и войны возникающие из-за этого были частыми. Для того, чтобы сделать своих женщин непривлекательными для соседних племен, Карены и придумали надевать на своих женщин кольца.

Украшение. Просто украшение. Чем длиннее шея, тем женщина считается привлекательнее.

Версия о происхождении народа Карен от Дракона и Бога ветра. Согласно этой легенде между драконихой и богом ветра зародилась любовь. Однажды Ветер узнал что дракониха беременна и стал кружить вокруг нее от радости! Дракониха произвела на свет кокон из которого и появился первый представитель народности Карен. В память об этом событии женщины Карен и носят спиралевидные кольца на шее.

По одной из легенд, мужчина мог снять с женщины кольца если уличал ее в неверности и тем самым приковывал ее к постели, т.к. женщина не могла ходить без колец. Легенда относится скорее к племени, которое проживает в Африке.

В любом случае сейчас женщина Карен, которая носит кольца находится в более выгодном положении чем остальные. Они не работают на плантациях, не занимаются тяжелой работой. Основным видом деятельности для них являются народные промыслы - вышивание, плетение, ткачество. Мужчина у которого жена с кольцами имел более высокий статус в сравнении с другими мужчинами, жены которых не носили колец.

Ношение колец приводит к изменением в организме, опускаются ключицы, атрофируются мышцы поддерживающие шею.

Вблизи города Паттайя есть небольшая деревушка, где проживают женщины и мужчины племени Карен. Основным видом деятельности является продажа сувениров туристам, плетение шарфов и национальных элементов одежды. В этой же деревне можно встретить женщину с тяжелым головным убором на голове и в национальной одежде, но без колец. Это женщина принадлежит народности Акха, так же проживающих на территории Таиланда.

Посещение деревни Каренов платное, стоимость билета около 250 руб. с человека. Добраться можно либо в составе организованной экскурсии из Паттайи, либо самостоятельно автостопом или взяв в прокат мотобайк. Деревня Карен находится рядом с наскальным изображением Будды.

Нашу планету населяют множество народностей, племён, разговаривающих на различных языках, имеющих свои традиции, национальные обычаи и нравы. Удивительный народ группы каренов из племени падаунг живёт на территории Мьянмы и в Северном Таиланде.

Это немногочисленное племя, численностью более 50 тысяч человек проживает в высокогорных деревнях. Они строят свои хижины из пальмовых листьев и устанавливают их на земле, а не на сваях. Занимаются земледелием, выращивает рис, разводят быков, буйволов, слонов, мужчины работают погонщиками слонов, женщины занимаются домашними делами, изготавливают сувениры для туристов.


Чем же удивительно это племя? Женщин племени падаунг называют женщинами - жирафами, потому что у них очень длинные шеи.
У этого народа существует необычный национальный обычай - « вытягивание шеи». Длинная шея считается признаком красоты и благополучия.


Начиная с пятилетнего возраста, девочкам надевают на шею медные кольца, толщиной около сантиметра, постепенно добавляя количество колец. Когда девушка выходит замуж, наращивание колец прекращается. Взрослая женщина имеет до двух десятков колец, которые могут весить около пяти килограммов.

Раньше считалось, что кольца удлиняют шейные суставы, хотя на самом деле происходит деформация плечевой зоны, так как под тяжестью колец плечевой пояс постепенно опускается, а в самой шее никаких изменений не происходит. Бытует мнение, что если снять кольца, то шея может сломаться, это мнение не соответствует действительности. Женщины могут снимать кольца и снова надевать. Если отказаться от ношения колец, то шея восстанавливается в течение года- трёх лет.


Так же женщины падаунг носят кольца на руках и на ногах. Костюм женщин-жирафов состоит из длинной белой блузы без воротника, с застёжкой спереди и юбки длиной до колен. В наше время длинные шеи женщин привлекают туристов и дают возможность заработать.

