Адаптация приемных родителей. Рекомендации по адаптации приемного ребенка в семье

Решение взять в свою семью приемного ребенка - нелегкий и очень ответственный шаг, требующий от родителей много сил и терпения. К счастью, на сегодняшний день существуют организации, которые помогают будущим приемным родителям в решении многих психологических и социальных проблем, которые могут возникнуть после его принятия.

Одной из таких организаций является общественная организации «Врачи детям», специалисты которой с 2002 года обучают будущих родителей, разбирают с желающими стать мамами и папами все сложные ситуации, которые могут возникнуть вместе с приходом в их дом нового ребенка. Особое внимание психологи обращают на период адаптации, который иногда длится около года: с момента, когда ребенок в первый раз видит свою приемную семью, и до того, как он начинает чувствовать себя ее полноценным членом. По словам специалистов «Врачи детям», процесс адаптации можно разделить на несколько этапов, которые мы рассмотрим в этой статье.

«Медовый месяц»

Этот этап начинается еще до окончательного прихода ребенка в семью: во время его первых визитов в гости. Такая промежуточная стадия удобна для развития отношений между ребенком и родителями, так как не предполагает большой ответственности. На данном этапе все обычно идет просто замечательно: родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, а ребенок, в свою очередь, изо всех сил пытается понравиться.

Во время «медового месяца» приемные родители должны относиться бережно к чувствам ребенка: не стоит называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство, стараться побыстрее сблизиться. Также не надо загружать ребенка новыми впечатлениями - его психика может не справиться с большим объемом свежей информации.

Бывает, что новые переживания негативно отражаются на ребенке. В результате он начинает испытывать тревогу, плохо спать, подвергаться перепадам настроения. В такой ситуации надо быть максимально внимательным к малышу.

Еще один важный момент, который необходимо учитывать: с точки зрения ребенка он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детское учреждение, а когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает вину, чувствует себя предателем. В любом случае ему необходима поддержка его новых родителей.

«Уже не гость»

Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Приемным родителям может показаться, что хорошего и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как хочется взрослым. В такой момент приемные родители могут испугаться, не совершили ли они ошибку? Правильно ли сделали, что взяли этого ребенка в семью?

Здесь нужно отметить, что подобные ситуации - закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.

Основные причины кризиса

1. Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины
Как бы странно это ни звучало, но ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак. Дело в том, что ребенок очень старался понравиться взрослым в течение всего периода, который мы условно назвали «медовый месяц». Однако долго сдерживать себя невозможно - и в какой-то момент малыш «отпускает» эмоциональную напряженность, начинает реагировать на стрессовые ситуации обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны - это и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что его «уже не прогонят».

2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям

Ухудшению поведения ребенка могут способствовать ошибки его приемных родителей. Не стоит требовать благодарности от ребенка - он, конечно же, благодарен, но пока не знает, как выразить свои чувства. «Этим навыком ребенку еще предстоит овладеть в приемной семье», - объясняют сложную ситуацию психологи организации «Врачи детям».

Также не надо приписывать малышу больше знаний и умений, чем у него есть. Нельзя забывать о трудностях ребенка, связанных с эмоциональными и интеллектуальными проблемами.

3. Нарастание детской тревоги из-за неполного понимания своего места и своей роли в принимающей семье

Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку
требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но прежде чем заводить
такой разговор, необходимо согласовать этот вопрос с социальным работником.

4. Предыдущий травмирующий жизненный опыт ребенка

Когда ребенок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных отношениях в «прежней» жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить свой прошлый опыт, чтобы нормально развиваться дальше. Как это бывает? Например, так.

Рассказывает приемная мама шестилетней Ани: «Первый месяц Анечка была просто золотым ребенком, мы не могли нарадоваться на нее - добрая, ласковая. И вдруг случилось странное. Как-то утром я зашла к ней в комнату и обнаружила, что она сидит и сосредоточенно отламывает руку кукле. На полу валялись еще две куклы, уже без рук и ног. Странно, мне никогда бы в голову не пришло, что у этой девочки могут быть такие агрессивные порывы».

Вполне возможно, что таким образом девочка пыталась показать жестокое обращение с детьми, принятое в ее кровной семье. Не стоит пугаться таких проявлений. Нужно вместе с ребенком пожалеть куклу, говоря при этом: «Как же так? Может быть, можно ее полечить? Давай больше не будем обижать куклу». Однако, если это повторяется, лучше обратиться за советом к детскому психологу.

Почему кризис необходим приемной семье?

  • Кризис помогает родителям обнаружить проблемы ребенка.
  • Невозможно перейти на следующий этап адаптации в приемной семье, минуя кризисный период. Нерешенные эмоциональные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе и тянуть семью назад.
  • Пройдя через кризис, приемные родители приобретают необходимую уверенность, становятся воспитателями более высокой квалификации, что, несомненно, помогает им добиться больших успехов в укреплении семьи.
  • Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно.
  • При успешном прохождении кризиса у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи.
  • В конце концов, ничто не сплачивает семью лучше, чем совместное преодоление трудностей!

Слово приемным родителям:

Я не ожидала этих трудностей… А главные трудности еще впереди.
- Необходимо умение быть с ребенком, терпение.
- Кризисы будут, не питайте иллюзий, но без них невозможно двигаться вперед!

Приемный ребенок

«Вживание»
На этом этапе приемная семья тоже может испытывать некоторые проблемы. Часто случается так, что родители уделяют недостаточно внимания кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Они, подобно приемному, так же могут начать плохо себя вести, у них может снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако проблемы с приемным ребенком помогут родителям лучше понять и проблемы кровных детей.

Но тем не менее на этом этапе, как правило, и приемные родители, и ребенок вздыхают свободно. Ребенок начинает чувствовать себя действительно как дома, принимает правила поведения, сложившиеся в семье. Изменяется и внешность ребенка: он прибавляет в весе, улучшается состояние его кожи и волос, прекращаются аллергические реакции. Ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе.

И все же следует помнить, что любое изменение, происходящее в семье, может оказать на только-только начинающего привыкать ребенка травмирующее воздействие.

«Стабилизация отношений»

На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все удовлетворены состоянием своей семьи. Приемный ребенок ведет себя так же, как и кровные дети, он спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба кровных родителей и другие проблемы.

Адаптация приемных родителей

«Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства!» - напоминают психологи организации «Врачи детям». Ведь адаптация в новой семье происходит с двух сторон: ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и приемные родители должны к ней привыкнуть.
Нужно помнить, что как бы то ни было быть приемным родителем - это работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И, как и любая другая работа, она требует отдыха.

Слово приемным родителям:

Бывали моменты, когда хотелось все бросить, я не могла понять, зачем мне все это надо. Но постепенно я поняла: я права, я на своем пути.
- Я бы прошла снова весь путь.
- Дети заставляют нас самих меняться.

Наша система устроена так, что до двух-трехмесячного возраста деток в семью устроить редко удается.

Таким образом, у вас на руках оказывается кроха, который не может рассказать о том, что его беспокоит. Скорее всего, он не познал тепла материнских рук, поскольку его оставили одного сразу же после рождения. Биологическая мать покинула его в родильном доме, дав согласие на . Что происходит в душе у этого малыша и его приемной мамы?

Если вы читали литературу о родах или же у вас уже есть дети, вы наверняка знаете, как много значат первые часы, дни, недели жизни для человечка. В норме долгожданного малыша прикладывают к груди через несколько часов после рождения, его обнимают, ему рады. Именно к этому малыш «подсознательно» готов, ведь в процессе родов у мамы и у крохи вырабатываются гормоны, которые помогают им испытать взаимную любовь и привязанность. Первый контакт глазами после родов, первое кормление — все это создает ту самую базу, на которой строится материнский инстинкт.

Разумеется, человек — не животное. Да и далеко не все животные отвергают малыша из чужого потомства, далеко не все детеныши отвергают самку, которая не является их биологической матерью. А человеку и вовсе свойственна удивительная способность — любить. Любить вовсе не за то, что ребенок «своерожденный», а любить — чтобы отдать свое тепло маленькому беззащитному существу. И тем не менее, без своеобразной «гормональной поддержки» и маме, и малышу первое время может быть непросто.

Малыш уже успел усвоить, что в этом мире его никто не ждет. Представьте себе, через что ему пришлось пройти: равнодушие взрослых, отсутствие кого-то, для кого он единственный и неповторимый, постоянные перемещения, возможно, физические страдания из-за неправильного ухода. Все, что чувствует малыш в такой ситуации, — это боль и страх. Это может проявлять по-разному: одни малыши слишком много плачут, другие проявляют нездоровую апатию, то есть не плачут тогда, когда «семейный» ребенок стал бы привлекать к себе внимание плачем, зная, что на этот сигнал откликается заботливый взрослый.

Общее для всех малышей — неадекватная реакция на обычное общение: детки редко успокаиваются на руках, могут пугаться объятий, не выносить поглаживаний. Они не смотрят в глаза, у них очень бедная мимика без попытки улыбнуться. Нет привычки к так называемой «обращенной речи»: когда малышу что-то говорят, он смотрит в лицо говорящего, понимает, что к нему обращаются, и улыбается. Малыши просто не привыкли к тому, что это бывает в их жизни. У них заторможено сенсорное развитие, поскольку их практически не брали на ручки, не целовали — в результате на любой физический контакт они реагируют либо раздражением, либо равнодушием.

В принципе, большая часть этих вещей начинает исчезать уже в то время, пока вы общаетесь с малышом в Доме ребенка. Однако части этих симптомов предстоит остаться с ним еще на какое-то время.

Чувства мамы

По сути дела, нет большой разницы между тем, кричит малыш или он подавлен. Ведь причина одна и та же — депривация, то есть разлука с матерью. В этой ситуации от вас требуется терпение.

Не рассуждайте на тему «ребенок меня не принимает». Помните, что ответственность за то, что ребенок станет членом именно вашей семьи, всецело лежит на вас — ведь именно вы решили, что это будет так. Малыш просто страдает, не умеет быть чьим-то, ему нужно время.

Не ждите от себя слишком многого. Даже те, кто родил собственного ребенка, несмотря на всю гормональную поддержку и прочее, испытывает раздражение и отчаяние, когда ребенок плачет. Биологическая мать также переживает, чувствует усталость, болезненно относится к тому, что появление малыша сильно изменило образ жизни, наложило значительные ограничения на возможности проводить время так, как заблагорассудится, и т.п. Не стоит переживать, что вы плохая мать, не готовы, не дадите ребенку того, что ему нужно. Дайте себе время и не судите себя слишком строго.

Не ждите слишком много от ребенка. Ребенок не может понять, что с ним произошло. Какое-то время вы для него ничем не будете отличаться от многочисленных нянечек и врачей, через руки которых ему довелось пройти. Он просто не понимает, что такое «мама», потому что ее у него никогда не было, со своими бедами он был один на один, его никто не любил и не жалел. Со временем, когда у него накопится опыт, он многое поймет и почувствует. Кому-то для этого бывает достаточно недели, кому-то — нескольких месяцев.

Отдельная тема — агрессия приемных родителей по отношению к малышу. Об этом не любят говорить те, кто прошел через приемное родительство, однако факт остается фактом: практически все испытывали сильную агрессию по отношению к ребенку. Иногда могли не сдержаться и шлепнуть малыша, когда он плачет. Да, это совсем не вяжется с тем благостным образом усыновителя, который витает в наших мечтах: благородный, сильный, спасающий ребенка от сиротства, дающий ему любовь. Однако пугаясь, ненавидя себя в таких ситуациях, вы не разрешите проблему. Помните: по всей видимости, ваши чувства совершенно нормальны, а действия — не хороши, но вполне объяснимы. Ребенок усыновлен, у вас нет помощи «гормональной любви», которая защищает такое воистину невыносимое существо, как маленький кричащий комок, от вполне естественного раздражения. Своерожденный ребенок и то может доводить родителей до белого каления, а тут такая ситуация. Да, вам приходится нелегко, однако со временем это пройдет. Если есть возможность, обратитесь к тематическому психологу, чтобы поговорить об этой проблеме — осуждать вас никто не будет, ваша ситуация типична. Если такой возможности нет, просто помните: через это прошли многие усыновители. Не обвиняйте себя во всех смертных грехах — просто постарайтесь давать себе как можно больше отдыха, максимально устраните причины, которые приводят к стрессу, позвольте окружающим помочь вам, посидеть с ребенком и т.п.

Около трех лет

Детишки более сознательного возраста, если они были оставлены в родительном доме, уже ощутимо отстают от сверстников в плане сенсорного и интеллектуального развития. Нельзя говорить о том, что они неадаптированы к жизни, они просто адаптированы к той среде, в которой жили, а эта среда не требовала от них ни активности, ни способности общаться, ни пытливого ума. Вот наиболее распространенные черты «домребенковских» деток, которые отличают их от семейных.

Отсутствие инициативности. Детки не хватают все подряд, не пытаются исследовать мир. Большинство из них выглядят заторможенными и пассивными: куда посадят, там и будет сидеть и т.п. Целенаправленно бороться с этим не надо: когда кроха почувствует себя в безопасности, он станет интересоваться окружающим миром.