На юге и юго-востоке Бирмы (Мьянмы) обитает этническая группа Карены. Из-за военных конфликтов с правительством часть племен мигрировало в Северный Тайланд.
Среди них есть одно племя Падаунг, хорошо известное в мире благодаря национальному обычаю "вытягивания" шеи у женщин при помощи металлических колец. Их еще часто называют "женщинами-жирафами" или "длинношеями".

Кольца начинают носить примерно с пятилетнего возраста. Точнее это даже не кольца, а медный прут толщиной примерно в сантиметр, который спирально закручивается вокруг шеи. С каждым годом количество оборотов (колец) увеличивается, что, собственно, и приводит к удлиннению шеи.
У взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а вес такого украшения составлять 5-6 килограмм.
Наращивать кольца женщины прекращают к 25 годам или к моменту замужества. Также к этому времени скелет перестает расти и шея просто больше не удлинняется.
Чуть позже стали популярны и кольца на ногах и запястьях.

В настоящее время доказано, что за счет веса колец деформируется плечевая зона и опускаются ключицы, что и создает визуальный эффект удлиннения шеи, а в самой шее никаких изменений не происходит.)

Иногда спирали делают слишком высокими и они плотно прилегают к подбородку и плечам. Тогда женщина может потерять способность поворачивать голову. В случае снятия колец есть риск сломать шею, т.к. мышцы могут атрофироваться. Но такое встречается редко. Обычно верхняя часть колец не доходит до подбородка и остается возможность для движения головой.

Племена длинношеев можно встретить не только в Азии, но и в Африке. В отличие от азиатских, африканские племена одевают именно кольца, вытягивающие шейные позвонки. В этом случае снятие колец реально грозит переломом шеи.

Самый длинный латунный браслет насчитывал 25 витков и весил около 8 килограммов.
Самая длинная шея, зафиксированная в Книге Рекордов Гиннеса, имела длину 40 см.

Почему они стали носить кольца?
Точного ответа никто не знает. Есть несколько версий:
1. По одной легенде однажды на племя падаунгов напали тигры. Часть племени было убито, тигры перегрызли им шеи. Это обеспокоило людей, ведь род мог прекратиться. Глава племени решил одеть на женщин своеобразную защиту в виде металлических колец для увеличения шансов выжить в следующий раз и как оберег от несчастий. Сначала кольца были золотыми, но после заменены на более дешевые и легкие металлы.
2. По другой легенде считается, что предки падаунгов произошли от союза драконихи и ветра. Когда ветер узнал, что его жена беременна, он начал кружить вокруг нее от счастья, пока она не родила кокон, из которого появился первый падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят на шее спиралевидные кольца.
3. Таким образом падаунги делали женщин непривлекательными для вражеских племен, тем самым спасая их от рабства.
4. Есть версия, что так хранились драгоценные металлы.
5. Конечно же для красоты.) Считалось, что длинная шея - это привлекательно и у женщины больше шансов выйти замуж.

В настоящее время жительницы племени продолжают носить кольца в дань предкам, а также потому что это привлекает туристов и позволяет зарабатывать.
Основным занятием женщин-длинношеев является ткачество. Они делают прекрасные платки и не только. Остальные жители племени падаунгов занимаются выращиванием риса, чая и т.д.






















Также нам встретились представители племени Акха.
На женщне традиционный наряд, они так ходят каждый день.

И девушки из племени Лаху, которые имеют характерные тоннели в ушах.)



Ну и курящая бабушка.)
К сожалению, не могу идентифицировать ее народность, скорее всего Карены.

В 2006 году среди молодежи появилось движение, отвергающее традиции. Девушки начали снимать кольца с шеи. Даже одна 40-летняя падаунг сняла свои кольца. В течение нескольких дней она испытывала дискомфорт, потом состояние пришло в норму. После пары лет форма шеи возвращается к обычному виду.