Неумение смотреть в лицо. Мы инстинктивно раздражаемся, когда люди не смотрят нам в глаза, однако для сироты такое поведение — норма. Дело в том, что глаза — это портал искренности, через взгляд мы обмениваемся чувствами. Ребенок не привык к открытому общению, ему нужно время. Не проявляйте недовольства, не настаивайте, просто чаще обращайтесь к ребенку, глядя ему в лицо. Сначала на расстоянии, потом сокращайте дистанцию.

Дети не понимают, что им нравится или не нравится. Они по лицу взрослых уже научились считывать, чем взрослый доволен, и боятся его прогневать. Поэтому первое время вам будет казаться, что ребенку все равно, что вы делаете, чем пытаетесь его заинтересовать, он будет вам одинаково улыбаться. Часто это будет натужная улыбка через страх. Со временем ребенок научится проявлять и свою волю, когда поймет, что вы готовы ее принять.

Самонаказание. Вы можете быть шокированы, если после вашего замечания ребенок сам себя отшлепает, ударит по лицу и т.п. К сожалению, такое бывает, если ребенка наказывали. Не пугайтесь и не возмущайтесь — игнорируйте. Если вы не будете наказывать ребенка физически, со временем у него это пройдет.

Неумение отказать. Ребенок будет патологически послушен — он вас боится, не знает, чего ожидать. Он будет есть неприятную ему или лишнюю пищу — у него рефлекс открывать рот, когда к нему подносят ложку, и т.п.

Прожорливость. Вам будет казаться, что ребенок недоедал, поскольку он будет кушать все в огромных количествах. На самом деле дети в домах ребенка питаются достаточно неплохо. Дело в том, что ребенок слушается вас: вы предлагаете, он боится отказаться. Или же он просто привык есть, пока есть еда, — ведь в доме ребенка он видел еду только во время приема пищи, никаких вазочек с фруктами, хлеба на столе в остальное время там не бывает. Может быть, у него так проявляется инициативность: когда взрослый человек попадает в отель «все включено», ему тоже хочется всего напробоваться, а некоторым и наесться про запас. Следите за тем, чтобы ребенок не переедал, иначе он может плохо себя почувствовать, особенно с учетом того, что еда непривычная.

Отказ от пищи. Некоторые дети ведут себя противоположным образом — отказываются кушать. Не переживайте, у малыша стресс. В новой обстановке да еще и незнакомая еда. Подсовывайте небольшие кусочки, чтобы он мог утолить голод, если он категорически отказывается кушать как следует. Это пройдет.

Выпадение из контакта. Многие дети, которым пришлось перенести длительную госпитализацию, или же если они содержались в неблагополучном доме ребенка, приобретают так называемый «госпитализм». Симптомы этого явления несколько напоминают детский аутизм: ребенок выпадает из общения, не смотрит в лицо, при стрессе погружается в себя и совершает монотонные движения, может бормотать. Это свойственно деткам, которые от природы впечатлительны, обладают возбудимой нервной системой. В нормальных условиях они были бы открытыми и активными. Со временем так и будет. Если вы заметили явный прогресс за время встреч с ребенком, значит, вы на правильном пути, и симптомы со временем пройдут.

Ваша задача понять: у ребенка стресс в новой обстановке. Мало того, что он попал в незнакомую среду, так еще у него очень мало опыта перемены мест, он привык к жесткому режиму, фактически вся его жизнь протекала в рамках нескольких помещений в доме ребенка и площадки, на которую выходила погулять его группа. Представьте, что вас поместили в страну с совершенно другой культурой и малопонятным языком... В среднем приемному малышу требуется от двух недель до месяца для того, чтобы освоиться.

Вопросы воспитания

Довольно часто приемным родителям хочется отдать малышу всю ту любовь, которой он был лишен все эти месяцы или годы. Однако не стоит путать любовь и вседозволенность, разрешая ребенку стоять на голове и вести себя так, как ему заблагорассудится. Попав в новую обстановку, ребенок будет следить за вашей реакцией на каждое его действие и таким образом выяснит, правильно ли он себя ведет.

Большинство деток будут подобны маятнику: то послушные-послушные, то самовольные и даже несколько агрессивные. Все это — проявление адаптации к новым условиям жизни. Одни детки становятся невыносимыми уже через неделю, у многих первый месяц протекает гладко, а потом начинается бунт, некоторые малыши страдают сразу по прибытии домой, а потом успокаиваются. В любом случае, стоит изначально задать правильный тон вашим отношениям: если вам не нравится, когда дети бегают и кричат, делайте ребенку замечание сразу же, без скидки на то, что он вынес немало страданий.

Многие приемные родители отмечают, что дети не реагируют на запреты, которые высказаны спокойным тоном. Да, большинство малышей привыкли к тому, что их одергивают резким, громким окриком. Постепенно приучайте ребенка к спокойному общению: говорите «нет» спокойно глядя в лицо, прежде чем резко одернуть, несколько раз повторите «нельзя» ровным голосом.

Помните, что ребенок не привык к «эксклюзивному» общению, но привык делать, как все. Побольше показывайте ему на личном примере, чего вы бы хотели добиться.

Отдельная проблема — «свое-чужое». В условиях Дома ребенка у малыша не было никакой собственности, даже одежку на него надевали ту, которая под руку попадется: сегодня шапочка на нем, завтра она же на его соседе по группе. Поэтому малыш не будет еще долгое время понимать, почему нельзя брать какие-то вещи. Просто терпеливо и неоднократно повторяйте «нельзя», мягко отстраняйте кроху.

Эти малыши могут казаться бесстрашными, поскольку они, как только пройдет первый стресс, начнут везде лезть и все хватать. Все дело в том, что у них нет опыта обращения с опасными предметами и ситуациями. В Доме ребенка их ограждали от всего, что может быть так или иначе связано с травмами. Придется проявлять особую бдительность и быть готовой к тому, что первое время малыш будет набивать шишки то здесь, то там.

Через какое-то время малыш начнет требовать внимания не только от вас, но и от всех встречных поперечных. Когда он поймет, что миру до него есть дело, он может начать хватать всех окружающих, ко всем идти на ручки. Это не значит, что ему наплевать на вас или что он всех любит. Просто он как голодный человек, который дорвался до еды: пытается наесться впрок. Это тоже надо пережить.

Возможно, какое-то время он будет предпочитать любого улыбнувшегося ему постороннего человека и будет готов уйти от вас с чужим дядей. Так проявляется, с одной стороны, его привычка слушаться всех взрослых, с другой — радость, что на него обращают внимание. Будьте бдительны в общественных местах — эти дети легко могут потеряться, их легко может увлечь любой взрослый.

Отдельная проблема: вопрос сна. Какое-то время вас могут шокировать привычки малыша раскачиваться перед сном, дергать себя за волосы, странным образом сосать руку. Не вмешивайтесь в процесс — пусть засыпает так, как привык. Первое время большинству детей плохо, если вы пытаетесь их укачивать или даже просто сидеть рядом — они не могут расслабиться в вашем присутствии. В идеале малышу нужно засыпать в детской, ложась одновременно с вашим ребенком, если он есть. Если нет — пусть засыпает один при свете ночника. Понаблюдайте, как ему спокойней: если вы останетесь в комнате и будете, скажем, вязать, или если выйдете и оставите его одного — это индивидуально.

Многих родителей, которые не имеют возможности постоянно консультироваться с психологом, волнует вопрос: правильно ли идет адаптация, не совершают ли они каких-либо фатальных ошибок. Помните, что самое страшное уже позади. Вашему малышу и вам предстоит научиться жить в одном доме, быть семьей. Первые месяцы будут трудными для всей семьи, но потом все наладится.

Самые явные признаки успешной адаптации таковы:

  • у ребенка стала более живая мимика;
  • малыш проявляет интерес к окружающему миру, он активно хватает предметы, изучает их сенсорно;
  • ребенок в стрессовой ситуации льнет к вам, прячется за вас;
  • ребенок проявляет свою волю, отказывается от чего-то;
  • у ребенка появляется любимая и нелюбимая еда, игрушки, занятия;
  • ребенок начинает смотреть вам в глаза, первый обнимает вас, смотрит или указывает на вас, если его спрашивают «где мама?»;
  • ребенок оглядывается на вас, ищет вас глазами, если уходит от вас на площадке и т.п.;
  • ребенок отвергает неприятные ему действия взрослых: отталкивает врача, не идет к посторонним на улице и т.п.;
  • ребенок реагирует на ваши слова, запреты, сказанные спокойным голосом.

Все эти изменения происходят довольно быстро, однако далеко не всегда они очевидны для мамы — ведь малыш весь день на глазах, да и всегда невольно сравниваешь его с ровесниками — домашними детьми. И всегда понимаешь: нам еще работать и работать... Не стесняйтесь принимать комплименты друзей, которые видят малыша не часто — они заметят, как раскрывается, крепнет, растет ваш ребенок, как на смену адаптации придет период «наверстывания упущенного» — тоже тяжелый, но очень радостный.

Анна Никитина

Обсуждение

Усыновили три дня назад двоих детей....все в статье сейчас у нас...крики, плачи....))))) Получаем удовольствие))))

08.03.2018 00:33:54, Max111

Тема 13. Проблемы воспитания приёмных детей

1. Процесс адаптации ребёнка в приёмной семье. Характеристика этапов адаптации.

2. Основные про­блемы во взаимоотношениях приёмныхродителей и детей.

3. Причины отказа от детей в приёмных се­мьях. Типичные ожидания и разочарования приём­ных родителей.

1. Гуминская, Л.Н. Адаптация ребенка в приемной семье / Л.Н. Гуминская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. –№ 2. –С.16–17.

2. Простак, Г.Л. Особенности социальной ситуации развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.Л. Простак // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. –№ 4. –С. 15–22.

3. Фурманов, И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Минск: Тесей, 1999. – 340 с.

4. Яролславцева, И.В. Депривированный подросток: личностный и психофизиологический потенциал адаптации / И.В. Ярославцева // дефектология. – 2003. – № 5. – С. 28–33.

Адаптация – неизбежный и тяжёлый пе­риод для каждой приёмной семьи. Когда де­ти попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку, большинство из них теря­ют активность, у них притупляются приобре­тенные умения и навыки. В этот период самое главное – как можно скорее помочь детям осознать, что мир вокруг них надёжен и безопасен, организовать и наладить порядок но­вой жизни.

Подмечено, что легче адаптируются сангви­ники – живые, подвижные дети, они быстро приспосабливаются к окружающим событиям, сравнительно легко переживают неприятно­сти и неудачи. Медленнее (но также стабильно) адаптируются дети с преобладанием флегмати­ческих черт – медлительные, невозмутимые, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Наибольшие трудности возникают у детей с холерическим и меланхолическим темпераментами. В слу­чае изменения среды холерики «выплёскива­ют» эмоции на окружающих, что не всегда тем нравится, а меланхолики осуществляют «само­агрессию», что может привести их к психичес­ким расстройствам.

Успешность адаптации ребёнка зависит в первую очередь от умения взрослых правиль­но наладить внутрисемейное общение. Оно будет эффективным в том случае, если член семьи (как правило, взрослый) не станет рас­сматривать своего подопечного только в качестве пассивного объекта своих воспита­тельных воздействий. Приёмные родители должны общаться с ребёнком ясно и свободно, чтобы было понятно, что они думают, чувству­ют, чего ожидают от него, как понимают и оце­нивают его поведение, каковы их намерения и планы в отношении его будущего. Связи меж­ду всеми членами семьи должны быть макси­мально доброжелательными, а главным резуль­татом должно стать благополучие не только приёмного ребёнка, но и всех членов приём­ной семьи.



Таким образом, адаптация ребёнка в приёмной семье – это:

Ø адаптация к образу жизнедеятельности семьи (интерьер, режим жизни, преоб­ладающие настроения, стереотипы, ти­пичный социально-психологический и се­мейный микроклимат);

Ø адаптация к другим членам семьи, близ­ким и знакомым (ребёнок больше все­го хочет, чтобы в новой семье его при­няли, признали своим, поэтому он бу­дет особенно тянуться к людям, которые проявили к нему интерес, и избегать тех, кто как бы выжидает, сохраняет дистан­цию; ребёнок должен постепенно обре­тать чувство, что он в новой семье не чужой, а свой, родной; наилучшее средство убеждения – позитивное отношение к ребёнку каждого окружающего);

Ø адаптация к нормам и ценностям се­мьи (с самых первых дней пребывания ребёнка в новой семье необходимо предъявлять ему несколько простейших требований и объяснять целесообраз­ность их выполнения; постепенно круг требований будет расширяться и совер­шенствоваться, а со временем обозна­чается весь круг ценностей (нравствен­ных, трудовых, эстетических);

Ø адаптация к традициям семьи и её при­вычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам.

Приёмным родителям бывает трудно при­нять ребёнка таким, какой он есть, приспосо­биться к его привычкам, поведению, чертам ха­рактера; трудно объяснить себе и простить по­ступки, которые кажутся непозволительными (жёсткость, грубость и т. д.). Главное – терпе­ние, сдержанность, стремление понять самим проблему и помочь ребёнку разобраться в себе самом. Очень важно принять самобытность и самостоятельность ребёнка, дать ему возмож­ность быть самим собой. Следует помнить, что достижение желаемого результата происходит не сразу. Нужно время.