Очень жаль, что молодежь перестает ценить свои традиции. Новое поколение отказывается от национальной одежды и обычаев. Многие одеваются "по-современному", типичная одежда, ничем не выделяющая их из толпы.
Еще каких-то 10 лет и все красочные племена останутся только на картинках..

Также мне жаль несчастные племена падаунгов, которые сделали туристической диковинкой. Некоторых насильно переселили в Паттайю, чтобы зарабатывать на них деньги.
Туристов приводят, как в цирк, а падаунги сидят и смиренно позируют для них.
Мы, к сожалению, были тоже в туристической деревне, потому что до настоящих племен добраться не просто, нужно ехать в джунгли.)

После в голове крутились разные мысли и родилось желание проехаться по Бирме, Лаосу, Вьетнаму, Камбодже и еще раз Тайланду в поисках реальных племен с реальными бабушками, которые курят опиум и занимаются своими традиционными промыслами.

Фотограф: Александра Наветная
http://navetnaya.com/
Тайланд, Чианг Рай

В высокогорных районах Юго-Восточной Азии проживает интересный народ падаунг (или каян). Девочки падаунг с 5-летнего возраста носят на шее медные спирали. Сначала на шею надевают спираль из шесть колец, а затем ежегодно их количество увеличивают на одно. К моменту замужества число колец достигает своего максимума, а после свадьбы их, как правило, не добавляют. Шея женщины при этом вытягивается, что приводит иногда к увеличению ее длины до 40 сантиметров. Из-за экзотического внешнего вида их стали называть женщины-жирафы, а районы их проживания очень популярны у туристов.

Падаунг живут на приграничных территориях Таиланда и Мьянмы, а их численность более 50 000 человек. Традиционным занятием народа падаунг является выращивание риса и разведение скота. Обычай носить на шее медные спирали уходит корнями в глубокую древность. В каждом поселении есть женщины, владеющие искусством надевания колец. Как только девочке исполняется 5 лет, она надевает свои первые кольца.


В дальнейшем количество колец увеличивается, а иногда конструкция настолько высока и неудобна, что сковывает движения и девушкам бывает трудно повернуть или наклонить голову. Помимо колец на шее, женщины носят кольца на руках и ногах, а их национальный костюм дополняет белая рубаха, украшенная тесьмой.

Туристам рассказывают, что обычай носить кольца связан со специфическими представлениями племени падаунг о красоте. Длинная шея считается символом благополучия и красоты. Но такой обычай имеет и более практичное объяснение.


Как считают сами падаунг, подобная конструкция была призвана спасти их от тигров, встречи с которыми до сих пор не редкость в этом регионе. Видимо, мужчины племени могли сразиться с хищником и дать ему отпор, а вот шею женщин пришлось защищать.


По другой версии, подобные кольца служили для идентификации женщин племени. Дело в том, что в этом регионе процветали кражи девушек соседними народами, а также самовольное бегство. Поэтому падаунг придумали такой оригинальный способ защиты своих красавиц от посягательств соседей. Ведь кольца невозможно снять без специальных навыков и приспособлений, и отправившиеся на поиски мужчины без труда обнаружат девушку-падаунг. И даже если их снять, будет заметна более длинная шея девушки, что сразу вызовет на подозрения.


По мнению медиков, ношение обычных спиралей не сказывается негативным образом на здоровье женщин. Но иногда спирали специально делают слишком высокими. В этом случае достигается больший эффект и шея становится очень длинной. Но при этом затрудняется подвижность головы, а мышцы, призванные обеспечивать эту подвижность, атрофируются. Если такие женщины снимут кольца, то может произойти перелом шеи.


Сегодня не все женщины падаунг хотят носить кольца, одетые на них еще в детстве. Некоторые снимают их и дальше прекрасно обходятся без спиралей. Но в некоторых деревнях на территории Таиланда обычай носить кольца считается не только признаком красоты, но и способом заработка. Туристы, приезжающие в поселения падаунг с радостью покупают сувениры и одежду, а также фотографируются с удивительными длинношеими женщинами.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.