В процессе адаптации ребенка в приемной семье можно выделить несколько периодов:

1. Ознакомительный: длится от 1 недели до 1–2 месяцев; наиболее ярко проявляются социальный и эмоциональный барьеры в поведении детей. Волнуются и дети и родители. Установить контакт с такими детьми легче всего через игрушки, предметы, подарки. Часто уступать ребенку, исполнять его же­лания, так как ограничениями в этот период нельзя ничего добиться. Дисциплинирую­щие ограничения надо вводить позже, когда ребенок привыкнет к новым условиям. Не ре­комендуется ходить с ребенком в магазины, поскольку ему сложно пережить эмоциональ­ные перегрузки.

Приемные дети часто испытывают тревожность, настороженность, неуверенность, боязливость, стресс. Они часто плачут, кричат, ведут себя агрессивно, пытаются убежать из дома, могут обманывать, сквернословить, воровать, проявлять другие негативные привычки, приобретенные в процессе виктимизации и депривации в условиях проживания в неблагополучной семье и детских учреждениях. Нередко это сопровождается отсутствием аппетита, нарушением сна и др.

2. Приспособительный. Длится от 2 до 4 ме­сяцев. Ребенок освоился в новых условиях и начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Внача­ле он беспрекословно подчиняется правилам, а затем, привыкнув, пробует вести себя как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит ломка сложившегоея стереотипа поведения. У неко­торых детей наблюдается регресс в поведении: возобновляется энурез, заикание и т.п.). Это свидетельствует о значимости для ребенка пре­жних взаимоотношений. Важную роль на этом этапе играют способности родителей установить контакты, доверительные отношения. Об ус­пешном преодолении трудностей свидетельству­ет менение внешнего облика ребенка: изменя­ется выражение лица, оно становится более осмысленным, оживленным.

Как правило, на данном этапе у ребят исчезает тревожность, напряжение, страх, ослабевают отклонения, негативные привычки, поведение становится более уравновешенным. Дети начинают проявлять отзывчивость и доброжелательность по отношению к родителям и другим детям; приобретают навыки самообслуживания; приобщаются к участию в хозяйственно-трудовых делах семьи; усваивают основные требования новой семьи.

З. Привыкание длится от 5 до 10 месяцев, а иногда и год. Дети реже вспоминают про­шлое. Появляется привязанность к родите­лям, возникают чувства. Период характеризуется тем, что приемные дети начинают чувствовать себя самостоятельными, свободными, независимыми; выполняют просьбы и требования родителей; относятся к ним с уважением, любовью, сочувствием, оказывают помощь в хозяйственных делах и воспитании младших детей; проявляют внимание и интерес к жизнедеятельности семьи, испытывают чувство гордости за то, что являются ее членами.

Если же отношения в новой семье не сложились, то у ребенка проявляются все прежние недостатки. Особые трудности возни­кают в подростковом возрасте, когда дети хо­тят знать, кто их родители, посмотреть на них. Это возможно и в семьях, где сложи­лись прекрасные отношения. Поведение детей изменяется: они становятся замкнутыми, начинают искать биологических родителей.

Часто кандидаты в приемные родители спрашивают совета у специалистов по вопросу оптимального возраста приемного ребенка с тем, чтобы его адаптация состоялась в семье успешней и безболезненней. Следует отметить, что эдесь многое зависит от состояния здоровья, личных качеств как самого ребенка, так и кандида­тов в замещающие родители. Как показывает практика, лучше всего брать на воспи­тание детей, которые по возрасту могли бы быть детьми кандидатов. Кроме того, желательно, чтобы приемные дети были младше родных (если таковые проживают совместно с кандидатами). Таким образом, во-первых, родной ребенок становится союзником, которому придется на правах старшего принимать уча­щие в воспитании, во-вторых, исключается возможность ухудшения положения родного ребенка (младшему труднее обидеть старшего).

Нужно обратить внимание приемных родителей на то, что успешность и быстрота привыкания ребёнка к новым условиям зависит от его возраста . Чем раньше ребенок будет помещен в се­мью, тем меньше на нем скажутся последствия сиротства. Однако в принятии ребенка любого возраста есть свои плюсы и минусы, о которых специалисты должны проинформировать приемных родителей перед выбором ребенка.

Ребенок от 1 года до 3 лет .

ü видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья, заметить патоло­гии развития (если такие есть);

ü ребенок податлив внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интел­лекта и черт характера;

ü ребенок начинает говорить, речь своеоб­разная и забавная;

ü он много передвигается, интересуется окружающим миром.

ü нужно много времени уделять уходу за ребенком; не остается времени на себя и дру­гих членов семьи, потому что все время за­нимает любопытный и любознательный ма­лыш;

ü ребенок подвержен различным заболева­ниям, простудам инфекциям.

Ребенок от 3 до 7 лет.

ü ребенок уже самостоятелен и независим;

ü можно определить отдельные черты ха­рактера, темперамент;

ü проявляются его способности, склоннос­ти и интересы;

ü он реже болеет;

ü он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, по­беседовать на разные темы.

ü он помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и дру­гих людей;

ü нужно больше труда и заботы, чтобы выровнять поведение детей этого возраста.

Ребенок от 7 до 12 лет .

ü ребенок самостоятелен и не требует много времени для ухода;

ü видны особенности характера, поведения, привычки, склонности, способности, уровень интеллекта;

ü ребенок очень хочет иметь хорошую се­мью; любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов на­звать родителем;

ü ребенок может оценить желание прием­ных родителей заменить ему родных.

ü бывает трудно приспособиться к особен­ностям поведения, привычкам, чертам харак­тера и принять его таким, каков он есть;

ü если что-то не нравится, ребенок про­являет характер;

ü нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражаться, понимать, что ребенок – продукт среды и обстоятельств, стал таким не по своей воле, а по вине окружавших его взрослых.

Дети старше 12 лет .

Можно помочь и подросткам-сиротам. С ними, конечно, очень сложно. Даже дети из вполне благополучных семей в этом возрасте доставляют своим родителям массу проблем. А подростки-сироты тем более. Однако они не столько сложнее, сколько необычнее. Не­возможно даже примерно представить, из чего сложен их жизненный опыт: каких привыч­ных для приемных родителей вещей не знает подросток-сирота, а что познал из того, чего не должен был познать человек его возраста. Поэтому труд­но представить искалеченный душевный мир этого человека, предсказать его поведение, которое совершенно необязательно может быть невыносимым.

Многие черты характера и некоторые лич­ностные качества уже трудно исправить, но изменить определенные жизненные установки и стремления возможно даже в этом возрас­те. А главное – можно подготовить детей к самостоятельной жизни.

Обычно дети, попадающие в приемные се­мьи, как правило, удивительно быстро раз­виваются. Одновременно с формированием чувства уверенности, с развитием межличностных отношений значительно развивается их речь, расширяется кругозор.

Приёмным родителям надо иметь в виду, что адаптация – неизбежный и тяжёлый период для каждой семьи. Дети попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку. Большинство из них теряют интерес и актив­ность.

С целью облегчить процесс адаптации приемных детей в новой для них семье вниманию приёмных родителей можно предложить нижеприведённую памятку:

ü Помогите детям в этот период осознать, что мир вокруг них безопасен и надёжен. Стремитесь быть с ребёнком как можно чаще, говорите с ним о том, что ему инте­ресно. Внимательно слушайте его.

ü Постарайтесь первое время придерживаться режима учреждения, из которого взят ребёнок.

ü Выясните его предпочтения в еде. Не настаивайте, если ребёнок будет отказывать­ся от каких-то продуктов. Не беспокойтесь, со временем он начнёт есть сам.

ü Не стоит давать ему горы игрушек. Они не обязательно вызовут бурю восторга. Не­привычные игрушки могут напугать малыша.

ü Не спешите выдать ребёнку все удовольствия в максимальных количествах. Необ­ходимо, чтобы дома он почувствовал себя защищенным. Главное – стабильность и отсутствие избыточной новизны, её и так будет предостаточно. Не торопитесь пе­регружать ребёнка впечатлениями.

ü Не обязательно в первое воремя совершать поездки в музеи, клубы, на праздники. Сначала хорошо бы ознакомиться с домом.

ü Не надейтесь, что ребёнок сразу проявит к вам положительную эмоциональную привязанность. Скорее, он будет испытывать беспокойство в ваше отсутствие.

ü Будьте терпеливы. Душевные раны ребёнка лечат время, внимание и любовь.

Дуюнова Ирина Николаевна

Педагог – психолог «Центра поддержки семьи» в городе Омске

E-mail: irishka 230992@ mail . ru

Решение взять в свою семью приемного ребенка – нелегкий и очень ответственный шаг, требующий от родителей много терпения и сил. К большому счастью, на сегодняшний день существуют организации, способные помочь будущим приемным родителям в решении многих психологических и социальных проблем, которые могут возникнуть после его принятия .

Одной из таких организаций является Казенное учреждение Омской области «Центр поддержки семьи», образованный в 2008 году. Он был основан как областной Центр сопровождения замещающих семей и решает как психологические, так и юридические проблемы, с которыми обращаются клиенты.

К основным направлениям деятельности Центра относятся:

Диагностирование потенциальных замещающих родителей, подопечных детей;

Психолого-педагогическая и юридическая подготовка граждан, желающих стать замещающими родителями;

Консультирование детей и родителей из замещающих семей;

Профилактическая работа по предотвращению жестокого обращения с детьми;

Коррекционно – развивающая работа с подопечными детьми.

Специалисты Центра обучают будущих родителей, разбирают с желающими стать мамами и папами все сложные ситуации, которые могут возникнуть вместе с приходом в их дом нового ребенка. Особое внимание психологи обращают на период адаптации, который иногда длится около года: с момента, когда ребенок в первый раз видит свою приемную семью, и до того, как он начинает чувствовать себя ее полноценным членом.

Процесс адаптации можно разделить на несколько этапов, рассмотрим каждый из них.

    «Медовый месяц». После знакомства и первых встреч с потенциальными приемными родителями ребенок отправляется в гости в семью. «Гостевание»- удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями. На данном этапе все участники, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, тоже пытается поддержать доброе отношение к себе. На первом этапе построения отношений нельзя давать ребенку авансы (называть его сыном или дочкой). Взрослому необходимо быть с ребенком, но не требовать ответных чувств благодарности. Если специалисты поддерживают решение о необходимости разговора приемного родителя с ребенком о его будущем, то разговор может проходить по приблизительно такой схеме:
    «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Выстраивание совместного будущего упорядочивает представления ребенка о его роли в приемной семье и снижает уровень тревожности

а) ожидание благодарности от ребенка. Дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить;

б) приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребенок может многого не уметь делать, а может он просто не привык что-то делать. Его необходимо сначала научить;
в) ожидание успешности обучения в школе. Родителям нужно помнить об эмоциональных трудностях ребенка (повышенная тревожность, возбудимость и т.д.) и об интеллектуальных проблемах (социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков) .

    «Вживание». На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые лучше понимают как свои проблемы, так и проблемы ребенка. На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие и ревность .

    «Стабилизация отношений». Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.
    Ребенок спокоен за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место в приемной семье, в социуме.
    Адаптация ребёнка к новой семье происходит примерно в течение года. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одного из главных качеств этого периода - принятие подопечного ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой .

Почему кризис необходим приемной семье?

    Кризис помогает родителям обнаружить проблемы ребенка;

    Невозможно перейти на следующий этап адаптации в приемной семье, минуя кризисный период. Нерешенные эмоциональные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе, и тянуть семью назад;

    Пройдя через кризис, приемные родители приобретают необходимую уверенность, становятся воспитателями более высокой квалификации, что, несомненно, помогает им добиться больших успехов в укреплении семьи;

    Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно;

    При успешном прохождении кризиса у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи;

    Совместное преодоление трудностей – хорошо сплачивает семью.

«Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства!», так как адаптация происходит с двух сторон: ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и приемные родители должны к ней привыкнуть. Необходимо помнить, что бы ни было быть приемным родителем – это работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И, как и любая другая работа, она требует отдыха.

Список литературы

    Абросова Л.М. Настольная книга приемного родителя: практическое пособие. СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. - 128 с.

    Кузьменкова С.Н., Кокоткина Н.В. А даптация детей в замещающих семьях. Опыт, проблемы и пути их решения: пособие. Смоленск. 2010 – 57 с.

I. Введение

1.1. В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. При этом подразумевается процессуальная сторона собственно явления адаптации в отличие от приспособления животных, преодоления трудностей или формирования определенных свойств личности, например, профессиональных качеств.
2.1. Социологический подход трактует адаптацию как процесс «вхождения» личности в новые социальные роли, причем сущность данного процесса заключается в содержательном, творческом приспособлении индивида к условиям жизнедеятельности.

Теперь мы имеем общее представление о понятии «адаптация». Давайте рассмотрим частный случай этого процесса: адаптацию ребенка в приемной семье.

II. Адаптация ребенка в приемной семье - что это?

2.1. Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности в новую семью. Статистика свидетельствует, что 60 - 70% детей, лишенных родительского попечения, устраиваются в семьи как российских, так и иностранных граждан. Для того чтобы понять процесс адаптации, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое совершенно незнакомое место, причем это произошло помимо вашего желания и без предварительной подготовки. Что вы испытаете при этом? Вероятно, ваше состояние будет близко к шоковому, и вы будете растеряны.
Варианты поведения могут разные: от стремления убежать и вернуться на прежнее место до остолбенения. Когда шоковое состояние пройдет, ребенок, наверное, начнет оглядываться вокруг себя, замечать, что и кто находится рядом, предпринимать попытки освоиться в новом месте. На процесс привыкания к изменившимся условиям будут влиять люди, которые окажутся рядом, их радушие или враждебность.

2.2. Адаптация ребенка в приемной семье - неизбежный и тяжёлый пе-риод для каждой приёмной семьи. Когда де-ти попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку, большинство из них теря-ют активность, у них притупляются приобре-тенные умения и навыки. В этот период самое главное - как можно скорее помочь детям осознать, что мир вокруг них надёжен и безопасен.

Приёмным родителям бывает трудно при-нять ребёнка таким, какой он есть, приспосо-биться к его привычкам, поведению, чертам ха-рактера. Трудно объяснить себе и простить по-ступки, которые кажутся непозволительными (жёсткость, грубость и т. д.). Главное - терпе-ние, сдержанность, стремление понять самим проблему и помочь ребёнку разобраться в себе самом.

Успешность адаптации ребёнка зависит в первую очередь от умения взрослых правиль-но наладить внутрисемейное общение. Оно будет эффективным в том случае, если члены семьи (как правило, взрослые) не станут рас-сматривать своего подопечного только в качестве пассивного объекта своих воспита-тельных воздействий. Связи меж-ду всеми членами семьи должны быть макси-мально доброжелательными, а главным резуль-татом должно стать благополучие не только приёмного ребёнка, но и всех членов приём-ной семьи.

Таким образом, адаптация ребёнка в приёмной семье - это:

  • адаптация к образу жизнедеятельности семьи (интерьер, режим жизни, преоб-ладающие настроения, стереотипы, ти-пичный социально-психологический и се-мейный микроклимат);
  • адаптация к другим членам семьи, близ-ким и знакомым (наилучшее средство убеждения - позитивное отношение к ребёнку каждого окружающего);
  • адаптация к нормам и ценностям се-мьи (нравствен-ным, трудовым, эстетическим);
  • адаптация к традициям семьи и к её при-вычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам.

III. Этапы адаптации ребенка в приемной семье.

В процессе адаптации ребенка в приемной семье можно выделить несколько этапов:

3.1. Первый этап - «Медовый месяц» . Этот этап начинается еще до окончательного прихода ребенка в семью - во время его первых визитов в гости. Это удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями, так как не предполагает большой ответственности. На этом этапе все обычно идет просто замечательно. Родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему всю накопившуюся ласку и нежность. Ребенок, в свою очередь изо всех сил старается понравиться. Он наслаждается ситуацией, ему нравится его новая семья, уютная квартира, доброе отношение, новые игрушки. Некоторые дети сразу могут начать называть вас «мама» и «папа».
Отнеситесь бережно к чувствам ребенка, будьте сдержанны по отношению к нему на этом этапе. Не стоит, особенно на первом этапе построения отношений, называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство. Помните, что и взрослые, и ребенок подчиняются руководителю учреждения, в котором находился ребенок и согласовывают свои действия с социальным работником. Это облегчает регулирование спорных моментов в жизни вашей семьи.
Еще один важный момент, который необходимо учитывать: с точки зрения ребенка он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детское учреждение, а тогда, когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает вину, чувствует себя предателем. В любом случае ему необходима поддержка. Нужно помнить, что новые переживания могут негативно отразиться на ребенке. Он может испытывать тревогу, плохо спать. Могут появиться подъемы и спады настроения, попытки успеть все и сразу. Для этого периода будет лучше, если кто-то из членов семьи возьмет отпуск, чтобы помочь ребенку освоиться в новом месте. Необходимо показать ему, как работает бытовая техника, как включается телевизор. Научить совершать простейшие действия: как подстригать ногти, чистить картошку. Совершить прогулку вместе по улице, показать будущий детский сад или школу, магазины, почту, поликлинику, парк. Однако не стоит очень быстро сближаться с ребенком на этом этапе. И ему и приемным родителям нужно время.
3.2. Второй этап - «Уже не гость». Для второго этапа адаптации в приемной семье характерен кризис взаимоотношений. Вам может показаться, что послушного и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как вам хочется. Вы, в свою очередь, можете задумываться, а правильно ли вы сделали, взяв этого ребенка в свою семью? Не совершили ли вы ошибку? Неужели вам так и не удастся найти общий язык с ребенком? Успокойтесь, - то, что с вами сейчас происходит - это закономерный процесс, причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.

Рассмотрим основные причины кризиса:
1. Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины». Как бы странно это ни звучало, но ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак, который радует и специалистов, и обученных (понимающих, в чем дело) родителей. Дело в том, что ребенок очень сильно старался понравиться взрослым в течение всего периода, условно названного «медовый месяц». Он старался сдерживать в своем поведении те проявления, которые, как он предполагал, могут не понравиться окружающим, боялся, что «не подойдет» новым родителям и его вернут в приют. Однако очень долго сдерживать себя невозможно. То, что сжато, разожмется при первом же удобном случае. Ровное, дружелюбное и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю, начать реагировать на стрессовые ситуации обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что его «уже не прогонят». Появление доверия по отношению к родителю — очень важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.
2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям. Возможно, ухудшению поведения ребенка способствовали ваши же собственные ошибки. Быть может вы, даже не отдавая себе отчета в этом, ожидаете от ребенка благодарности. Ребенок, конечно же, благодарен вам, но пока не умеет это выразить. Умение благодарить — это то, чему ребенку предстоит научиться в приемной семье.
3. Нарастание детской тревоги из-за неполного понимания своего места и своей роли в принимающей семье. Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но, прежде чем заводить такой разговор, необходимо согласовать этот вопрос со специалистами. Разговор может проходить по приблизительно такой схеме: «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». В некоторых случаях (по согласованию со специалистами) необходимо также сообщить воспитаннику, в зависимости от реальной ситуации в его кровной семье: «Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним».
4. Предыдущий травмирующий жизненный опыт ребенка. Когда ребенок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных отношениях в «прежней» жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить свой прошлый опыт, что даст возможность нормально развиваться дальше.
Кроме того, известны случаи, когда у приемного ребенка на этапе кризиса появлялась излишняя фиксация на чистоте или, наоборот, на грязи. Некоторые дети становятся чрезмерно озабочены своим здоровьем. У неподготовленного родителя поведение ребенка на этом этапе адаптации может вызвать чувство отчаяния, что может привести к ложным выводам: - мне достался «не тот» ребенок

Мне с ребенком не справиться

Я — плохой воспитатель и т.д.

Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно помнить, что на приемном родителе лежит большая ответственность, поэтому нельзя легко сдаваться. Не надо забывать о том, что ребенку почти всегда гораздо тяжелее в процессе адаптации, чем взрослому. Ну а при возникновении сложностей необходимо помнить, что приемные родители всегда могут (и должны!) позвонить специалисту. Ну а в самые тяжелые минуты родителям нужно повторять себе: кризис необходим приемной семье!

Кризис помогает родителям обнаружить проблемы ребенка. У приемных родителей есть прекрасная возможность лучше понять ребенка и с помощью специалистов найти пути решения проблем.
. Невозможно перейти на следующий этап адаптации в приемной семье, минуя кризисный этап. Нерешенные эмоциональные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе, и тянуть семью назад.
. Пройдя через кризис, приемные родители приобретают необходимую уверенность, становятся воспитателями более высокой квалификации, что, несомненно, поможет добиться больших успехов в укреплении семьи.
. Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно.
. При успешном прохождении кризиса у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи.
. В конце - концов, ничто не сплачивает семью лучше, чем совместное преодоление трудностей!

3.3. Третий этап - «Вживание» . Итак, приемные родители прошли через трудности кризисного периода! Теперь они гораздо лучше понимают проблемы ребенка, да и свои тоже. Когда ребенок сталкивается с трудностями (их у него еще очень много), его нужно поддерживать: мы вместе, мы справимся. Ребенку не предъявляется лавина требований, приемные родители на данном этапе уже знают его возможности. В случае «сбоев» в поведении ребенка находятся причины проблемы и способы их преодоления самостоятельно или с помощью специалистов. На этом этапе приемная семья тоже может испытывать некоторые проблемы. Часто случается так, что родители уделяют недостаточно внимания родным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать своих детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Родные дети, подобно приемному ребенку, могут начать плохо себя вести, может снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако проблемы с приемным ребенком помогают родителям лучше понимать и проблемы своих детей.
Как правило, на этом этапе и приемные родители и ребенок вздыхают свободно. Ребенок начинает чувствовать себя действительно как дома, принимает правила поведения, принятые в семье. Изменяется и внешность ребенка: он прибавляет в весе, улучшается состояние его кожи и волос, прекращаются аллергические реакции. Ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе. Тем не менее, следует помнить, что любое изменение, происходящее в семье, может оказать на только-только начинающего привыкать ребенка травмирующее воздействие. В случае любых изменений в семье (смерть одного из членов семьи, отъезд в командировку, болезнь и госпитализация, рождение ребенка, приезд гостей на длительный срок и др.) следует позвонить социальному работнику, который имеет больший опыт в решении проблем приемных семей, и поможет вам пережить эту ситуацию более спокойно.

Итак, четвертый и последний этап.
3.4. Четвертый этап - «Стабилизация отношений». На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены семейной жизнью. Приемный ребенок ведет себя так же, как и родные дети, он спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба родителей и другие проблемы. Он с удовольствием начинает ходить в детский сад или школу.

Если ребенку хорошо в новой семье, он реже будет рассказывать о своей предыдущей жизни, вспоминать неприятности. У него появятся новые интересы и новые привязанности, которых ему так не хватало. Родные дети приемных родителей приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семьей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом. На этом этапе уже можно судить, удалась ли новая семья.
Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства! Ведь адаптация в новой семье происходит с двух сторон - ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и родители должны к ней привыкнуть! Поэтому надо обязательно помнить о том, что все без исключения испытывают стресс, взрослым тоже нужна помощь - со стороны супруга или супруги, других членов семьи, социальных работников, психологов. Не нужно стесняться обращаться за помощью, этим можно уберечь себя и детей от эмоциональных срывов и психосоматических болезней!
3.5. Памятка для приемных родителей:
1. Не стоит впадать в отчаяние, если что-то идет не так, как вам представлялось.

2. Всему свое время, вам еще обязательно удастся выстроить гармоничные, доверительные отношения.
3. Приемным родителем - это работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И, как и любая другая работа, она требует отдыха. Конечно, вы не имеете официальных выходных и отпуска, однако, это не значит, что надо забыть про себя и полностью погрузиться в проблемы ребенка. Вокруг наверняка есть люди, которые могут вам помочь, например, погулять с ребенком, пока вы немного отдохнете.
4. Если вы испытываете тревогу по поводу своего нового статуса или вас что-то беспокоит, обязательно найдите возможность проконсультироваться с психологом, получить поддержку у специалистов Центра ППС замещающих семей «Семейный очаг» или у других приемных родителей.

5. Не стоит забывать и про собственное здоровье, всегда вовремя консультируйтесь с врачами!
6. С момента знакомства ребенка с приемными родителями начинается процесс адаптации - приспосабливание и привыкание к новой обстановке.

7. Этот процесс имеет свои особенности, он протяжен во времени и обычно включает в себя четыре основных этапа:
- «Медовый месяц», отношения между родителями и приемным ребенком обычно окрашены большим взаимным интересом, ожидания, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых заметно идеализированные. Все участники процесса, как правило, стремятся понравиться друг другу и показать себя с хорошей стороны.
- «Уже не гость» - это второй этап адаптации, для него характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Поведение ребенка ухудшается, взрослые могут
прийти в отчаяние. Но это закономерный процесс, и в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.
- «Вживание»- родители гораздо лучше понимают проблемы ребенка. Родители находят подход к ребенку, они хорошо изучили его сильные и слабые стороны. В случае «сбоев» в поведении ребенка взрослые, зачастую с помощью специалистов ищут и находят их причины, а также способы их смягчения или преодоления.
- «Стабилизации отношений» - характеризуется удовлетворенностью от семейной жизни. Ребенок спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба кровных родителей и другие проблемы. Семья начинает функционировать как обычная семья. Эта стадия завершает процесс адаптации ребенка в новой семье. Развитие этой стадии может идти в двух направлениях:

1. Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения.

2. Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним. У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, мстительность, упрямство и др.) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). Детско-родительские отношения не установлены, взаимная адаптация не произошла.

5. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30306_full.shtml [К вопросу о понятии "адаптация" - Проблемы cоциальной психологии личности]